Жанна Рубан
Комплексная программа родительского клуба «Мы — одна семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексная программа родительского клуба
«Мы-одна семья».
Тема.
Родительский клуб «Мы-одна семья» – семейно-общественная модель воспитания детей дошкольного возраста.
Цель работы клуба.
Создание единого образовательного пространства для равноправного, заинтересованного партнерства педагогов и родителей в рамках родительского клуба «Мы-одна семья».
Задачи клуба.
Публикация «Комплексная программа родительского клуба „Мы — одна семья“» размещена в разделах
1. Художественно-эстетическое развитие детей средствами музыки, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной и художественной деятельности.
2. Развитие творческого контакта между родителями и детьми, создание безопасного информационного пространства.
3. Повышение коммуникативной культуры родителей, улучшение детско-родительских отношений.
Приоритетное направление – художественно-эстетическое: музыка, художественное творчество.
Актуальность темы.
1. Востребованность образовательных и развивающих услуг, стимулирующих развитие ребенка по художественно-эстетическому направлению.
2. Семейно-общественная модель воспитания детей дошкольного возраста направлена на доверительное отношение к взрослым в процессе совместной музыкальной и художественной деятельности.
3. Развитие личностных качеств в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивно.
4. Привитие навыков коммуникативной культуры при взаимодействии детей и взрослых.
Нормативно – правовая база.
В Законе «Об образовании» №273 –ФЗ от 31.12.12 внесены изменения, касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами. В ст. 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает необходимость взглянуть на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями с позиции ФГОС с целью создания единого образовательного пространства «СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД» для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Ведущая педагогическая идея – реализация семейно-общественной модели воспитания детей дошкольного возраста во взаимодействии педагогов и семьи в художественно-эстетическом направлении в форме встреч Программы клуба «Мы-одна семья» и ведение страницы клуба на сайте детского сада.
Концептуальная основа Программы.
В Конвенции о Правах ребенка от 15.09. 1990 г. красной нитью проходит мысль о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь» государства.
- Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
- Детский сад является вторым социальным институтом, где проходит большая часть его детской жизни, где ребенок приобретает новый социальный опыт.
- Я считаю, что на современном этапе развития общества гармоничное развитие ребенка возможно только в живом общении и практической деятельности специалистов, детей и родителей (законных представителей, с опорой на их семейный опыт.
- Через средства массовой информации идет активное разрушение национальной культуры и семейных ценностей, реальное общение взрослого с ребенком подменяется виртуальным. Все это настораживает. Детский сад и семья должны помогать друг другу в сохранении традиционной русской культуры, жизненного опыта предыдущих поколений и укреплении семейных отношений. Любовь к Родине начинается с любви к родителям, к родному дому, к краю, в котором мы живем.
- Духовно-нравственное воспитание и развитие детей становится задачей не только педагогического коллектива, но и семьи, так как способствует формированию у ребенка таких качеств, как сострадание, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.
Инновационная направленность.
Принятие нового закона «Об образовании» с введением ФГОС побудило меня и наш педагогический коллектив к поиску новых форм взаимодействия с родителями.
Так возникла идея создания детско - родительского клуба «Мы-одна семья». Клуб создавался на добровольной основе. Мы решили совместно с семьями воспитанников создать программу клуба на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, где родители – активные участники воспитательно-образовательного процесса, а не сторонние наблюдатели.
Задачи программы.
1. Способствовать гармоничному развитию ребенка через комплексную художественно-эстетическую деятельность, коммуникативное общение в детском саду и в семье, вооружить родителей необходимыми знаниями по музыкально-художественной деятельности.
2. Обучить родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребенком, обеспечить развитие досуговой и игровой деятельности в семье.
3. Формировать музыкальные, художественные, творческие способности, музыкальный вкус ребенка и родителей.
4. Создавать условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства, изготавливать пособия для практических занятий с ребенком дома.
5. Участвовать вместе с детьми во всех мероприятиях и конкурсах.
6. Повышение педагогической культуры родителей.
7. Формировать потребность у родителей в психолого-педагогических знаниях.
Принципы программы :
Программа строится в соответствии с современными требованиями ФГОС к качеству образовательных услуг дошкольного образования ДОУ. Имеет:
1. Развивающий и открытый характер, ориентирована на общее музыкально-художественное развитие ребенка.
2. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
3. Систематичность и последовательность работы.
Способствует:
- Укреплению авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду.
В программе учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента :
забота о психофизическом здоровье, и развитии коммуникативно-творческих способностей детей и их родителей.
При разработке программы мы учитывали возрастные и психологические особенности детей, исследования выдающихся педагогов, психологов и ученых, их труды (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Запорожец, А. Н. Леушина, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, К. В. Тарасова А. В. Асмолов и другие).
Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей. Встречи помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.
Работа клуба поможет родителям воспитанников :
- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, радоваться его личностному росту;
- увидеть мир с позиции ребенка;
Работа клуба проводится на запланированную тематику по плану.
Ожидаемые результаты:
Занятия в клубе позволят :
- развить творческие способности ребенка,
-научить родителей совместной деятельности с детьми,
- построить позитивные отношения, наполненные теплотой и вниманием.
Содержание программы.
Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и их родителей.
Технология музыкально-художественного обучения и воспитания базируется на социо-игровых методах и сочетании музыкально-художественной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе совместных занятий с родителями.
1. Направленность работы по программе : Художественно-эстетическое развитие.
Содержание видов деятельности:
Слушание музыки– классической, народной музыки и песен детских композиторов;
Пение – упражнения на развитие слуха и голоса, детские песни по программе, песенное творчество.
Пальчиковые игры – расскажи стихи руками.
Игра на детских музыкальных инструментах – колокольчиках, погремушках, дудочках, барабанах, бубнах, металлофонах.
Музыкально-ритмичные движения – разминка, психологическая гимнастика, релаксация, игровые упражнения, этюды-драматизации, танцы, сюжетные танцы, игры, хороводы и пляски, танцевально-игровое творчество.
Организаторы клуба :
Рубан Ж. Д– музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР-д/с №17,
Участники клуба : родители, дети дошкольного возраста.
Структура Программы.
Программа состоит из четырех разделов.
- Цикл тематических встреч с совместной практической деятельностью по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализации – 1-3 раза в месяц в детском саду.
- Культурно-досуговая деятельность в семье – 1-3 раза в месяц в детском саду.
- Проектная деятельность «Связь поколений» - 1-2 раз в месяц в детском саду.
- Общение и показ результатов-1 раз в месяц.
Тематические встречи.
Тематическая встреча состоит из трех частей:
1. Вводная : приветствие, разминка, музыкально-двигательные упражнения.
2. Основная: Слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, художественное творчество по теме встречи.
3. Заключительная: Обмен впечатлениями и пожеланиями.
Встречи проходят вне рамок образовательного процесса.
2. Формы проведения культурно-досуговой деятельности, организуемой специалистами, воспитателями и участниками клуба в семьях воспитанников.
Организация совместных праздников, в том числе народных, развлечений, дней рождения, мини-концертов, поздравлений, домашних театров, кинофестивалей, песенных посиделок, танцевальных ассорти, организация домашних концертов по темам встреч.
3. Проектная деятельность «Связь поколений»
реализуется в различных формах:
«День открытых дверей», «Мастер-класс», «Семейная гостиная».
Проекты становятся итогом нескольких тематических встреч, включающих в себя презентацию традиций и опыта семейного воспитания: выпуск фотогазет «Семейное древо», представление семейных реликвий, ценностей, фирменных семейных блюд, поделок, игрушек, рукоделия, коллекций открыток, марок.
В конце учебного года проводится заключительная праздничная встреча участников клуба «Я и моя семья» с вручением памятного диска-фотоальбома. Участники награждаются грамотами в разных номинациях, сувенирами.
Таким образом: наш авторский коллектив считает, что представленная нами ПрограммаРодительского клуба «Мы-дружная семья» – это одна из результативных моделей семейно-общественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе, реализованная в художественно-эстетическом направлении, в которой родители – активные участники воспитательно-образовательного процесса, а не сторонние наблюдатели. В данной модели мы не только выявили потребности и образовательные инициативы семьи, но и реализовали их в культурную практику.