Лидия Филатова
Комплексное открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное открытое занятие по ознакомлению
детей с птицами.
Подготовила и провела Филатова Л. В.
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Воспитывать желание практическими делами охранять птиц.
Публикация «Комплексное открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Мольберт, картинки с изображением птиц, цветные карандаши.
Предварительная подготовка: Дети разучивают стихи.
1. Приметы зимы.
2. Загадки о птицах
3. Каких птиц вы еще знаете?
4. Как называют птиц которые улетают На юг?
5. Как называют птиц, которые которые остаются на зиму?
6. Д\ и «Перелетные и зим. Птицы»
7. Когда птицы выводят своих птенцов
8. Кроссворд
9. Как птицам живется зимой
10. Кто может помочь птицам
11. Стихотворение «Ну морозы, ну морозы»
12. Из чего можно сделать кормушки?
13. Д/и «Покормим птиц»
14. Какие нужно соблюдать правила при кормлении?
15. Муз. Игра «Ворон и воробьи»
16. Рисование
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить какое сейчас время года. Просит назвать приметы зимы. (Ответы детей).
Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права, дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о птицах.
А сейчас послушайте и отгадайте загадки.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)
Воспитатель. - А каких птиц вы еще знаете? (ответы детей)
Воспитатель. - А как называют птиц, которые улетают на юг?
- А как называют птиц, которые остаются на зиму?
(ответы детей: перелетные и зимующие)
Дидактическая игра. «Перелетные и зимующие птицы».
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах.
- А когда птицы выводят своих птенцов? (ответы детей)
- А вы знаете, что есть такая птица которая зимой в лютый мороз выводит своих птенцов. Я вам об этом расскажу. Но название этой птицы, мы узнаем, если разгадаем кроссворд. Если вы правильно впишите название изображенных птиц, то узнаете название той из них, которая выводит своих птенцов зимой.
-Правильно ребята, это клест-еловик. Обычно он живет там, где растут ели. Никто не отважится в лютый мороз птенцов выводить. Только один Клест со своей подругой ничего не страшатся. Сделают в еловых ветках из мелких веточек собранное гнездо. Утеплят его мхом, шерстью да перьями и выводят свое потомство. Самка сидит на яйцах полмесяца и своим теплом согревает их не вставая из гнезда. А еловик ей все время семена из еловых шишек носит. Клюв у него с перекрещенными концами, крестообразный –
«клестный».
- За это Клестом его и называют. Вставит клюв между чешуйками шишки, отогнет их и семечко достанет. Когда еды ему не хватает, он кормится семенами клена и ясеня. Не отказывается и от почек хвойных деревьев, березы.
- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают о холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам? (ответы детей)
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
Воспитатель. – Кто сможет прочитать стихотворение Н. Грибачева
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки-непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!»
И сказал Сережа: «Ладно!
Потерпи недолгий срок…»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
-Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
-Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
-А из чего можно сделать кормушки? (Ответы детей)
- Но чем будем их кормить?
Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде, и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам, остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свирестели – рябину, маслины; голуби – крупу, хлеб.
Дидактическая игра «Покормим птиц»
- А какие нужно соблюдать правила, чтобы правильно кормить птиц?
Ответы:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
-подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. ;
- нельзя класть корм на снег.
Музыкальная игра «Ворон и воробьи»
Воспитатель. Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
-Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо,
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
Воспитатель. А теперь ребята давайте с вами сядем за столы и нарисуем с вами птиц, которым вы бы хотели помочь.
Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
Воробушки.
Воробушки чирикают, (Указательные и большие пальцы обеих рук то
смыкаем, то размыкаем.)
Купаются в снегу: (Одновременно вращаем на столе двумя кулачками)
«Зима пришла! Зима пришла!
Чирик, чирик, тирли! (Указательные и большие пальцы обеих рук то
смыкаем, то размыкаем)
Просыпал кто-то просо!
Скорей.
Склюем все
Зернышки! (Указательные и большие пальцы обеих рук сомкнуты. Стучим и
Ими по столу, имитируя движения воробушка.)
Теперь почистим носики, (Из указательных и больших пальцев обеих рук
делаем скрепленные между собой колечки и
разрываем их)
Теперь расправим
Перышки!» (Быстро шевелим пальчиками обеих рук.)
Затем дети под музыку А. Вивальди «Вьюга» рисуют птиц.
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.