рамиля муфазалова
Конспект комплексного итогового занятия «Путешествие в лабораторию лесных гномов» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в лабораторию лесных гномов»
Цель:
Воспитание гармонично развитой личности дошкольника с высоким уровнем заинтересованности к познавательной экспериментальной деятельности, ценностным отношением к исследованиям.
Задачи:
Образовательные:
Формировать чувства бережного отношения к окружающей среде;
Формировать представление о различных методах экспериментирования;
Формировать разностороннее мышление;
Публикация «Конспект комплексного итогового занятия „Путешествие в лабораторию лесных гномов“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Закреплять знаний детей о составе зеленых листьев, способах фильтрации воды, о природном явлении - извержении вулкана, о веществе крахмал, содержащемся в картофеле.
Развивающие:
Развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста, через реализацию комплекса образовательных областей;
Развивать логическое мышление и умение самостоятельно анализировать и делать выводы;
Развивать творческий подход в процессе экспериментирования;
Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать персонажам историй и рассказов;
Воспитывать любовь к экспериментам;
Воспитывать желание работать сообща
Работа над словарем:
Микроскоп, хлорофилл, фильтр, колба, воронка, лупа, пипетка, красящие вещество – йод, крахмал, извержение вулкана.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Проблемная ситуация
2. Беседы. Комментарии в процессе выполнения экспериментов в соответствии с сюжетной линией
3. Сюрпризный момент
4. Игровой комплекс
5. Сюжетный момент
6. Анализ деятельности
Создание среды для организации и проведения занятия:
9 белых халатов, 8 луп, 1 микроскоп, 8 зеленых листьев, 8 желтых листьев, 9 колбочек, 9 пробирок. 9 воронок, фильтровальная бумага, бинт, макет вулкана, ароматическая палочка, бенгальский огонь, уксус (в закрытой колбе, подкрашенный красным цветом, со знаком опасно, пищевая сода, 9 пипеток, 9 тарелок, 5 картофелин, 5 яблок, йод, экологические знаки, дидактическая игра «Три состояния воды» и 16 карточек фиксирования результата.
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, экспериментальная.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, подготовка и игры с экологическими знаками, рассматривание схем опытнической работы, рассматривание приборов – помощников для опытов, чтение детской энциклопедии о природных явлениях, знакомство с профессией лаборант, просмотр презентации «Работа лаборанта»
Формы работы: групповая
Методы: словесные; наглядные ; практические; самостоятельная работа; логические; игровой.
Педагогические технологии: здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии.
Планируемые результаты:
Исследовательские:
У ребенка сформированы основные навыки экспериментирования и потребность в познавательной активности;
] Ребенок способен выполнять доступные возрасту эксперименты и задания.
Личностные:
У ребенка сформированы первичные представления об окружающем мире, природных явлениях;
Ребенок может принимать социальные роли и действовать в соответствии с ними;
Проявляет активность в выбранных видах исследовательской деятельности.
Интеллектуальные:
Ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям и познавательным потребностям.
Ход занятия
1. Вводная часть:
Дети встают в круг вместе с воспитателем.
Психогимнастика:
Здравствуй солнце,
Здравствуй лес,
Здравствуй горы до небес,
Здравствуй поле, ручеек,
Здравствуй ты и мой дружок.
Сегодня я получила письмо от лесных гномов:
«Дорогие ребята мы приглашаем вас посетить лесную лабораторию, в которой вы узнаете много нового и интересного, а так же предлагаем выполнить наши задания»
-Ну что, ребята, отправимся в гости к лесным гномам?
- Ответы детей (Да)
-Давайте возьмемся за руки и пойдем в волшебный лес. (Дети с воспитателем идут по кругу)
-Вот мы и в лесу, а вот и волшебная лаборатория. Но мы не можем попасть в нее, так как дверь лаборатории закрыта на замок. Ключи от волшебной лаборатории лежат перед вашими ногами. Возьмите их, пожалуйста. В руки и внимательно посмотрите. Скажите мне – что это такое?
-Ответы детей (Экологические знаки)
-Правильно, а теперь покажите свои знаки друг другу и скажите, какой знак что обозначает (дети комментируют свои знаки, по очереди, и вывешивают их на магнитную доску)
-Ну вот мы с вами и открыли лабораторию. Прежде чем зайти давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Как нужно себя вести? Можно ли трогать материалы руками без разрешения? Что на себя одевают люди, работающие в лаборатории? Как называется профессия людей работающих в лаборатории? (ответы детей)
- Молодцы ребята, мы вспомнили правила поведения, теперь нам осталось надеть халаты и пройти в лабораторию.
-Ребята давайте подойдем к первому столу и встанем вокруг него. Смотрите, какая красивая карточка стоит в центре стола, давайте посмотрим что это? Это задание от лесных гномов. «Дорогие ребята, сравните два листа зеленый и желтый, и определите, какое вещество образуется в зеленых листьях»
-Что еще вы видите на столе?
- Ответы детей (Лупы)
-Для чего нужны лупы
-Ответы детей (Чтобы лучше разглядеть предмет)
-А что это за прибор?
-Ответы детей (Микроскоп)
-А для чего нам нужен микроскоп?
-Ответы детей (Чтобы увидеть то, что мы не видим невооруженным глазом)
-У вас на столе у каждого есть конвертик и карточка фиксации результата эксперимента. Откройте конверт. Что вы видите?
-Ответы детей (Листья).
-Чем они отличаются?
-Ответы детей (Один листок желтый, а другой зеленый)
-Как вы думаете, а почему они отличаются?
-Ответы детей (Сейчас осень листья желтеют и опадают)
-А почему они желтеют осенью, а летом зеленые?
-Ответы детей (Летом тепло и много солнца)
-Ребята, а знаете какое вещество образуется в листьях под действием солнца?
-Ответы детей (Нет)
- Это хлорофилл, он помогает листу быть зеленым. Давайте рассмотрим каждый листок под лупой. Чем отличаются листья?
-Ответы детей (Зеленый листок яркий, гладкий, а желтый сухой с трещинами)
-А теперь рассмотрим зеленый лист под микроскопом. Что вы видите?
-Ответы детей (Зеленые шарики)
-Это и есть хлорофилл. Отметьте на карточках хлорофилл на зеленых листочках. А в желтом листе вы видите хлорофилл?
-Ответы детей (Нет)
-Правильно, листок больше не поглощает солнечного света и поэтому становится желтым.
-Ребята, что мы с вами сейчас делали?
-Ответы детей (Сравнивали два листочка под лупой и микроскопом)
-С каким мы новым понятием с вами познакомились?
-Ответы детей (Хлорофилл)
-В каких листьях содержится хлорофилл?
-Ответы детей (В зеленых)
-Молодцы ребята, вы все правильно справились с заданием лесных гномов, а теперь я приглашаю вас к следующему столу (дети проходят и садятся за столы). Посмотрите ребята, здесь тоже есть задание от гномов. «Дорогие ребята, вся наша вода в волшебном колодце стала грязной. Помогите нам пожалуйста, очистите воду»
-Что вы видите у меня в руках?
-Ответы детей (Две колбы)
-Чем они отличаются?
-Ответы детей (В одной колбе вода чистая, а в другой грязная)
-Как вы думаете, можно ли из чистой воды сделать грязную воду?
-Ответы детей (Да, если добавить песок и грязь)
-А можно ли из грязной воды сделать чистую воду?
-Ответы детей (Нет)
-Можно, для этого нужно использовать фильтр, а кто-нибудь знает, что это такое?
-Ответы детей (Нет)
-Сейчас мы с вами проведем опыт, который покажет, как очистить воду с помощью фильтра. Но сначала я хочу показать вам, из чего состоит фильтр (воспитатель показывает составляющие части фильтра (фильтровальную бумагу, бинт и вату, и рассказывает)
-Перед вами стоят колбы с фильтрами, а в штативе пробирки с грязной водой. Возьмите пробирку и налейте воду в вашу колбу через фильтр, только воду наливать нужно очень медленно, чтобы эксперимент получился.
-Пока вода будет фильтроваться, мы с вами поиграем в игру «Твердый, жидкий, газообразный». У меня карточки, на которых изображены 3 состояния воды. Я буду вам их показывать, а вы будете прыгать (газообразное состояние воды, хлопать (жидкое состояние воды, приседать (твердое состояние воды). Дети играют в игру.
-А теперь давайте вернемся за столы и посмотрим, что стало с водой?
-Ответы детей (Она стала чистой)
-А где осталась грязь?
-Ответы детей (На фильтре)
-Так для чего же нам нужен фильтр?
-Ответы детей (Чтобы очистить воду от разной грязи)
-А что такое фильтр?
-Ответы детей (Это приспособление для очищения воды).
-Таким образом, мы выяснили, что такое фильтр и провели опыт по очищению воды. Мы справились с заданием гномов!
-Давайте с вами пройдем к следующему столу. Присаживайтесь на кочки (мягкие модули) перед столом. Ребята посмотрите, что это?
-Ответы детей (Вулкан)
-Ребята, а что такое вулкан?
-Ответы детей (Это гора с отверстием внутри и горящей жидкостью – лавой)
-Да вы правы, а отверстие это называется – жерло из которого действительно извергается лава. А вы хотите посмотреть настоящее извержение вулкана?
-Ответы детей (Да)
Воспитатель комментирует работу вулкана.
-В самом начале, когда вулкан «просыпается», он сильно гремит (дети гремят шумовыми инструментами, а затем начинает идти дым (воспитатель поджигает ароматическую палочку и показывает дым). После этого вырываются огненные икры (воспитатель поджигает бенгальский огонь). Далее из недр земли начинает выбрасываться жидкая, горящая масса – лава (воспитатель добавляет окрашенный уксус в «жерло» вулкана, где насыпана заранее сода».
-Ребята, а почему нельзя строить дома около вулкана?
-Ответы детей (Потому что лава потопит все дома)
-А у нас в Оренбурге есть вулканы?
-Ответы детей (Нет)
-Зато у нас растет очень много овощей и фруктов. Давайте поиграем в игру «Овощи, фрукты и ягоды» (игра аналогична игре «Твердый, жидкий, газообразный»
-Молодцы, давайте перейдем к следующему столу, где нас ждет последнее задание лесных гномов.
«Дорогие ребята, выясните, в каком продукте содержится крахмал»
-Что вы видите на столе?
-Ответы детей (Тарелки, пипетки, карточки фиксации результата, картофель, яблоко)
-Правильно, а еще у нас на столе в крышках налит самый настоящий медицинский йод. Как вы думаете, для чего нам нужен йод.
-Ответы детей (Чтобы обрабатывать раны)
- Правильно, но сегодня мы будем очень осторожно использовать йод как красящее вещество. При помощи йода можно узнать есть ли в продукте крахмал. При попадании йода на продукт содержащий крахмал, продукт окрашивается в темно синий цвет. Давайте попробуем узнать есть ли в яблоке крахмал. Кладем яблоко срезом к себе, набираем пипеткой небольшое количество йода и капаем на середину. Посмотрите, окрасилось ли яблоко?
-Ответы детей (Окрасилось в коричневый цвет)
-Есть ли крахмал в этом продукте?
-Ответы детей (Нет)
-Теперь давайте так же окрасим картофель. Что вы видите?
-Ответы детей (Картофель стал темно синим).
-Что вы скажите про этот продукт?
-Ответы детей (В нем есть крахмал)
-Таким образом, мы установили, что в картофеле есть крахмал, а в яблоке нет. Оба продукта очень полезны, в яблоке много сока и витаминов, а в картошке есть еще и крахмал который очень необходим нашему организму. Мы справились с заданием гномов.
-Ребята время пребывания в волшебной лаборатории лесных гномов подошло к концу. Понравилось в лаборатории. (Да)
- мне тоже понравилось, как вы все поработали. Молодцы! Давайте выйдем из лаборатории, и снимем халаты и встанем в круг.
- Что вы нового узнали?
-Какими приборами пользовались?
- Какие новые слова узнали?
-На этом наше занятие окончено, я думаю, что лесные гномы еще не раз пригласят нас в свою лабораторию