Елена Карпова
Комплекс развивающих игр для развития слуховой памяти у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: разработка комплекса развивающих игр для развития слуховой памяти у детей 6-7 лет.
Реализация поставленной цели осуществлялась с опорой на положения Е. В. Батеневой, А. С. Галанова, Е. В. Гуниной, О. Н. Истратовой, Л. И. Катаевой, Е. О. Смирновой, Л. В. Черемошкиной и др. о возможностях и особенностях использования развивающих игр для развития и совершенствования слуховой памяти у детей 6-7 лет.
Публикация «Комплекс развивающих игр для развития слуховой памяти у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В основу содержания работы по развитию слуховой памяти у детей указанного возраста с использованием развивающих игр легли основные педагогические принципы: 1) принцип целенаправленности; 2) принцип воспитания в игровой деятельности; 3) принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью, требующий от воспитателя проявления педагогического такта; 4) принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка, способствующий проявлению его индивидуальности; 5) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Комплекс включает в себя двадцать развивающих игр для совершенствования слуховой памяти и обучения детей 6-7 лет приемам запоминания словесной информации. Форма организации развивающих игр – групповая, подгрупповая и/или индивидуальная.
Разработанный комплекс игр предусматривает использование следующих развивающих игр : «Повтори за мной», «Смысловое соотнесение», «Что тебе достать?», «Мамины помощники», «Нарисуй и зачеркни», «Запиши буквы, как запомнил», «Игра в слова» в двух модификациях, «Игра в слова на разные буквы», «Гуляем по зоопарку», «Гуляем по лесу», «Игра в стихи», «Игры со стихами», «Загадка», «Осень», «Где чей дом?», «Запомни и повтори за мной», «Чудесные слова», «Каскад слов», «Слушаем и рисуем».
Игры «Что тебе достать?», «Мамины помощники», заимствованные из пособия Е. О. Смирновой, имеют сюжетно-дидактический характер, предполагают активное включение в игру педагога, который вначале объясняет правила игры, а затем может принять участие в ней. Цель игры «Что тебе достать?» заключается в развитии осмысленного, целенаправленного запоминания и припоминания предметов. Дети научатся по памяти воспроизводить скрытые от глаз предметы. Подсказанный детям прием поможет ребенку устанавливать связь между внешним видом предмета и его назначением, которая становится смысловой опорой для запоминания предмета и его припоминания в дальнейшем. В игровых действиях ребенка с предметом закрепляется активное, самостоятельное применение этого приема. Игра способствует расширению объема памяти и внимания. Многократное участие ребенка в ней позволит запоминать достаточно большое для данного возраста количество предметов, что не достигается другими средствами.
Игра «Мамины помощники» предполагает развитие словесной памяти. При разработке этой игры автор исходил из того, что запоминание слов затрудняет ребенка больше, чем запоминание предметов. В силу конкретности детского мышления ребенку трудно запомнить услышанное слово без связи с его предметным содержанием. Для этого требуются особые усилия. Данная игра как раз и создает условия, которые, с одной стороны, учат прилагать такие усилия, а с другой – облегчают их. Опорой для целенаправленного и осмысленного запоминания слов в этой игре являются предметные картинки и игровое общение. Игра носит сюжетный характер. Взрослый берет на себя роль мамы, которая дает своим детям (помощникам) поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Такой сюжет очень близок повседневному опыту детей и удовлетворяет их потребность в общении со взрослыми. Очень важно и то, что взрослый перечисляет не отдельные, разрозненные предметы, а предметы, объединенные общим игровым смыслом. Осмысленное и целенаправленное запоминание слов подготавливает детей к успешному осмысленному запоминанию словесных указаний взрослого. А это очень важно для обучения детей на занятиях и для их дальнейшей жизни.
Серия игр «в слова», разработанная Л. В. Черемошкиной предполагает использование нескольких приемов запоминания большого количества слов. Сначала все слова предъявляются ребенку для воспроизведения, что может служить диагностическим инструментарием для определения объема слуховой памяти. Затем, в первой серии игр предполагается обучение приемам запоминания слов с использованием мыслительной операции на группировку предметов по их принадлежности к определенной категории (животные – мебель; посуда – ягоды и т. д., во второй серии игр детей следует научить выделять схожесть предъявленных слов по их первой букве. Усложнение игр «в слова» заключается в обучении детей воспроизводить слова на разные буквы.
Игры «Гуляем по зоопарку» и «Гуляем по лесу» того же автора предполагают работу с образными представлениями ребенка, когда он вспоминает либо животных, либо зверей или птиц. Для целенаправленного запоминания слов и увеличения словарного запаса предполагается использование картинок, изображающих зверей и птиц.
Важное значение имеет использование игр «в стихи», «Загадка», «Осень», «Где чей дом?», которые будут способствовать умению детей запоминать большие тексты стихотворений.
Итак, в ходе проведения комплекса развивающих игр предполагается развитие слуховой памяти с использованием приемов осмысленного, целенаправленного запоминания и припоминания предметов. Развитие слуховой памяти у дошкольников будет способствовать развитию внимания, логического мышления, дети научатся более четко произносить слова, у них значительно повысится словарный запас.
Таким образом, использование развивающих игр может повлиять на эффективность процесса развития слуховой памяти у детей 6-7 лет.