Лучший педагог года

Компьютерные технологии в музыкальном образовании современного школьника

Светлана Емельянова
Компьютерные технологии в музыкальном образовании современного школьника
▼ Скачать + Заказать документы

«Компьютерные технологии

в музыкальном образовании

современного школьника»

Учитель музыки

Емельянова С. В.

МБОУ «С Ш № 35»

Иваново 2021 год

Содержание.

1. Введение.

2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образова-ния.

3. Другие средства коммуникации в области музыкального обра-зования.

4. Вывод.

1. Введение.

Публикация «Компьютерные технологии в музыкальном образовании современного школьника» размещена в разделах

В современной жизни много перемен : сменились социальные ценности, высоконравственные идеалы уступили место материаль-ному благополучию. Расслоение общества привело к отчуждению людей, агрессии. Деньги стали мерилом успешности. А душа че-ловеческая по - прежнему тянется к Совершенству и Красоте, Идеалу и Благодати - бесконечной, мудрой, вечной музыке, от которой так хочется жить. Музыка открывает человеку разнооб-разный удивительный мир и самого себя в этом мире. Мой пе-дагогический опыт доказывает, что музыка не только звучит в душах детей. но и оказывает на них сильнейшее воздействие. Интересно заметить, как со временем меняются вкусы моих воспи-танников. Если вначале им больше нравится музыка «шлягерного» плана, то постепенно они влюбляются в классическую музыку, кото-рую раньше не слушали, считали ее скучной и сложной для понима-ния. Современному человеку как никогда важно приобщение к ми-ровым культурным традициям. Это позволяет ему творчески подхо-дить к решению проблем, адаптироваться в нестабильных условиях. Я считаю, что учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внут-ренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии. Навер-ное, ради этого вот уже 15 лет каждое утро я спешу в школу. Спешу наполнять души детей добротой и благородством, раскрывать нежные бутончики талантов и верить в то, что они скоро превратятся в яркий, благоухающий букет.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.» Сколько десятков лет эти слова являют-ся как «кредо» не одной сотни педагогов музыки? Мой урок - это полёт творческой мысли, фантазии, таланта, духовного со-вершенства, урок воспитания Личности. Что значит воспитать личность умеющую жить в гармонии с миром, личность яркую, творческую, и главное духовно богатую? Как открыть ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительно-сти? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Во-просы, вопросы, вопросы…

В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приё-мы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ.

В музыкальном образовании имеет место некоторое противо-стояние подходов в обучение: развитие общих принципов ди-дактики на уроках музыки и принципов художественной дидак-тики. В этом плане дополняют и развивают тематическую основу традиционной программы Д. Б. Кабалевского программа «Ис-кусство слышать» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр. Дети погружа-ются в мир музыкальных образов русской и зарубежной класси-ки, современной музыки, фольклора, собственного творчества.

Несколько шире, с учётом обновления содержания,технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е. Д. Критской. В данной программе идёт опора на выявление жиз-ненных связей музыки. Здесь урок музыки не просто урок раз-вития сенсорных музыкальных способностей, а урок - искусства, когда развиваются все психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие и, в том числе, музыкальные способности : чувство ритма, тембровый слух, музыкальное мышление и т. д. Таким образом, на примере создания новых методических ком-плектов мы видим качественное изменение педагогических ме-тодик, видим, попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения. Говоря об использовании и совершенство-вании педагогических технологий, имеется в виду также инфор-мационные технологии, т. е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации.

2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образования.

Современное образование быстро набирает скорость в области новейших технологий. Одним из главных направлений в получе-нии определённых знаний учащихся стала компьютеризация. Сам по себе компьютер не играет никакой роли в образовании без общей концепции его применения, программно – методического обеспечения, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребёнка, а также его психофизиологическим возможно-стям. Специалисты в области психолого - педагогических иссле-дований указывают как на позитивные, так и на негативные фак-торы компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Можно согласиться с мнением исследователей в том, что компьютеру нельзя передавать все функции учебно-воспитательного процесса, особенно такие, как формирование мотивации, мировоззрения, ценностных отношений, воспитание художественного и эстетиче-ского вкуса. В любом случае учитель остаётся не заменимым и очень важным звеном в системе обучения будущего.

Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей. Они оказывают большую помощь в разработке уроков музыки и помогают решать важ-нейшие задачи, связанные с образованием и эстетическим воспи-танием детей как в процессе урока, так и во внеурочное время. И К Т занимает ведущее место в качественном и эффективном преподавании предмета «Музыка».

Отметим некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет всё большую роль. Это- создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, создание аранжировок и оригинальных компози-ций с использованием программ секвенсоров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, подготовка фонограмм и видеоклипов и т. п. При разучивание песен на уроках музыки в школе, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, И К Т способ-ствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности. С помощью компью-тера дети могут изучать творчество композиторов и нотную гра-моту, совершать экскурсии и виртуально бродить по залам музе-ев например, музею музыкальных инструментов.

На уроке в 1 классе, я знакомлю учащихся с выразительными возможностями фортепиано и музыкальной клавиатурой. Здесь я использую компьютерную программу «Музыкальный клавиш-ный». Данная программа представляет собой звучащую музы-кальную клавиатуру фортепиано, на которой можно проиграть любую одноголосную мелодию например, «Чижик- пыжик», при желании даже с аккомпаниментом, что даже смогут сделать де-ти,обучающиеся в музыкальной школе. При помощи этой про-граммы дети в игровой форме, могут сравнить звучания разных регистров, при помощи изменения тембра они узнают о том, что семейство музыкальных клавишных инструментов имеет большое количество разновидностей: челеста, клавесин, вибра-фон, электроорган. Дети слушают их тембр и сравнивают звуча-ние.

Во 2 классе на уроке по теме «Жанр симфонической сказки» перед прослушиванием изучаемого произведения я показываю учащимся иллюстрации деревянно - духовых инструментов и даю послушать фрагменты звучания для того, чтобы ребята могли узнать тембры звучания этих инструментов, например: флейты, кларнета, гобоя (раздел «Музыкальные инструменты» из ком-пакт-диска «Энциклопедия классической музыки) и показы-ваю строение инструмента флейта (раздел «Медиа. Анимация.» из компакт-диска «Энциклопедия классической музыки) Мини - фильм о музыкальном инструменте флейта довольно компакт-ный по объёму, длится около 3 минут, технология показа основа-на на том, что инструмент на глазах детей даётся в разрезе, объясняется назначение его составных деталей, показан меха-низм звучания.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в му-зыке». При сравнительном анализе музыкального произведения например, А. Вивальди цикл «Времена года»; учащиеся исполь-зуют энциклопедические определения характера, взятые из про-смотренного диска. Ребё нок совершает открытие: узнал, понял, объяснил.

Проведению этих уроков помогают диски фирмы «Кирилл и Мефодий». С помощью дисков «Музыкальный класс», «Шедев-ры музыки», «Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», «Жизнь и творчество композиторов», предлагаемых этой фирмой, развиваются творческие и интеллектуальные способности детей. Применение И К Т повышает активность учащихся, насыщенность и результативность урока.

Поставив себе задачу включения И К Т на уроках музыки мне пришлось начинать работу с нуля. Прежде всего следовало решить вопрос по накоплению учебных программ, которые мож-но применять на уроках. Начала я свою деятельность имея в наличии всего две компьютерные учебные программы. Это про-грамма Power Point, к использованию которой я неоднократно прибегаю при знакомстве с музыкой различных авторов, при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов, при изучении творчества того или иного компози-тора. Обращение к этой программе дает возможность мне иллю-стрировать свой рассказ необходимыми тематическими видеофраг-ментами. Одно из направлений этой программы – демонстрация учебного материала в режиме слайд – шоу и просмотры изображе-ния музыки.

Другая программа - это Band - in - a - Box. Программа предна-значена для создания, аранжировки определённой мелодии или уже готового музыкального фрагмента. Создатели программы за-ложили в неё богатые возможности: она может подобрать ак-компанемент к готовой мелодии, может имитировать элементы аккомпанимента, характерные для определённых музыкантов; может выбрать различную оркестровку; может использовать не-которые спецэффекты: штрихи, фактуру и т. д. Данная программа имеет довольно большой архив, в котором содержится коллек-ция записей классических и современных произведений. Сегодня я использую и другие программы, которые можно разделить на группы: информативные энциклопедии, обучающее-развивающие - тематические, образовательно – игровые, фонотека, фонограммы.

Этот небольшой анализ показывает, какие широкие возможности открывают нам И К Т при проведении уроков.

Моя практика показала что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки начиная с младших классов и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материа-ла.

Для учащихся 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фоно-граммы; образовательно – игровые программы, при использовании их отдельных элементов.

Учащимися 3 и 4 классов хорошо воспринимаются тематические, обучающе – развивающие, образовательно – игровые программы, фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные – ча-стично.

В среднем звене задействованы все группы программ в полном объ-еме с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока – презентации и интегрированного урока.

И К Т расширяет информационную базу при подготовке к уроку, позволяет эффективней развивать все виды восприятия : зрительно-го, слухового, чувственного; повышает интенсивность проведения урока, способствует расширению межпредметных связей при изло-жении материала урока, контролировать усвоения учащимися прой-денного материала; обогатить и расширить песенный репертуар на уроке и при проведении школьных мероприятий.

Формы работы на уроках могут быть разнообразными : учащие-ся выполняют творческие задания, весёлые музыкальные упраж-нения, совершают увлекательные путешествия и экскурсии, сочи-няют простые мелодии, пишут ноты. Формами овладения И К Т на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проек-тов с электронной презентацией в программе Power Point.

Цель использования этих форм - организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.

Я на своих уроках использую проектную деятельность для усвоения материала, для получения новых знаний музыкальных терминов, для обобщения тем. В проектных заданиях ученики используют хо-рошо знакомые им понятия, в сочетании с новыми знаниями, полу-ченными на занятиях. Огромным плюсом данного вида учебной дея-тельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные презентации, которые я также при-меняю в своей работе. Это позволяет более наглядно представить иллюстративный материал к уроку. Следующей формой моей дея-тельности является использование компьютерного тестирования на обобщающих уроках. Цель - систематизировать и обобщить ключе-вые знания полученные в течении четверти и года. При защите про-екта, презентации школьники приобретают навыки выбора и исполь-зования нужной информации, учатся работать в коллективе, приме-няют полученные знания при изучении других предметов. Главное – это приобщение ребенка к творческому процессу, когда он видит ре-зультат своего труда оцененного учителем по достоинству. Таким образом, применение И К Т делает урок познавательным, разнооб-разным, а самое главное – современным.

Мой опыт использования И К Т показывает, что применение их на уроках музыки реально может стать базой для формирования худо-жественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гар-монического развития личности в целом.

3. Другие средства коммуникации в области музыкального образования : синтезатор, технология мультимедиа, интернет.

Большую помощь на уроках музыки оказывает применение циф-ровых образовательных ресурсов на примере музыкального син-тезатора. С помощью введения в урок музыки нового музыкаль-ного инструмента обогащаются традиционные виды музыкальной деятельности : слушание музыки, вокально - хоровое исполнитель-ство, инструментальное музицирование, пластическое интониро-вание и др. Так, вокально – хоровая деятельность школьников получает новый импульс благодаря использованию синтезатора в качестве аккомпанемента. Этому способствуют богатые тембро-вые и ритмические возможности инструмента, простота и до-ступность в использовании. При организации слушательской дея-тельности на уроке музыки синтезатор может использоваться во время проведения интонационно – образного анализа музыкаль-ных произведений. В 7-ом классе мы изучаем «Болеро» М. Ра-веля. При подготовке слушания сложного произведения для ак-тивизации внимания школьников я показываю на синтезаторе 2 основные темы в исполнении гобоя, флейты, саксофона, трубы, кларнета на фоне неизменного ритма малого барабана. Для ис-полнения ритмического рисунка на синтезаторе я привлекаю учеников. Возможности использования синтезатора в музыкально - образовательном процессе выходят за рамки урока. Во вне-классной и внешкольной работе он необходим учителю для со-здания минусовых фонограмм. Таким образом оркестровка музы-ки, аранжировка, музыкально – композиционная деятельность находит своё место на уроке музыки благодаря использованию тембровых, динамических, метроритмических возможностей син-тезатора. Существует много методической литературы, посвящён-ной обучению на синтезаторе. Одни пособия делают акцент настроении и функциях музыкально – цифрового инструментария. Это пособие В. Реллина и А. Талера; П. Горгеса и А. Мер; Г. В. Богачёва, Д. Ю. Дубровского и др; другие сосредоточенные на теории и практике обучения к музыкальному творчеству. Посо-бия Дж. Дрекслера и К. Херле, И. Г. Шавкунова, П. Л. Живайки-на, Н. Бергера, И. Б. Горбуновой и А. В. Горельченко и др.

Другим широко распространённым инструментом информатиза-ции музыкального образования стала технология интерактивного мультимедиа – интеграция интерактивных компакт – дисков с компьютером, что обеспечивает возможность работы пользова-теля с информацией, представленной в различных формах: аудиальной, графической и видео. С помощью этой технологии можно прослушать музыку и получить о ней различные сведе-ния в виде текстов, рисунков, фотографий, видеоклипов, напри-мер, с интервью исполнителя этой музыки и др.

И наконец, широкое распространение в качестве средства ин-форматизации музыкального образования получил интернет. Бу-дучи глобальной средой обмена информацией, интернет стано-вится всеохватной образовательной средой. Разнообразные фор-мы коммуникации делают интернет гибким средством обучения. С его помощью можно создать веб. – страницы образовательной направленности в области музыки, пересылать электронные письма и т. д.

4. Вывод.

Синтезатор, компьютер, технологии мультимедиа, интернет - все эти новые средства коммуникации обеспечивают доступ к каче-ственной информации в области музыкального образования Они позволяют оптимизировать процесс обучения в рамках традици-онных классных занятий за счёт активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а также расширяют возможности дистанционного обучения и самообучения в этой образовательной области.

Публикации по теме:

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Компьютерные игры разрешаются!Компьютерные игры разрешаются! Компьютерные игры - главный бич для детей нашего времени. Много борюсь с этим, но увы, зачастую безрезультатно. Дети буквально зомбированы.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для родителей будущего школьника «Как составить режим дня»Консультация для родителей будущего школьника «Как составить режим дня» Годы дошкольного детства быстро пролетели. Окончен детский сад и совсем скоро ребята пойдут в школу. И тут в их жизни появляются новые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компьютерные технологии в музыкальном образовании современного школьника
Опубликовано: 28 января 2024 в 20:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Компьютерные технологии в музыкальном образовании современного школьника» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Емельянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД