тамара соломеина
Комплексно-тематическое планирование в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование в детском саду.
Старший воспитатель
Соломеина Тамара Геннадьевна
Федеральные государственные требования к структуре ООП ДО поставили перед педагогами задачу:
Реализовывать содержание образовательной программы через комплексно-тематическую организацию образовательного процесса в адекватных для дошкольников формах работы.
Данную задачу необходимо решать, исходя из двух основных моделей организации образовательного процесса:
1. Совместной деятельности взрослого и детей;
2. Самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование в детском саду,» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Обучение и воспитание осуществляется преимущественно в совместной деятельности, организация которой должна иметь ряд характерных признаков:
1. Ребёнок и взрослый – субъекты взаимодействия. Во всех видах деятельности ребёнок проявляет не меньшую активность, чем взрослый.
2. Образовательный процесс организован с учётом потребностей и интересов детей, в соответствии с положениями Л. С. Выготского о реактивно-спонтанном типе обучения дошкольников (ребёнок – дошкольник может обучаться по программе, заданной взрослым, только в том случае, если эта программа стала его собственной) и о зоне ближайшего развития детей (обучение и воспитание должны осуществляться в области тех задач, которые дети способны решать совместно со взрослым).
3. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми, большинство из которых носит интегративный характер.
Итак, при планировании образовательного процесса необходимо учитывать:
1. Планируемые результаты освоения Программы как целевой ориентир;
2. Задачи психолого-педагогической работы в возрастной группе детей;
3. Примерный перечень тем, в рамках которых данные задачи решаются.
Планирование образовательного процесса, организованного как совокупность интересных и увлекательных дел по подготовке и проведению тех или иных событий (праздников) предполагают вдумчивый подход педагогов к выбору форм работы. Желательно, чтобы эти формы носили интегративный характер и постепенно становились традицией группы; например, такая форма, как мастерская, позволяет развивать не только продуктивную деятельность, но и коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, двигательную и т. д.
Однако комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса не цель, а только средство мотивации детей на образовательную деятельность в целом. И если в каких-то конкретных условиях данный принцип не работает, то нужно искать другой мотив деятельности. Допустим, не всегда возможно сформировать необходимые математические представления в ходе подготовки к празднику, однако это не означает, что ФЭМП нужно проводить в форме учебной модели, где главным мотивом является авторитет взрослого, необходимо найти другой, значимый для детей смысл деятельности.
4. Непосредственно – образовательная деятельность, в соответствии с ФГТ, осуществляется через организацию детских видов деятельности, следовательно, в расписании НОД должно быть указано, какой вид деятельности выходит на первый план на данный период времени. Общий объём НОД, длительность периодов соответствуют требованиям СанПиН.
5. Ежедневно в общем объёме образовательной деятельности (как НОД, так и ОДвРМ) должны решаться задачи всех образовательных областей (для ДОУ, работающих в режиме полного рабочего дня)
Для того, чтобы воспитатель смог учесть все требования, необходимо было разработать оптимальную форму планирования, что и стало целью моей работы.
Задачи работы:
1. Обеспечить выполнение ООП ДО в полном объёме;
2. Исключить формальный подход педагогов к планированию, мотивировав их на системное, вдумчивое отношение к процессу;
3. Облегчить труд воспитателей, объединив комплексно-тематическое планирование с календарным;
Изучила методические рекомендации К. Ю. Белой (профессора кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, Н. В. Фединой (руководителя Центра дошкольного образования Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», О. А. Скоролуповой (заместителя начальника отдела развития и нормативного регулирования общего образования Министерства образования и науки РФ). Познакомилась с разработками преподавателей ИРО Свердловской области, а также с опытом педагогов в электронных источниках.
Не нашла готовых форм планирования, которые бы удовлетворяли всем требованиям. Где-то комплексно-тематическим планированием назван календарь праздников (событий, где – то было простое перечисление возможных видов деятельности, которые можно провести по заданной теме с детьми определённого возраста без учёта временных рамок, где-то таблицы были просто неудобны для работы.
Итак, планирование начинается с календаря праздников (событий, который
прописан в Рабочей программе педагога. Там указывается цель, итоговое мероприятие и предполагаемые виды деятельности в соответствии с возрастом.
Далее, на основании этого календаря, воспитатель составляет комплексно-тематический план на каждую тему. Этот план составляется в течение учебного года, в нём учитывается конкретный состав группы, динамика развития детей, увлечённость воспитанников какой – либо формой работы.
Одна - две недели – это тот временной период, который реально охватить мысленным проектированием, чтобы представить, через какие виды деятельности можно достичь поставленной цели, как распределить их в течение данного периода. Наметив примерную схему, воспитатель затем начинает кропотливую работу по отбору психолого-педагогических задач, которые возможно решить в рамках данной темы, продумывает, через какую модель организации лучше их решать, какие формы деятельности будут наиболее оптимальны и каких результатов по развитию детей педагог хотел бы достичь.
Поэтому, чтобы избавить воспитателя от дублирования при составлении комплексно-тематического и календарного планов, было решено их объединить.
Первая таблица
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Указываем форму организации детей – групповая, подгрупповая
Пишем по порядку все НОД, не указывая день недели, так как эта информация есть в расписании.
В таблице указываем:
1. образовательную область,
2. интеграцию с другими образовательными областями, задачи которых решаются в данном виде НОД,
3. тему деятельности и задачи;
4. формы организации деятельности;
5. материалы, которые нужно приготовить и здесь же методическое пособие, которое используется для проведения деятельности.
Вторая таблица
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в образовательной деятельности взрослых и детей во время режимных моментов (ОДвРМ)
Форма организации – подгрупповая, индивидуальная
В таблице прописываем:
1. вид взросло-детской деятельности (с учётом интеграции образовательных областей). Прописываем все основные виды деятельности: игровую, двигательную, коммуникативную, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную и продуктивную
2. формы организации детско-взрослой (партнёрской) деятельности с указанием задач;
3. день недели и время в режиме дня
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста – обеспечивается предметно-развивающей средой, позволяющей ребёнку сделать выбор по интересам и взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Третья таблица
Самостоятельная образовательная деятельность
В ней прописывается наполнение центров развития. Таблица заполняется сразу на весь временной период реализации темы.
Четвёртый раздел планирования –
взаимодействие с субъектами образовательного процесса:
родителями, школой, ДШИ, Центром Культуры, библиотекой. Прописываются те формы работы, которые проводятся именно в данный отрезок времени.
Планирование образовательной деятельности подразумевает достижение определённых результатов, поэтому
Пятая таблица
Планируемые результаты освоения детьми темы «…»
В таблице две колонки:
1. В первой перечисляются интегративные качества,
2. Во второй – какие именно приращения должны развиться у ребёнка в каждом интегративном качестве в данный промежуток времени. Составляя эту таблицу, педагог сверяется с результатами освоения детьми определённого возраста содержания образования, которые прописаны в Рабочей программе.
Из всей проделанной работы логично вытекает заполнение ещё одной шестой таблицы:
«Мониторинг освоения ООП ДО»
каждым ребёнком.
Здесь можно отследить динамику развития каждого ребёнка, педагогу сделать выводы о правильности выбранных им форм взаимодействия с детьми. Подведение итогов освоения предыдущей темы является отправной точкой для планирования следующей. Кроме того, текущий мониторинг развития детей поможет в проведении итогового мониторинга развития в конце учебного года. Тем более, что критерии оценки одинаковые, обусловленные электронной версией мониторинга к ПООП ДО «УСПЕХ».
Данной формой планирования пользуемся в течении учебного года. Сложно, но интересно. Воспитатели стали значительно чаще применять в работе с детьми технологию "метод проектов".
При разработке таблиц пользовалась методическими рекомендациями к ПООП ДО "УСПЕХ"
Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др. ; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина. - М. :Просвещение, 2011. - 240с.