Антонова Вероника Юрьевна
Комплекс упражнений оздоровительной гимнастики после сна
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс упражнений оздоровительной гимнастики после сна.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные, полученные на больших выборках и отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – это суровая реальность наших дней. Ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни.
Темочки:
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физически зрелыми рождаются не более 14 % детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. По данным Научного центра детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно - оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры, физминутки, оздоровительный бег, закаливание и др.
Предметом нашего обсуждения станет такая форма работы, как гимнастика после дневного сна. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.
Цель:
Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью
физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь
организму «проснуться». Обеспечить постепенный переход от сна к
бодрствованию.
Задачи:
1) Воспитание разумного отношения к
своему организму;
2) привитие необходимых санитарно-гигиенических
навыков и приобщение к здоровому образу жизни с самого детства.
3) развивать защитные силы организма,укреплять
иммунитет;
4) формировать правильную осанку;
5) предупреждать плоскостопие.
Оборудование: «Дорожка здоровья» (ортопедические коврики).
Содержание работы.
1часть. Пробуждение.
Проводим гимнастику пробуждения :
«Мальчики и девочки дружно просыпаются,
У мальчиков и девочек глазки открываются.
Одеяла в сторону тут же убираются.
1,2,3,4,5 гимнастику нашу нам нужно начинать!»
Предлагаю детям выполнить упражнения из исходного положения лёжа.
Наконец – то мы проснулись (протирают глаза кулачками).
Сладко, сладко потянулись (потягиваются).
Чтобы сон ушел, зевнули (зевают).
Головой слегка тряхнули. (покачивают головой из стороны в сторону).
Плечи поднимали (поднимают плечи).
Ручками махали (руки перед грудью, «ножницы»).
Коленки сгибали (согнуть ноги в коленях).
К груди прижимали (обхватить руками ноги, прижать).
Носочками подвигали (носки на себя, от себя поочередно).
Ножками подрыгали (вытянуть ноги, потрясти ими).
Не хотим мы больше спать (пальчиками или ладошками показать).
Будем весело играть (хлопки в ладоши).
2 часть.
Гимнастика для глаз игра «Жмурки».
1. Закрыть глаза руками, открыть.
2. Быстро поморгать.
Самомассаж кистей рук, стоп, ушных раковин.
3 часть.
Хождение по «дорожке здоровья» (ортопедические коврики)
«Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна,
От хвори и болезни,
Спасает нас она!»
Дети выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей — положением головы, спины, плеч, рук. Длительность части гимнастики — 2—З минуты.
4 часть.
Упражнения на растяжку и укрепление мышц.
1) Исходное положение сидя, прямые ноги соединены вместе и вытянуты вперед, спина прямая. Наклон вперед к прямым ногам, кончиками пальцев стараться достать пальцы ног, а лбом дотронуться до колен, колени не сгибать.
2) Исходное положение сидя, ноги согнуты в коленях, стопы сведены вместе, стараться коленями достать до пола.
3) Исходное положение сидя, прямые ноги разведены в стороны, спина прямая. Наклон вперед как можно ниже к полу, не сгибая колени.
4) Исходное положение лежа на животе, ноги вместе вытянуты назад, руки вытянуты вперед. Упражнение «лодочка»- по команде одновременно поднять прямые руки и ноги, прогнувшись в пояснице, задержаться покачиваясь на несколько секунд.
Заключительная часть: дыхательные упражнения, направленные на восстановление частоты и глубины дыхания.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.
Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.