Ковалева Алена
Комплекс игр смешанного характера на экологические темы
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты,
характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств
реализации, планомерных действий, результата. Игра любого названного
вида протекает как целенаправленная деятельность. В каждой игре есть свой
смысл.
Качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный
настрой у детей дошкольного возраста, обеспечивает максимальный
развивающий эффект.
Игра «Разведка осенних примет»
Проект для детей 6—7 лет «Играем в разведчиков».
Цель проекта указана в письме:
Публикация «Комплекс игр смешанного характера на экологические темы» размещена в разделах
«Здравствуйте, уважаемые дети! На заячьей поляне состоялось собрание
зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на
белые. Одни сказали — пора, а другие — нет. Одни кричали, что трава еще
зеленая, а другие, что небо — серое. Мы не знаем, что делать. Зайцы просят
доказательств. Ведь менять шубки — дело непростое!
Заячье собрание».
Ребята приходят к цели, узнать, наступила ли осень в природе и в городе.
Начинается игра.
Формируется команда разведчиков: вся группа разбивается на отряды,
которые выбирают командира. Каждый отряд придумывает свое название,
эмблему, девиз (См. девизы).
Выбирается общий капитан разведчиков и его помощник. Соответственно,
командиры разведотрядов, капитан команды, его помощник составляют штаб
разведки.
После выборов начинается подготовительный этап. Он состоит из двух
частей: разработка плана проекта и подготовка к осуществлению егоосновного практического дела (в данном случае путешествия на природу) для
разведки осенних примет.
Как узнать, наступила ли осень? Ответ на этот вопрос предлагает каждый
разведотряд, а штаб разведки разрабатывает маршрут.
В итоге получается следующее:
Первый этап маршрута — «Готовность № 1», после которого следует
«Старт». Второй этап — «Разведка на местности» — разработан наиболее
подробно: указаны объекты окружающей природной и социальной среды,
которые выбраны для наблюдения. Завершает второй этап условный знак
«Донесение».
На карте желательно использовать следующие обозначения: для первого
этапа — Копилка народной мудрости, «Советы взрослых», «По страницам
книг и журналов»; для второго этапа — «Вода», «Яблонька», «Дубки»,
«Поляна», «Городские цветы», «Пешеходы», «Урожай»,
«В гости к пернатым».
Карта разведки: на первом этапе дети собирают информацию о приметах
осени и готовятся к празднику — старту разведки на местности. На старте
они должны продемонстрировать свою готовность к разведке — знание
осенних примет, умение отличать приметы осени в природе и в городе.
Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют
разведотряды группы.
1. Каждый отряд представляет себя названием, эмблемой, девизом,
приветствием «Добро пожаловать, осень!»
2. Конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы:
Наступила осень
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит,
Наступила осень…
Дремлет солнце,Листья, словно птицы,
Стаей закружились над землей
И, как листья, стая птиц кружится,
Спорит с небом, потеряв покой…
Осень, осень…
Солнце в тучах отсырело —
Даже в полдень светит.
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле, на тропинку,
Выдуло зайчонка —
Первую снежинку… (16).
3. Конкурс художников «Волшебное письмо». Художники выполняют
задание раскрасить заданный пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему
времени года.
4. Конкурс «Одень прохожих». Из предложенной одежды участникам
конкурса необходимо отобрать наиболее подходящую для осени. При этом
желательно не забыть мелкие детали.
5. «Копилка народной мудрости» — конкурс знатоков народных примет.
6. «Осенняя мелодия» (исполнение песен об осени, танца «Листопад»).
Второй этап — разведка на местности — это путешествие группы по
намеченному маршруту с остановками.
Первая остановка — «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают
небо, облака, форму и скорость их движения (дидактический элемент).
Вторая остановка — «Вода». Возле пруда, озера или речки дети наблюдают
цвет воды, измеряют ее температуру (дидактический элемент).
Третья остановка — «Плодовый сад». Каждая группа находит вещественное
доказательство наступления осени — небольшое созревшее яблочко. Четвертая остановка — «Дубки». Дети находят желуди.
Пятая остановка — «Городские цветы». Дети собирают в конверт семена
цветов.
Шестая остановка — «В гостях у пернатых». На протяжении всего маршрута
дети отмечают отсутствие перелетных птиц, а на остановке слушают птичье
пение, сравнивают его с весенним.
Седьмая остановка — «Прохожие». Дошкольники наблюдают одежду людей,
соответствие ее времени года.
Восьмая остановка — «Листопад». Сбор осенних листьев и т. д.
Подведение итогов проводится в присутствии родителей с празднично
накрытым «осенним» столом, с фруктами, осенними букетами. Частью игры
является обсуждение проекта, роль исполняет родитель.
Анализируется, как действовали разведчики: какой отряд оказался самым
дружным, кто собрал больше всего народных примет и т. п., что, возможно,
получилось не так, как задумывалось, что надо учесть, если еще раз придется
отправиться в разведку.