Погорелова Наталия Николаевна
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков [З], [С], [Ц]
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков [З], [С], [Ц].
1."Улыбка – хоботок" - губы растянуть в улыбку, чтобы видны были сомкнутые губы, произносить звук «И». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», произносить звук «У». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
Публикация «Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков [З], [С], [Ц]» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Темочки
2."Блинчик" - высунуть широкий кончик языка между зубами, произнося слоги: «пя-пя-пя». После произнесения последнего слога оставить рот открытым, зафиксировав широкий язык на нижней губе. Удерживать язык в таком состоянии под счёт до 5-7. Следить за тем, чтобы язык оставался широким, спокойно лежал на нижней губе. Повторить 5-6 раз.
3."Дуем на блинчик" - улыбнуться, открыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
Внимание! Нижняя губа не подворачивается внутрь, боковые края языка касаются уголков рта. Язык не сжимать зубами, он спокойно лежит на губе.
4."Чистим нижние зубки" - широко улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны.
Внимание! Нижняя челюсть неподвижна, язык находится у дёсен.
5."Качели" - рот открыт, губы слегка в улыбке. Напряжённым языком дотронуться до оснований верхних зубов, затем до оснований нижних зубов. Медленно, стараться надавить на зубы в момент прикосновения. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, рот не закрывался, работал только язык. Так поочерёдно менять положение языка 6 раз. Повторить 5 раз.
6."Футбол" - язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. Рот закрыт, язык сильный, упругий. Взрослый может контролировать движение языка, приложив пальцы снаружи щёк. Так поочерёдно менять положение языка 6 раз. Повторить 5 раз. Нижняя челюсть неподвижна!
7."Массаж язычка" - улыбнуться, открыть рот и покусывать кончик языка. Медленно продвигать язык вперёд, покусывая его. Во время упражнения произносить «та-та-та». Не подворачивать нижнюю губу внутрь, за нижние зубы. Язык широкий, губы в улыбке. Повторять 5 раз под счёт до 5-6.
8."Горка" - улыбнуться, открыть рот, кончик зыка поставить за нижние зубы, широкий язык установить горкой. Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему установить язык за нижние зубы и пропеть звук "И" : "и-и-и" и язык примет нужное положение. Удерживать на счёт до 7. Повторить 5 раз.
9."Катушка"- широко улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык "выкатывать" вперёд и убирать вглубь рта. Упражнение повторять 7 раз в спокойном темпе.
10."Катание с горки" – язык «горочкой», зубы – санки съезжают по языку сверху вниз. 7-10 раз
11."Кошечка сердится" - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута, затем опускается. 5-6 раз
12."Чиним мостик" - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы и произносит Т- Т – Т – Т – Т.
13."Тише" - улыбнуться и приоткрыть рот. Прижать широкий кончик языка к внутренней стороне верхних резцов и протяжно произнести звук [Т]. Получится т-сссс. Произносить этот звук прерывисто, с паузами. При этом сильная струя выдыхаемого воздуха должна ударять в поднесенный ко рту указательный палец.