Светлана Емельянова
Компьютерные технологии в музыкальном образовании современного школьника
▼ Скачать + Заказать документы
«Компьютерные технологии
современного школьника»
Учитель музыки
Емельянова С. В.
МБОУ «С Ш № 35»
Иваново 2021 год
Содержание.
1. Введение.
2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образова-ния.
3. Другие средства коммуникации в области музыкального обра-зования.
4. Вывод.
1. Введение.
Публикация «Компьютерные технологии в музыкальном образовании современного школьника» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
В современной жизни много перемен : сменились социальные ценности, высоконравственные идеалы уступили место материаль-ному благополучию. Расслоение общества привело к отчуждению людей, агрессии. Деньги стали мерилом успешности. А душа че-ловеческая по - прежнему тянется к Совершенству и Красоте, Идеалу и Благодати - бесконечной, мудрой, вечной музыке, от которой так хочется жить. Музыка открывает человеку разнооб-разный удивительный мир и самого себя в этом мире. Мой пе-дагогический опыт доказывает, что музыка не только звучит в душах детей. но и оказывает на них сильнейшее воздействие. Интересно заметить, как со временем меняются вкусы моих воспи-танников. Если вначале им больше нравится музыка «шлягерного» плана, то постепенно они влюбляются в классическую музыку, кото-рую раньше не слушали, считали ее скучной и сложной для понима-ния. Современному человеку как никогда важно приобщение к ми-ровым культурным традициям. Это позволяет ему творчески подхо-дить к решению проблем, адаптироваться в нестабильных условиях. Я считаю, что учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внут-ренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии. Навер-ное, ради этого вот уже 15 лет каждое утро я спешу в школу. Спешу наполнять души детей добротой и благородством, раскрывать нежные бутончики талантов и верить в то, что они скоро превратятся в яркий, благоухающий букет.
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.» Сколько десятков лет эти слова являют-ся как «кредо» не одной сотни педагогов музыки? Мой урок - это полёт творческой мысли, фантазии, таланта, духовного со-вершенства, урок воспитания Личности. Что значит воспитать личность умеющую жить в гармонии с миром, личность яркую, творческую, и главное духовно богатую? Как открыть ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительно-сти? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Во-просы, вопросы, вопросы…
В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приё-мы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ.
В музыкальном образовании имеет место некоторое противо-стояние подходов в обучение: развитие общих принципов ди-дактики на уроках музыки и принципов художественной дидак-тики. В этом плане дополняют и развивают тематическую основу традиционной программы Д. Б. Кабалевского программа «Ис-кусство слышать» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр. Дети погружа-ются в мир музыкальных образов русской и зарубежной класси-ки, современной музыки, фольклора, собственного творчества.
Несколько шире, с учётом обновления содержания,технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е. Д. Критской. В данной программе идёт опора на выявление жиз-ненных связей музыки. Здесь урок музыки не просто урок раз-вития сенсорных музыкальных способностей, а урок - искусства, когда развиваются все психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие и, в том числе, музыкальные способности : чувство ритма, тембровый слух, музыкальное мышление и т. д. Таким образом, на примере создания новых методических ком-плектов мы видим качественное изменение педагогических ме-тодик, видим, попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения. Говоря об использовании и совершенство-вании педагогических технологий, имеется в виду также инфор-мационные технологии, т. е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации.
2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образования.
Современное образование быстро набирает скорость в области новейших технологий. Одним из главных направлений в получе-нии определённых знаний учащихся стала компьютеризация. Сам по себе компьютер не играет никакой роли в образовании без общей концепции его применения, программно – методического обеспечения, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребёнка, а также его психофизиологическим возможно-стям. Специалисты в области психолого - педагогических иссле-дований указывают как на позитивные, так и на негативные фак-торы компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Можно согласиться с мнением исследователей в том, что компьютеру нельзя передавать все функции учебно-воспитательного процесса, особенно такие, как формирование мотивации, мировоззрения, ценностных отношений, воспитание художественного и эстетиче-ского вкуса. В любом случае учитель остаётся не заменимым и очень важным звеном в системе обучения будущего.
Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей. Они оказывают большую помощь в разработке уроков музыки и помогают решать важ-нейшие задачи, связанные с образованием и эстетическим воспи-танием детей как в процессе урока, так и во внеурочное время. И К Т занимает ведущее место в качественном и эффективном преподавании предмета «Музыка».
Отметим некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет всё большую роль. Это- создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, создание аранжировок и оригинальных компози-ций с использованием программ секвенсоров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, подготовка фонограмм и видеоклипов и т. п. При разучивание песен на уроках музыки в школе, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, И К Т способ-ствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности. С помощью компью-тера дети могут изучать творчество композиторов и нотную гра-моту, совершать экскурсии и виртуально бродить по залам музе-ев например, музею музыкальных инструментов.
На уроке в 1 классе, я знакомлю учащихся с выразительными возможностями фортепиано и музыкальной клавиатурой. Здесь я использую компьютерную программу «Музыкальный клавиш-ный». Данная программа представляет собой звучащую музы-кальную клавиатуру фортепиано, на которой можно проиграть любую одноголосную мелодию например, «Чижик- пыжик», при желании даже с аккомпаниментом, что даже смогут сделать де-ти,обучающиеся в музыкальной школе. При помощи этой про-граммы дети в игровой форме, могут сравнить звучания разных регистров, при помощи изменения тембра они узнают о том, что семейство музыкальных клавишных инструментов имеет большое количество разновидностей: челеста, клавесин, вибра-фон, электроорган. Дети слушают их тембр и сравнивают звуча-ние.
Во 2 классе на уроке по теме «Жанр симфонической сказки» перед прослушиванием изучаемого произведения я показываю учащимся иллюстрации деревянно - духовых инструментов и даю послушать фрагменты звучания для того, чтобы ребята могли узнать тембры звучания этих инструментов, например: флейты, кларнета, гобоя (раздел «Музыкальные инструменты» из ком-пакт-диска «Энциклопедия классической музыки.») и показы-ваю строение инструмента флейта (раздел «Медиа. Анимация.» из компакт-диска «Энциклопедия классической музыки.») Мини - фильм о музыкальном инструменте флейта довольно компакт-ный по объёму, длится около 3 минут, технология показа основа-на на том, что инструмент на глазах детей даётся в разрезе, объясняется назначение его составных деталей, показан меха-низм звучания.
Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в му-зыке». При сравнительном анализе музыкального произведения например, А. Вивальди цикл «Времена года»; учащиеся исполь-зуют энциклопедические определения характера, взятые из про-смотренного диска. Ребё нок совершает открытие: узнал, понял, объяснил.
Проведению этих уроков помогают диски фирмы «Кирилл и Мефодий». С помощью дисков «Музыкальный класс», «Шедев-ры музыки», «Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», «Жизнь и творчество композиторов», предлагаемых этой фирмой, развиваются творческие и интеллектуальные способности детей. Применение И К Т повышает активность учащихся, насыщенность и результативность урока.
Поставив себе задачу включения И К Т на уроках музыки мне пришлось начинать работу с нуля. Прежде всего следовало решить вопрос по накоплению учебных программ, которые мож-но применять на уроках. Начала я свою деятельность имея в наличии всего две компьютерные учебные программы. Это про-грамма Power Point, к использованию которой я неоднократно прибегаю при знакомстве с музыкой различных авторов, при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов, при изучении творчества того или иного компози-тора. Обращение к этой программе дает возможность мне иллю-стрировать свой рассказ необходимыми тематическими видеофраг-ментами. Одно из направлений этой программы – демонстрация учебного материала в режиме слайд – шоу и просмотры изображе-ния музыки.
Другая программа - это Band - in - a - Box. Программа предна-значена для создания, аранжировки определённой мелодии или уже готового музыкального фрагмента. Создатели программы за-ложили в неё богатые возможности: она может подобрать ак-компанемент к готовой мелодии, может имитировать элементы аккомпанимента, характерные для определённых музыкантов; может выбрать различную оркестровку; может использовать не-которые спецэффекты: штрихи, фактуру и т. д. Данная программа имеет довольно большой архив, в котором содержится коллек-ция записей классических и современных произведений. Сегодня я использую и другие программы, которые можно разделить на группы: информативные энциклопедии, обучающее-развивающие - тематические, образовательно – игровые, фонотека, фонограммы.
Этот небольшой анализ показывает, какие широкие возможности открывают нам И К Т при проведении уроков.
Моя практика показала что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки начиная с младших классов и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материа-ла.
Для учащихся 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фоно-граммы; образовательно – игровые программы, при использовании их отдельных элементов.
Учащимися 3 и 4 классов хорошо воспринимаются тематические, обучающе – развивающие, образовательно – игровые программы, фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные – ча-стично.
В среднем звене задействованы все группы программ в полном объ-еме с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока – презентации и интегрированного урока.
И К Т расширяет информационную базу при подготовке к уроку, позволяет эффективней развивать все виды восприятия : зрительно-го, слухового, чувственного; повышает интенсивность проведения урока, способствует расширению межпредметных связей при изло-жении материала урока, контролировать усвоения учащимися прой-денного материала; обогатить и расширить песенный репертуар на уроке и при проведении школьных мероприятий.
Формы работы на уроках могут быть разнообразными : учащие-ся выполняют творческие задания, весёлые музыкальные упраж-нения, совершают увлекательные путешествия и экскурсии, сочи-няют простые мелодии, пишут ноты. Формами овладения И К Т на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проек-тов с электронной презентацией в программе Power Point.
Цель использования этих форм - организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.
Я на своих уроках использую проектную деятельность для усвоения материала, для получения новых знаний музыкальных терминов, для обобщения тем. В проектных заданиях ученики используют хо-рошо знакомые им понятия, в сочетании с новыми знаниями, полу-ченными на занятиях. Огромным плюсом данного вида учебной дея-тельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные презентации, которые я также при-меняю в своей работе. Это позволяет более наглядно представить иллюстративный материал к уроку. Следующей формой моей дея-тельности является использование компьютерного тестирования на обобщающих уроках. Цель - систематизировать и обобщить ключе-вые знания полученные в течении четверти и года. При защите про-екта, презентации школьники приобретают навыки выбора и исполь-зования нужной информации, учатся работать в коллективе, приме-няют полученные знания при изучении других предметов. Главное – это приобщение ребенка к творческому процессу, когда он видит ре-зультат своего труда оцененного учителем по достоинству. Таким образом, применение И К Т делает урок познавательным, разнооб-разным, а самое главное – современным.
Мой опыт использования И К Т показывает, что применение их на уроках музыки реально может стать базой для формирования худо-жественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гар-монического развития личности в целом.
3. Другие средства коммуникации в области музыкального образования : синтезатор, технология мультимедиа, интернет.
Большую помощь на уроках музыки оказывает применение циф-ровых образовательных ресурсов на примере музыкального син-тезатора. С помощью введения в урок музыки нового музыкаль-ного инструмента обогащаются традиционные виды музыкальной деятельности : слушание музыки, вокально - хоровое исполнитель-ство, инструментальное музицирование, пластическое интониро-вание и др. Так, вокально – хоровая деятельность школьников получает новый импульс благодаря использованию синтезатора в качестве аккомпанемента. Этому способствуют богатые тембро-вые и ритмические возможности инструмента, простота и до-ступность в использовании. При организации слушательской дея-тельности на уроке музыки синтезатор может использоваться во время проведения интонационно – образного анализа музыкаль-ных произведений. В 7-ом классе мы изучаем «Болеро» М. Ра-веля. При подготовке слушания сложного произведения для ак-тивизации внимания школьников я показываю на синтезаторе 2 основные темы в исполнении гобоя, флейты, саксофона, трубы, кларнета на фоне неизменного ритма малого барабана. Для ис-полнения ритмического рисунка на синтезаторе я привлекаю учеников. Возможности использования синтезатора в музыкально - образовательном процессе выходят за рамки урока. Во вне-классной и внешкольной работе он необходим учителю для со-здания минусовых фонограмм. Таким образом оркестровка музы-ки, аранжировка, музыкально – композиционная деятельность находит своё место на уроке музыки благодаря использованию тембровых, динамических, метроритмических возможностей син-тезатора. Существует много методической литературы, посвящён-ной обучению на синтезаторе. Одни пособия делают акцент настроении и функциях музыкально – цифрового инструментария. Это пособие В. Реллина и А. Талера; П. Горгеса и А. Мер; Г. В. Богачёва, Д. Ю. Дубровского и др; другие сосредоточенные на теории и практике обучения к музыкальному творчеству. Посо-бия Дж. Дрекслера и К. Херле, И. Г. Шавкунова, П. Л. Живайки-на, Н. Бергера, И. Б. Горбуновой и А. В. Горельченко и др.
Другим широко распространённым инструментом информатиза-ции музыкального образования стала технология интерактивного мультимедиа – интеграция интерактивных компакт – дисков с компьютером, что обеспечивает возможность работы пользова-теля с информацией, представленной в различных формах: аудиальной, графической и видео. С помощью этой технологии можно прослушать музыку и получить о ней различные сведе-ния в виде текстов, рисунков, фотографий, видеоклипов, напри-мер, с интервью исполнителя этой музыки и др.
И наконец, широкое распространение в качестве средства ин-форматизации музыкального образования получил интернет. Бу-дучи глобальной средой обмена информацией, интернет стано-вится всеохватной образовательной средой. Разнообразные фор-мы коммуникации делают интернет гибким средством обучения. С его помощью можно создать веб. – страницы образовательной направленности в области музыки, пересылать электронные письма и т. д.
4. Вывод.
Синтезатор, компьютер, технологии мультимедиа, интернет - все эти новые средства коммуникации обеспечивают доступ к каче-ственной информации в области музыкального образования Они позволяют оптимизировать процесс обучения в рамках традици-онных классных занятий за счёт активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а также расширяют возможности дистанционного обучения и самообучения в этой образовательной области.