Ирина Климина
Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением)
Всем здравствуйте!
Чтобы лучше представить влияние художественной деятельности на ребёнка, давайте попробуем логически закончить следующую фразу: «Рисуя ребёнок…» (Мыслит? Учится? Мечтает? Радуется?. ) Вот видите, сколько всего развивается в ходе занятий рисованием. Да, мы забыли ещё одно очень важное состояние – общаются! Причём, это общение достаточно широко: с изобразительным искусством, со сверстниками, с педагогом…
Публикация «Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением)» размещена в разделах
А ещё есть общение непосредственно с процессом рисования, которое доставляет ребёнку огромное удовольствие. Хотя и в правилах есть исключения, но они, по большей части, зависят от нас – взрослых.
Кроме того, в ходе рисования у ребёнка получается вполне реальный результат творчества – рисунок, картина. И он её автор), а значит, проявляет себя как личность и ощущает себя творцом. Но это происходит лишь в том случае, когда мы, педагоги, относимся к рисункам детей именно как к творчеству (со всеми вытекающими отсюда последствиями!
Предлагаю поговорить сегодня об одной из форм организации детского творчества, а именно – коллективной. Создание коллективных работ имеет большое значение в общем развитии ребёнка и, конечно, художественном. Коллективное творчество поддерживается и в других странах, особенно пристальное к нему внимание в Японии, где к эстетическому развитию дошкольников особое отношение.
Итак, привлечение детей к коллективному художественному творчеству имеет определённые задачи в разном дошкольном возрасте. Думаю, нет смысла подробно останавливаться на конкретных целях и задачах. Если в младшем - большая роль отводится взрослому, то в старшем, соответственно, детям.
Среди разнообразных вариантов коллективного создания картин самым несложным и, соответственно, наиболее используемым в практике, являются работы, созданные по принципу «Закончи картину». Причём, этот приём прекрасно «играет» во всех возрастных группах. Усложняются темы, материалы, технические задачи… Но есть общее: здесь, как правило, детям даётся основа в виде фона будущей композиции, выполненная взрослым или одним из детей, и далее всем участникам процесса предлагается всем вместе художественно завершить её. Таким образом, есть мотивация – есть творческий процесс, в ходе которого решаются конкретные образовательные, развивающие… задачи.
И ещё один интересный момент… Одна девочка у нас сочинила сказку. Так вот, излагаю в общих чертах: Рисование и Аппликация – это королевы, которые могут прекрасно обходиться друг без друга, но иногда, если они захотят нам это позволить – чудесным образом объединяются друг с другом, давая нам возможность творить, играть и радоваться коллективному творческому результату, в котором кроме детей и взрослого ещё участвуют двое… Это я к тому, что далее пойдёт рассказ о творческом союзе этих двух королев.
В каких случаях уместно и оправдано использование этого вида коллективного творчества? Напоминаю, мы говорим о варианте «Закончи картину».
Конечно, во время организации интегрированных НОД, где художественная деятельность становится логическим, ярким его завершением. Например, коллективная работа по теме «Зимние забавы».
Причём, основа будущей картины - зимний пейзаж - сам является не только фоном для последующей работы, а может послужить до этого ещё и прекрасным дидактическим пособием, по которому интересно выполнить несколько заданий (речевой, познавательной и др. направленности) типа:
- Как называют спортсменов, катающихся по лыжне? На льду?.
- Где можно разместить детей в коньках? На лыжах? Со снежками?.
- В какой части картины расположен каток?
Ну, и т. д…
Кстати, для детей младшей группы, которым ещё сложно нарисовать человека, можно, используя данную картину, придумать вопрос, который подведёт их к декорированию, например, варежки или шапки…
Дети старшего дошкольного возраста хорошо справляются с задачей изображения людей…
Здесь представлена полная композиция с отдельными её фрагментами.
Подобный вариант использования коллективной творческой работы по теме «Космос», где дети после беседы рисуют на небольших листах А5 (или ещё меньше) космический корабль или другие объекты, подходящие по тематике содержания.
Затем здесь же или в другое свободное время вырезают и составляют единую композицию.
Большие дети любят передвигать детали, обсуждая, что от этого меняется в картине…
Самостоятельное занятие по теме тоже может проходить интересно. Это тема «Город».
Например, можно «разделить» работу: для мальчиков и для девочек. Можно все «задать задачу» рисовать транспорт, но одним достаются легковые машины, а другим – грузовые или специальные. Это помимо изобразительных задач вносит элемент соревновательности. Потом идёт активное обсуждение, где какие машины…
Подобный вариант может решаться в разных темах: «Военный парад на главной городской площади», «Парад самолётов в небе», «Подводный мир»…
По этому же принципу проводится итоговое занятие по теме, например, «Птицы» в средней группе, правда оно уже облекается в красивую тему «Наши Птички Счастья». Это фрагмент картины…
Идём далее… Это коллективная работа с традиционной перед праздником задачей: коллективное поздравление от детей группы для родителей. Думаю, подобный вариант пасхальной темы есть в «художественной копилке» у многих из вас.
Причём, он прекрасно подходит и для маленьких, и для больших…
А этот вариант коллективной работы очень похож на предыдущий, но у него есть важное отличие.
Это не просто поздравление, в данном случае - новогоднее. Оно содержит в себе некую загадку, вопрос. Новогодний плакат «Сколько дней до Нового года?»
Дети, впрочем как и мы, любим приятные сюрпризы и тайны, поэтому охотно трудятся над подобными интересными композициями. Здесь шары выполнены в технике акварели и воска, а могли быть сделаны в совершенно иной.
И, вообще, вариантов плакатов-вопросов может быть много…
А это ещё один поздравительный вариант коллективного творчества, связанный с днём святого Валентина, хотя он вполне может подойти и для дня рождения.
Здесь ставилась конкретная художественная задача создания завершённой красивой картины, которую надо разместить в этой рамке…
Для воплощения данной темы дети были объединены в несколько подгрупп. Здесь помимо основных «сердечных» элементов ребятами были использованы и дополнительно созданные элементы растительного декора.
Работа в мини-группах очень нравится детям. И всегда интересно наблюдать за рождением картины внутри такого «творческого состава», ведь здесь реально встают вопросы преимущества своего «Я», которые надо как-то подружить с преимуществами другого не менее «Я». Это мы рисовали картины в парах на тему «Дрессировщик».
К сожалению, у меня нет фото моментов рисования. Могу лишь рассказать. Два ребёнка рисуют одновременно на одном большом листе А3 одну тему. Но как они будут её решать? Кто будет рисовать дрессировщика, а кто животное? Или, может быть, по замыслу дрессировщиков будет два? В общем, это по-настоящему и сложная, и интересная работа. Поэтому, её лучше «не усложнять» краской, а дать более простой в работе изоматериал. Когда на одном из семинаров для воспитателей мы рассматривали эти работы, второй рисунок сразу отложили к «дуэтным». Рассматривая первый сразу и не поймёшь, что его рисовали двое, а здесь всё понятно. А вы увидели, почему? Здесь точно "географически", т. е. территориально, распределено место творчества, которое поделило рисунок пополам… В общем детские рисунки – это так интересно.
Можно ещё много говорить об этой увлекательной теме – коллективное творчество. В данном посте мы затронули лишь одно очень узкое его направление «Закончи картину» (кроме последней работы, где всё от начала и до конца придумывали ребята) и, кроме того, показали интересное соединение двух видов художественной детской деятельности - рисунка и аппликации, прекрасно дополняющих друг друга. А сколько ещё интересных и увлекательных направлений в этой области…
Спасибо всем за внимание! Надеюсь, вам было не скучно… Яркого коллективного творчества вам с детьми!