Галина Борисова
Комплекс занятий по сенсорному воспитанию и развитию действий с предметами «Во саду ли, в огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс занятий по сенсорному воспитанию и развитию действий с предметами
«Во саду ли, в огороде».
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Комплекс занятий по сенсорному воспитанию и развитию действий с предметами „Во саду ли, в огороде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Деятельность детей раннего возраста носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения. Для успешных экспериментирований ребенку необходимо развивать мелкую моторику пальцев рук, которая в дальнейшем способна «запустить» развитие речи ребенка. Поскольку исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.
Таким образом, представленные в данном комплексе занятий пальчиковые игры, игры с прищепками и липучками помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания. Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.
Задачи разработанного комплекса занятий :
1. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет.
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.
4. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость.
Занятие №1. «Собираем урожай».
Задачи: закрепление знаний об овощах и фруктах; умение дифференцировать предметы по определенному признаку; развитие умения действовать с липучкой; закрепление знаний об основных цветах.
Материал: перчаточная кукла Бабушка Анфиса; корзины, вырезанные из ковролина; цветные овощи (огурец, капуста, морковь, помидор) на липучке; цветные фрукты (груши, яблоки).
Ход занятия:
Детям предлагается подготовить свои пальчики к работе при помощи пальчикового бассейна (в глубокой емкости насыпаны фасоль и горох).
Мы капусту рубим, рубим (Дети ребрами ладони стучат по насыпанной крупе)
Мы морковку трём, трём (Дети между ладошками «перетирают» крупу)
Мы капусту солим, солим (Дети берут в щепотку крупу, пересыпают ее)
Мы капусту жмём, жмём (Дети выполняют «жамкающие» движения с крупой).
Сюжет занятия. В гости приходит Бабушка Анфиса (перчаточная кукла) и рассказывает о своем урожае в огороде. Рассказывает о форме, цвете предметов (капуста – круглая, зеленая; помидор – красный, круглый и т. д.). Теперь ей нужна помощь. Она предлагает помочь собрать овощи и фрукты в отдельные корзины.
На ковре в случайном порядке разложены фрукты и овощи. Задача детей – собирать урожай, т. е. брать по одному предмету и приклеивать его при помощи липучки в нужную корзину.
Занятие №2. «Заготовки на зиму».
Задачи: закрепление знаний о форме и цвете предметов;
Материал: перчаточная кукла Бабушка Анфиса; банка с консервированными овощами для показа; бумажные заготовки на каждого ребенка (банка, цветные силуэты огурцов и помидор, клей.
Ход занятия:
Бабушка Анфиса (перчаточная кукла) вновь приходит в гости и благодарит детей о собранном урожае. Теперь она предлагает сделать заготовки на зиму. Взрослый демонстрирует банку с консервированными овощами и обсуждает с детьми о том, какие овощи там засолены (название, цвет, форма). Затем взрослый предлагает детям выполнить аппликацию «Соления в банке».
Занятие № 3. «За ягодами»
Задачи: закрепление умения действовать с прищепками.
Материал: прищепки в форме клубники; картонные заготовки – корзины; перчаточная кукла Аленушка; корзина; резиновая/пластиковая клубника.
Ход занятия:
Перед началом занятия взрослый предлагает детям размять свои пальчики при помощи пальчиковой гимнастики:
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики правой руки на каждый счет)
В лес идем мы погулять. («Шагательные» движения пальчиков по столу)
За черникой, (Загибаем по одному пальчику)
За малиной,
За брусникой,
За калиной,
И клубнику мы найдем,
Вмиг братишке отнесем.
Сюжет занятия. В гости к ребятам приходит Аленушка (перчаточная кукла). Она рассказывает, что была в лесу и собрала там много клубники (демонстрирует полную корзину ягод). Затем предлагает ребятам помочь ей.
Взрослый раздает каждому ребенку по картонной заготовке (корзинка) и прищепкам-клубничкам. Дети прикрепляют прищепки к корзинке.
Затем Аленушка благодарит ребят, что они так постарались и так много собрали ягод.
Занятие №4. «Зубастики».
Задачи: упражнение в сличении предметов по цвету, закрепление названий основных цветов; закрепление умения действовать с прищепками.
Материал: прищепки разных цветов (красный, желтый, зеленый). Силуэты из цветного картона (помидор, огурец/капуста, репа).
Ход занятия:
— Жили-были разноцветные зубастики (прищепки). Какого они цвета? (Красный, желтый, зеленый.) Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал только предметы своего цвета :
Красный зубастик ест помидор,
Желтый за репкой полез за забор,
Зеленый зубастик ест огурец.
Всех угостил ты! – Вот, молодец!
Дети «угощают» зубастиков.
№5 «Яблоня»
Задачи: закрепление знаний о форме и цвете предметов
Материал: перчаточная кукла Бабушка Анфиса; два дерева, одно большое, другое маленькое, вырезанные из ковролина; яблоки на липучках (маленькие и большие)
Сюжет занятия. В гости приходит Бабушка Анфиса (перчаточная кукла) и рассказывает о своем урожае в саду. Рассказывает о форме, цвете предметов (яблоко круглое, красное, большое и маленькое). Теперь ей нужна помощь. Она предлагает расположить яблоки согласно размеру дерева. Большое дерево-большие яблоки, маленькое дерево-маленькие яблоки..
На ковре в случайном порядке разложены красные кружочки (большие и маленькие). Задача детей – расположить кружочки (яблоки) на дереве соответствующего размера, т. е. брать по одному предмету и приклеивать его при помощи липучки на нужное дерево.