Нина Васильевна Шмакова
Кому нужен детско-родительский тренинг?
Н. Шмакова, педагог-психолог.
Уважаемые коллеги, в предыдущих статьях я предложила вашему вниманию программу и несколько конспектов занятий игрового тренинга «Школа Бесстрашия», направленных на коррекцию детских страхов и детско-родительских взаимодействий. Конспекты отражают структуру, перечень и содержание игр и упражнений. В них нет акцента на детско-родительские взаимодействия, хотя это одна из главных задач программы.
Публикация «Кому нужен детско-родительский тренинг?» размещена в разделах
Особенность этого тренинга в том, что цикл из 10 занятий рекомендуется проводить в довольно сжатые сроки. В нашем случае, это были встречи 3 раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу, в конце рабочего дня. Итак, семьи (5-7), пожелавшие участвовать в этой программе, более 3-х недель оказываются подвязанными к графику проведения тренинга. И это при нашей-то занятости! Но этому есть обоснование: систематические занятия, не растянутые во времени, и посвященные решению одних и тех же задач (на разном материале), действительно, эффективны.
Скажу честно, пришлось потрудиться, чтоб замотивировать родителей к участию в тренинге, особенно на первый цикл! Ожидание детьми очередных занятий показывало взрослым, насколько ценна для детей совместная с родителями игровая деятельность. К тому же, у родителей появилась возможность не теоретически, а опираясь на «живой» материал, т. е. на практику взаимодействия с детьми, осознать свои установки, свою систему убеждений по вопросам воспитания, увидеть свои достижения и промахи, или, как говорит А. И. Захаров, «издержки семейного воспитания».
Как правило, у родителей возникает немало вопросов, как по ходу занятий, так и по окончании: о манере реагирования ребенка на успехи/неуспехи, об активности/пассивности в игре, о напористости в достижении цели или, наоборот, уходу от действий, склонности обижаться и многое другое. Порою, родители с удивлением отмечают в ребенке качества, которые раньше не замечали. Наблюдая за детьми, играя с детьми, родители тоже проживают массу разнообразных чувств и эмоций. Что-то их радует, что-то огорчает. И они тут же реагируют… Чаще привычными способами. Например, два ребенка столкнулись в игре «Регби» (игра-то без правил). Один убежал, а другой громко заплакал – ему, может быть, немного больно, но уж точно – обидно. Мама бросается на помощь, успокаивает. И в игре это может быть далеко неэффективным способом. Вариант может быть таким: Ведущий (мама, любой родитель) кричит: «Срочно санитаров, спортсмен ранен! Носилки, несите носилки! Быстро укол – ему же больно!». Нарочито встревоженный, шутливый тон – и ребенок уворачивается, смеясь, убегает играть, забыв про обиды. Благодаря грамотной поддержке он сделал выбор – не обижаться, а играть.
Каждое занятие дает информацию и о ребенке, и о том, «какой я родитель». Психологу важно это видеть, т. к. в этом находится подсказка тематики общения с родителями. В обсуждении конкретных событий, ситуаций, участниками которых были родители, лучше происходит осознание себя как родителя, своей родительской компетентности, повышается готовность получать знания от специалистов.
Как показывает практика, после 5-6 занятия следует провести встречу с родителями без детей, чтобы обсудить промежуточные результаты тренинга. Основной темой разговора будет то, что очевидно проявилось на прошедших занятиях. Вполне возможно, что потребуется родительская встреча и по окончании «Школы Бесстрашия», и даже не одна (в нашем случае это было так).
Что, например, проявлялось в каждой группе? На первом занятии родители с трудом включались в подвижные игры. Начинали играть в «Пятнашки», но быстро оказывались у стен по периметру зала. Почему? Потому что дети предпочитали бегать за ведущим. Почему? Потому что родителям непривычно эмоционально включаться в игру, подыгрывать, бросать реплики, привлекающие и активизирующие ребенка и, сами того не замечая, они оказываются выключенными из процесса. Да и детям непривычно, чтоб мамы и папы с ними играли. Таким образом, взрослые постепенно учились стопроцентному включению в игровой процесс.
В совместной игре родители, как нигде, имеют возможность осознать, насколько они могут предоставить самостоятельность ребенку в решении задачи, разрешении проблемных ситуаций. Опека нередко проявляется в готовности подсказать, упрекнуть, «одернуть», а то и наказать. На занятиях родители осваивают новый опыт – как можно по-другому повести себя с ребенком.
Надо видеть изумление, удивление детей, когда они слышат, что их мамы и папы, оказываются, тоже в детстве кого-то или что-то боялись. Услышав об этом, смелее признавались в своих страхах. И это их сближало.
В релаксационных упражнениях обнаруживалось, что не все дети могут закрыть глазки и расслабиться, сохраняя настороженность (тема доверия к миру). Некоторые родители, неожиданно для себя, узнавали, что у ребенка нет в активе ласковых слов для мамы (конспект занятия 7). Было о чем подумать.
Информацию к размышлению получали практически на каждом занятии, а вместе с тем, возникало желание найти ответы на свои вопросы.
Кому нужен детско-родительский игровой тренинг? Конечно, он нужен детям и, в такой же степени, нужен родителям.
Из опыта: Как-то пришел на тренинг папа с 2-мя детьми дошкольного возраста. Благополучная семья. Благополучные дети. На вопрос, что побудило его к участию в игровых занятиях, ответил, что много работает, мало общается с детьми, поэтому хочет компенсировать недостаток общения и хоть немного загладить чувство вины. Кстати, когда участвуют папы, в группе особая атмосфера. Наблюдения показывают, что особенно это важно для детей, которые растут без отцов.
Итак, я – за детско-родительские мероприятия на любые темы и любого формата!