Лисова Любовь Михайловна
Коммуникативное развитие детей, и помощь родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Важный фактор благополучного психического развития ребенка это общение. Вопросы коммуникации ребенка изучались, как условия его социальной адаптации. Для того, что бы успешно войти в социокультурное общество и выполнять различного рода деятельность, ребенку необходим достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков. Если общение нарушено, это ведет к потери эмоциональных контактов с детьми и взрослыми, к общему недоразвитию речи, к несостоятельности в установлении взаимоотношений с окружающими. Уже доказано, что недостаток общения, перенесенный детьми в дошкольном возрасте, являются основными причинами задержки развития специфических структур мозга, и возникновения трудностей в обучении.
Публикация «Коммуникативное развитие детей, и помощь родителей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С самого рождения ребенок нуждается в общении, сначала это мама и папа, бабушки и дедушки, потом это уже сверстники, они направляют ребенка к саморазвитию, познании себя и окружающих его людей, учатся ладить со сверстниками.
Бывает так, что у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, какие они могут быть:
• ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.
• ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.
• ребенок уходит от сверстников, но они настроены к немудружелюбно.
• ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
Все эти трудности объясняются нарушением одного или всех следующих условий "полноценного общения" :
• наличие взаимных симпатий;
• наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;
• наличие сопереживания;
• наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;
• наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.
Как правило, дети рассказывают мамам о своих друзьях, если этого не происходит, стоит обратить внимание на это, и расспросить подробнее ребенка. Здесь родителям, стоит помочь ребенку наладить контакт, к сожалению не все дети с легкостью и готовностью на него идут. Некоторые дети замыкаются, или же стесняются, и происходит дефицит общения.
Если родители отмечают, что у малыша имеются проблемы со сверстниками, не надо на это акцентировать внимание, помогите ему как бы неприметно, также в данной ситуации пригодится помощь друзей. Договоритесь о совместных прогулках, или запишитесь на кружки, в которых дети активно общаются.
Если Вы у своего чада, наблюдаете слишком много отрицательных сторон, например отсутствие сопереживания (эмпатии, отсутствие помощи друзьям, не идет на компромиссное сотрудничество, то необходимо эти качества корректировать, можно начать со своего примера.
Бывает так, что общение не ладиться со сверстниками, а с взрослыми людьми ребенок ладит, и общается совершенно нормально, это не плохой факт, но все же малышу требуются налаживать отношения и с друзьями своего возраста.
Формирование доброжелательного отношения к сверстнику
Эффективным средством, для доброжелательного отношения к сверстникам при помощи родителей, это наверное проведение совместных праздников, там хорошо если дети водят хороводы, игры в которых нет соревновательных моментах, так же например показ мультика, при котором дети переживают одинаковые положительные эмоции, создается атмосфера содружества.
А если ребенок дерется со сверстниками, и обижает других, то что необходимо тогда делать?
Хорошее отношение к сверстникам должно быть основано на сочувствие к детям, значит родителям нужно заняться воспитанием нравственных качеств ребенка, попробуйте с эмоциями читать книги, делайте ударение, на бедах героев, и как им тяжело. Хорошим методом, для развития эмоций является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Пусть малыш расскажет о переживаниях своих, и называет их.
В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.
При налаживании отношений со сверстниками, стоит убрать игрушки, они отвлекают детей от общения, и к тому же рождают излишние споры. Вспомним, что не только игрушки являются поводом для конфликтов, но и обзывание тоже, если такое происходит, ограничьте речевое общение детей, поиграйте с ними вербально, пусть поиграют в игры с помощью мимики и жестов.
Главное в чем помочь могут родители при формировании коммуникативных качеств, видеть в сверстниках друзей и партнеров. Именно это отношение порождает сочувствие,сопереживание, сорадование и содействие.
Итак, далее предложим игры, в которые дети могут поиграть, чтобы наладить отношения со сверстниками:
Для привлечения внимания к сверстнику: «Испорченный телефон», «Эхо», «Зеркало», «Море волнуется…», где идет повторение действий и слов детей.
Игры, в которых необходима согласованность действий между детьми: например рисунок ослика вместе, делают подарки на праздники.
Игры, в которых дети переживают одинаковые чувства: например страха: если волк гоняется за поросятами.
Игры, в которых дети, оказывают поддержку и помощь друг другу : игры в доктора, или спасение принцессы от дракона, или иные игры при помощи друзей.
Игры, в которых дети делают друг дугу комплименты, похвала друг друга имеет крайне положительное влияние на общение детей, ведь делая человеку приятно, самому становится на душе приятнее.