Олеся Александровна Миронова
Комплекс подвижных игр по формированию коммуникативных умений у детей ОВЗ младшего дошкольного возраста
Методические рекомендации по использованию комплекса подвижных игр по формированию коммуникативных умений у детей ОВЗ мл. дош. возраста
Недостаток моторного развития в раннем возрасте зачастую приводят к замедленному речевому развитию, которое может длиться до взрослого возраста. Моторика напрямую связана с такими процессами как восприятие, память, эмоции, а также процессом обучения и речью. Физическая активность стимулирует мозговую деятельность, так как движения и речевая деятельность связаны на неврологическом уровне и являются двумя концами одного и того же мыслительного процесса. Речевые отделы головного мозга работают не только, когда мы говорим, но и когда мы жестикулируем, мимикуем, движемся. Отсюда и обратная связь – речедвижения помогают лучшему восприятию и запоминанию текста. А значит, помогают развитию речи.
Публикация «Комплекс подвижных игр по формированию коммуникативных умений у детей ОВЗ младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Речедвигательные игры, где есть возможность бегать,прыгать и говорить, всегда были самыми любимыми у детей. Подвижную игру можно использовать в любое время и на любом этапе работы, главное правильно ее приспособить к нуждам ребенка и его языковой возможности. Использование игры на прогулке, утреннике, на занятиях по музыке и физкультуре, решает целый ряд воспитательных задач, помогает развивать выдержку, самостоятельность, инициативу, взаимопонимание и поддержку, формирует речевые навыки, помогает в нормализации темпа и ритма. Но главная цель игры – это решение коммуникативной проблемы малоговорящих детей, вызывая у них желание говорить, подражать речи других, расширению словарного запаса и возможности понимания речи. Для улучшения качества произношения,ребенок должен часто повторять одни и те же слова во фразах и текстах, для этого самыми подходящими будут игры с текстовым сопровождением в стихах или чистоговорках, влекущие за собой подходящие по смыслу движения
Также роль подвижной игры огромна в формировании общих представлений об окружающем, для развития мелкой и крупной моторики, нормализации длительности использования слухового и зрительного контакта. Детям младшего дошкольного возраста игра помогает преодолевать личностные ограничения в виде робости и застенчивости. Нередко малышей очень трудно уговорить сделать что-либо на показ, на глазах у всех. А в игровом моменте он может подражать своим друзьям, выполнять те же команды и задания. Особенно хорошо игра помогает вырабатывать у детей волевые усилия, подчинения правилам, координацию своего поведения, внимания, организованность, правление движением своего тела.
Цель: формирование коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития посредством подвижных игр.
Задачи:
• формирование подражательной речи;
• формирование самостоятельной фразовой речи;
• расширение объёма словарного запаса;
• развитие речевого дыхания;
• развитие фонематического слуха и восприятия;
• автоматизация звуков;
• развитие моторики, координации движения, темпа и ритма;
• развитие памяти, внимания.
Игровая деятельность проходит в несколько этапов:
• знакомство с игрой (о чем она, кто в ней герои);
• знакомство с героями (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, как они «говорят»).
• Распределение ведущих «ролей»;
• работа над текстом (почему герой так говорит); основная задача — помощь ребенку в произношении слов и текста;
• игра (несколько раз с изменениями главных участников);
• подведение итога, самоанализ.
Основные направления коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у детей ОВЗ мл. дош. возраста учителя-логопеда, педагогов дошкольного образовательного учреждения
Учитель-логопед: формирование коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития посредством подвижных игр, развитие речевого дыхания,
развитие фонематического слуха и восприятия, автоматизация звуков, формирование подражательной речи, формирование самостоятельной фразовой речи, расширение объёма словарного запаса, развитие памяти, внимания, развитие творческой фантазии и воображения у младших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития
Руководитель по физической культуре: развитие чувства восприятия ритма, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие моторики, координации движения, темпа и ритма; развитие мелодико-интонационных компонентов,.
Воспитатель: расслабление неудобной позы в связи с долгим пребыванием в одном положении, активизирует работу, повышает качество усвоения знаний. Игры малой подвижности используются в НОД, как в соответствии с тематикой, так и в качестве физкультминутки.
Перспективный план работы по формирование коммуникативных умений у детей ОВЗ младшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр
Месяц Тема
Сентябрь 1 неделя Начальная диагностика
2 неделя Знакомство с играми
Игра «Жмурки с голосом»
3 неделя Новая игра «В лесу»
Повторение игры «Жмурки»
4 неделя Новая игра «Эхо»
Повторение игры «В лесу»
Октябрь 1 неделя Новая игра «Курочки и петушок»
Повторение игры «Эхо»
2 неделя Новая игра «Козленок»
Повторение игры «Курочки и петушок»
3 неделя Новая игра «Гуси-гуси»
Повторение игры «Козленок»
4 неделя Новая игра «Лисонька-лиса»
Повторение игры «Гуси-гуси»
Ноябрь 1 неделя Новая игра «Цапля и лягушки»
Повторение игры «Лисонька-лиса»
2 неделя Повтор понравившихся игр по желанию детей
3 неделя Повтор понравившихся игр по желанию детей
4 неделя Итоговая диагностика
Комплекс подвижных игр для формирования коммуникативных умений у младших дошкольников
Игра «ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ»
Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование. Повязки.
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
Игра «В ЛЕСУ»
Цeль. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.
Оборудование. Две корзиночки.
Описание игры. В кругу детей стоят мальчик и девочка. У них в руках корзиночки для ягод. Все дети ходят по кругу и говорят:
Летом Вова и Марина
В лес ходили за малиной.
Они кричали в лесу.
После этих слов девочка и мальчик сначала по очереди, а потом вместе громко говорят: «Ау!»
Потом выбирается другая пара детей, и игра повторяется.
Игра «ЭХО»
Цель. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.
Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит:
Мы в лес пойдем,
Грибов найдем,
Ребят мы громко позовем: «Ау! Ау! Ау!»
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Вторая группа после этого говорит очень тихо: «Ау, ау, ау».
Потом дети меняются ролями.
Игра «ЛЯГУШКА»
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала.
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Игра «КУРОЧКИ И ПЕТУШОК»
Цель: формировать коммуникативные умения, развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге.
Оборудование: шапочки-изображения петуха и корочек, музыкальное сопровождение.
Ход игры: Дети-«курочки» сидят на стульчиках. Ребенок-«петушок» ходит по залу, высоко поднимая ноги и взмахивая руками, как крыльями.
Ходит Петя у ворот,
Петя песенку поет:
— Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку!
Курам зернышки найду.
Ку-ка-ре-ку!
«Петушок» останавливается и зовет «курочек».
Курочки скорей бегут,
Зернышки клюют, клюют:
- Вот спасибо, ко-ко-ко,
Очень вкусное зерно!
- Мне теперь пора вставать,
Кур в курятник загонять. - Ку-ка-ре-ку!
Петушок кукарекает и догоняет кур.
Игра «КОЗЛЕНОК»
Цель: упражнять в беге, развивать речь, учить вести диалог, быть внимательными.
Оборудование: шапочки с изображением козленка.
Ход игры: Дети идут вокруг стоящего в центре «козленка» и говорят.
Дети: Выходи, козленок мой, Пободаемся с тобой.
Козленок: Ме-ме-ме! — звучит в ответ. —
А у вас и рожек нет.
Дети: Выходи, козленок мой, Поиграем мы с тобой.
Козленок: Ме-ме-ме! Играть люблю,
Вот возьму и догоню
«Козленок» догоняет ребят.
Игра «ГУСИ – ГУСИ!»
Цель: развивать фразовую речь, воспитывать честность, справедливость.
Оборудование: шапочки-изображения волка и гусей, музыкальное сопровождение.
Ход игры: на одной стороне – гуси, на другой – хозяйка, посередине – волк.
- Гуси, гуси! – га-га-га!
Есть хотите? – да-да-да!
Ну, летите! – нет, нет, нет!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Ну, летите, как хотите
Только крылья берегите!
Гуси летят, волк ловит
Игра «ЛИСОНЬКА-ЛИСА»
Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения.
Оборудование: шапочки-изображения лисы, музыкальное сопровождение.
Ход игры: «Лиса» стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети ходят по кругу и поют.
Мы по кругу идем,
Мы лисичку зовем,
Пусть глаз не открывает,
Нас по голосу узнает!
Дети останавливаются, и тот, на кого покажет ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?» «Лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться игрушкой-лисой и сказать: «Здесь ты!» Затем передать лисичку и встать в круг.
Игра «ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ»
Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.
Оборудование: шапочки-изображения цапли и лягушки, музыкальное сопровождение.
Ход игры: лягушки прыгают в болоте и поют:
«Мы зеленые лягушки,
Мы веселые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква, ква-ква-ква!»
Неожиданно на болоте появляется цапля и говорит:
«По болоту я шагаю
И лягушек я хватаю!
Целиком я их глотаю –
Хап – хап – хап!»
Увидев лягушат, цапля говорит:
«Вот они, лягушки,
Зеленые квакушки!
Берегитесь, я иду –
Я вас всех переловлю!» Лягушки разбегаются в разные стороны, а цапля их ловит. Осаленные лягушки выбывают из игры.