Зотникова Мария Дмитриевна
Комплекс занятий по обучению составления описательных рассказов по сюжетной картине с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи. Составление описательных рассказов по сюжетной картине относится к рассказыванию по восприятию.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Рассказывание по восприятию – достаточно сложный вид речевой деятельность, самостоятельное изложение. Рассказывая ребенок сам определяет содержание и выбирает речевую форму. Этот вид рассказа оказывает стимулирующее влияние на развитие ребенка, способствует развитию сенсорики, воображения, мышления.
Поэтому уже в младшей группе проводится большая подготовительная работа к рассказыванию по восприятию. Малыше учат рассматривать игрушки, натуральные предметы, предметные картинки, выделять свойства и качества рассматриваемых объектов (цвет, форма, размер, запах, вкус, формируют соответствующий словарь. В последнее время педагоги широко используют алгоритмы для составления описательных рассказов детьми. Обучение рассказыванию с использованием алгоритмов – современный и эффективный прием. Работу с использованием алгоритмов можно начинать с уже в младшей группе на занятиях по рассматриванию игрушек, реальных предметов, предметных картинок. Обязательным условием использования алгоритмов является из оговаривание. Педагог должен показать на схеме каждый рисунок и объяснить малышам, что он обозначает, какому этапу соответствует. Делать это нужно многократно. Алгоритм должен постоянно находится перед глазами детей. Его можно поместить в уголок развития речи. Первые алгоритмы должны включать не более 3-4 этапов.
Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта за короткое время, отведенное на занятие.
Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя, теряется интерес к рассказу сверстников, потому что тексты однообразны. Не решается задача формирования обобщенного способа составления расказа по сюжетной картине, т. к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время ребенок к поступлению в школу уметь составлять рассказы по сюжетной картине
Авторами методического пособия «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (Технология ТРИЗ) Т. А. Сидорчук и С. В. Ледюх установлено, что адаптированные методы общей теории сильного мышления (ОТСМ автор Н. Н. Хоменко) и элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ автор Г. С. Альтшуллер) позволяют получить гарантированный результат – усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.
Основная дидактическая задача – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Реализация этой задачи позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.
Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.
Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит, как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппой детей. На основе данного пособия мною были разработаны и адаптированы 3 этапа подготовительной работы и итоговое занятие. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершенного мыслительного действия.
1 Этап: «Определение объектов на картине»
• Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками через организацию речевого диалога.
• Учить детей определять объекты, изображенные на картине.
• Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты».
• Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины.
Дети собираются вокруг воспитателя, воспитатель говорит, что к нам в гости пришел Волшебник Называлкин и принес с собой картину.
Воспитатель говорит детям, что он хочет с картиной поиграть и приглашает ребят поиграть вместе с ним. Показывает картину, и просит внимательно ее рассмотреть.
Педагог объявляет, что волшебника не просто так зовут Называлкин, он умеет называть все, что нарисовано на картине. Волшебник начнет, а мы ему поможем.
Совместно с педагогом перечисляют все предметы и объекты на картине.
А может мы не все разглядели? В этом нам поможет волшебный бинокль! Волшебник раздает воображаемые бинокли. Все прикладываем руки к глазам и смотрим и ищем объекты на картине.
А может мы не все разглядели? В этом нам поможет волшебный бинокль! Волшебник раздает воображаемые бинокли. Все прикладываем руки к глазам и смотрим и ищем объекты на картине.
Вот эмблема этой игры, она называется «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».
Воспитатель говорит, что мы с биноклями похожи на капитанов корабля, и предлагает немного отдохнуть и поиграть в подвижную игру.
Игра повторяется 3-4 раза
Воспитатель предлагает найти на картине предметы одного цвета или одинаковой формы, размера.
Воспитатель предлагает каждому самостоятельно сказать спасибо волшебнику и попрощаться.
Дети самостоятельно рассматривают картину.
Этап № 2: Определение признаков предметов, изображенных на картине.
• Учить детей определять признак предмета
• Учить узнавать эмблему этапа и озвучивать привило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу определить его признаки согласно карточкам- подсказкам».
• Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных)
Воспитатель говорит детям, что он хочет поиграть с картиной и приглашает ребят поиграть вместе с ним.
Воспитатель показывает картину, и просит внимательно ее рассмотреть.
Педагог объявляет, что волшебника не просто так зовут Определялкин, он умеет определять признаки, которыми обладают объекты, нарисованные на картине, а мы ему поможем. Признаки определяют какой этот предмет бывает по форме, цвету, размеру и т. д.
Совместно с педагогом перечисляют все предметы и объекты на картине.
С какого предмета мы начнем? Признаки отвечают на вопрос - какой? Какой этот предмет по цвету, форме, размеру и т. д. (признак с карточки из мешочка) Приглашается ребенок, он выбирает объект с картины, выбирает карточку-подсказку из мешочка с обозначением признака и рассказывает о признаке выбранного объекта, берет следующую карточку, определяет признак и т. д. Потом приглашается другой ребенок и игра повторяется.
Вот эмблема этой игры, она называется «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу определить его признаки согласно карточка- подсказкам»
Воспитатель говорит, что мы хорошо потрудились и предлагает немного отдохнуть и поиграть в подвижную игру.
Игра повторяется 3-4 раза
Воспитатель берет мяч и кидая его ребенку говорит задание, игра проводится с участим каждого ребенка.
Воспитатель предлагает каждому самостоятельно сказать спасибо волшебнику и попрощаться.
Дети самостоятельно рассматривают картину.
Этап № 3 : Установление взаимосвязи между объектами.
• Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
• Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
• Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим».
• Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (названия действий и взаимодействий объектов).
Воспитатель говорит детям, что волшебник хочет с картиной поиграть, дети здороваются с волшебником.
Воспитатель показывает картину, и просит внимательно ее рассмотреть.
Педагог объявляет, что волшебника не просто так зовут Объединяй, он умеет объединять все, что нарисовано на картине. Волшебник начнет, а мы ему поможем.
Совместно с педагогом называют пары объекто,в связанных между собой, и объясняют чем они связаны.
Дети вместе с воспитателем находят пару уже связанных объектов и находят им другие пары. Игра проводится как цепочка связанных объектов.
Вот эмблема этой игры, она называется «один объект связан с другим».
Воспитатель говорит волшебник объединяй приготовил нам сюрприз и сейчас он нас будет объединять с объектами с картины и превратит нас в…. (дети «превращаются» и изображают объект). Игра проводится на 3-4 объектах.
Воспитатель предлагает найти на картине объекты и определить, что они делают. Название действий и взаимодействий объектов.
Воспитатель предлагает каждому самостоятельно сказать спасибо волшебнику и попрощаться.
Дети самостоятельно рассматривают картину.
Этап № 4: Составление рассказа по сюжетной картине.
• Учить детей составлению рассказа по картине.
• Активизировать в речь. Учить выражаться 2-3 простыми предложениями.
• Учить детей использовать в процессе рассказывания алгоритм из эмблем, используемых ранее.
Дети собираются вокруг воспитателя, воспитатель обращает внимание на картину, и говорит что мы уже многому научились, и эмблем много накопилось, давайте попробуем составить по ней рассказ используя эмблемы этапов. Воспитатель говорит детям, что он хочет с картиной поиграть и приглашает ребят поиграть вместе с ним.
Воспитатель показывает картину, и просит внимательно ее рассмотреть.
Педагог обращает внимание на эмблемы этапов и просит вспомнить и проговорить их названия.
Давайте попробуем применить все этапы и посмотрим, что у нас получится. Не забываем, что у нас еще остался подарок от волшебника Определялкина – мешочек с карточками – подсказками. Педагог приводит пример работы с картиной, выбирая не самый приметный объект на ней, и составляет рассказ согласно этапам используя карточки-подсказки из мешочка.
А теперь попробуйте вы. Приглашается желающий и самостоятельно или с помощью педагога составляет рассказ, опираясь на эмблемы и используя карточки-подсказки. Приглашаются по очереди 2-3 ребенка, каждый описывает выбранный объект.
Воспитатель помогает в составлении рассказа, выбирает сам по каким карточкам-подсказкам будет описание, выбирая 2-3 карточки в соответствии с объектом.
Воспитатель помогает в составлении рассказа, выбирает сам по каким карточкам-подсказкам будет описание, выбирая 2-3 карточки в соответствии с объектом.
Воспитатель говорит, что мы хорошо потрудились и предлагает немного отдохнуть и поиграть в подвижную игру.
Игра повторяется 3-4 раза
Вот как много мы про картину рассказали, а теперь давайте придумаем ей название! Педагог выслушивает варианты детей и останавливаются на одном.
Картина еще какое-то время остается в группе. Дети самостоятельно рассказывают друг другу о ней.