Лучший педагог года

Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением) (33 фото)

Ирина Климина
Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением)

Всем здравствуйте!

Чтобы лучше представить влияние художественной деятельности на ребёнка, давайте попробуем логически закончить следующую фразу: «Рисуя ребёнок…» (Мыслит? Учится? Мечтает? Радуется?. ) Вот видите, сколько всего развивается в ходе занятий рисованием. Да, мы забыли ещё одно очень важное состояние – общаются! Причём, это общение достаточно широко: с изобразительным искусством, со сверстниками, с педагогом…

Публикация «Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением)» размещена в разделах

Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением)

А ещё есть общение непосредственно с процессом рисования, которое доставляет ребёнку огромное удовольствие. Хотя и в правилах есть исключения, но они, по большей части, зависят от нас – взрослых.

Кроме того, в ходе рисования у ребёнка получается вполне реальный результат творчества – рисунок, картина. И он её автор), а значит, проявляет себя как личность и ощущает себя творцом. Но это происходит лишь в том случае, когда мы, педагоги, относимся к рисункам детей именно как к творчеству (со всеми вытекающими отсюда последствиями!

Предлагаю поговорить сегодня об одной из форм организации детского творчества, а именно – коллективной. Создание коллективных работ имеет большое значение в общем развитии ребёнка и, конечно, художественном. Коллективное творчество поддерживается и в других странах, особенно пристальное к нему внимание в Японии, где к эстетическому развитию дошкольников особое отношение.

Итак, привлечение детей к коллективному художественному творчеству имеет определённые задачи в разном дошкольном возрасте. Думаю, нет смысла подробно останавливаться на конкретных целях и задачах. Если в младшем - большая роль отводится взрослому, то в старшем, соответственно, детям.

Среди разнообразных вариантов коллективного создания картин самым несложным и, соответственно, наиболее используемым в практике, являются работы, созданные по принципу «Закончи картину». Причём, этот приём прекрасно «играет» во всех возрастных группах. Усложняются темы, материалы, технические задачи… Но есть общее: здесь, как правило, детям даётся основа в виде фона будущей композиции, выполненная взрослым или одним из детей, и далее всем участникам процесса предлагается всем вместе художественно завершить её. Таким образом, есть мотивация – есть творческий процесс, в ходе которого решаются конкретные образовательные, развивающие… задачи.

И ещё один интересный момент… Одна девочка у нас сочинила сказку. Так вот, излагаю в общих чертах: Рисование и Аппликация – это королевы, которые могут прекрасно обходиться друг без друга, но иногда, если они захотят нам это позволить – чудесным образом объединяются друг с другом, давая нам возможность творить, играть и радоваться коллективному творческому результату, в котором кроме детей и взрослого ещё участвуют двое… Это я к тому, что далее пойдёт рассказ о творческом союзе этих двух королев.

В каких случаях уместно и оправдано использование этого вида коллективного творчества? Напоминаю, мы говорим о варианте «Закончи картину».

Конечно, во время организации интегрированных НОД, где художественная деятельность становится логическим, ярким его завершением. Например, коллективная работа по теме «Зимние забавы».

Фото №1 Всем здравствуйте Чтобы лучше представить влияние художественной деятельности на ребёнка давайте попробуем логически закончить следующую фразу Рисуя ребёнок Мыслит Учится Мечтает Радуется

Причём, основа будущей картины - зимний пейзаж - сам является не только фоном для последующей работы, а может послужить до этого ещё и прекрасным дидактическим пособием, по которому интересно выполнить несколько заданий (речевой, познавательной и др. направленности) типа:

- Как называют спортсменов, катающихся по лыжне? На льду?.

- Где можно разместить детей в коньках? На лыжах? Со снежками?.

- В какой части картины расположен каток?

Ну, и т. д…

Фото №2 Вот видите сколько всего развивается в ходе занятий рисованием

Кстати, для детей младшей группы, которым ещё сложно нарисовать человека, можно, используя данную картину, придумать вопрос, который подведёт их к декорированию, например, варежки или шапки…

Дети старшего дошкольного возраста хорошо справляются с задачей изображения людей…

Фото №3 Мастерим с детьми Темочки

Здесь представлена полная композиция с отдельными её фрагментами.

Фото №4 А ещё есть общение непосредственно с процессом рисования которое доставляет ребёнку огромное удовольствие Фото №5 Хотя и в правилах есть исключения но они по большей части зависят от нас взрослых Фото №6 Кроме того в ходе рисования у ребёнка получается вполне реальный результат творчества рисунок картина

Подобный вариант использования коллективной творческой работы по теме «Космос», где дети после беседы рисуют на небольших листах А5 (или ещё меньше) космический корабль или другие объекты, подходящие по тематике содержания.

Фото №7 И он её автор а значит проявляет себя как личность и ощущает себя творцом Фото №8 Коллективные работы коллективных работ имеет большое значение в общем развитии ребёнка и конечно художественном

Затем здесь же или в другое свободное время вырезают и составляют единую композицию.

Фото №9 Коллективное творчество поддерживается и в других странах особенно пристальное к нему внимание в Японии где к эстетическому развитию дошкольников особое отношение

Большие дети любят передвигать детали, обсуждая, что от этого меняется в картине…

Фото №10 Итак привлечение детей к коллективному художественному творчеству имеет определённые задачи в разном дошкольном возрасте Фото №11 Думаю нет смысла подробно останавливаться на конкретных целях и задачах Фото №12 Если в младшем большая роль отводится взрослому то в старшем соответственно детям

Самостоятельное занятие по теме тоже может проходить интересно. Это тема «Город».

Фото №13 Среди разнообразных вариантов коллективного создания картин самым несложным и соответственно наиболее используемым в практике являются работы созданные по принципу Закончи картину Фото №14 Причём этот приём прекрасно играет во всех возрастных группах

Например, можно «разделить» работу: для мальчиков и для девочек. Можно все «задать задачу» рисовать транспорт, но одним достаются легковые машины, а другим – грузовые или специальные. Это помимо изобразительных задач вносит элемент соревновательности. Потом идёт активное обсуждение, где какие машины…

Фото №15 Таким образом есть мотивация есть творческий процесс в ходе которого решаются конкретные образовательные развивающие задачи

Подобный вариант может решаться в разных темах: «Военный парад на главной городской площади», «Парад самолётов в небе», «Подводный мир»…

По этому же принципу проводится итоговое занятие по теме, например, «Птицы» в средней группе, правда оно уже облекается в красивую тему «Наши Птички Счастья». Это фрагмент картины…

Фото №16 И ещё один интересный момент Одна девочка у нас сочинила сказку

Идём далее… Это коллективная работа с традиционной перед праздником задачей: коллективное поздравление от детей группы для родителей. Думаю, подобный вариант пасхальной темы есть в «художественной копилке» у многих из вас.

Фото №17 В каких случаях уместно и оправдано использование этого вида коллективного творчества Напоминаю мы говорим о варианте Закончи картину

Причём, он прекрасно подходит и для маленьких, и для больших…

Конечно во время организации интегрированных НОД где художественная деятельность становится логическим ярким его завершением Например коллективная работа по теме Зимние забавы направленности типа Как называют спортсменов катающихся по лыжне На льду Где можно разместить детей в коньках На лыжах Со снежками

А этот вариант коллективной работы очень похож на предыдущий, но у него есть важное отличие.

Фото №18 В какой части картины расположен каток Ну и т

Это не просто поздравление, в данном случае - новогоднее. Оно содержит в себе некую загадку, вопрос. Новогодний плакат «Сколько дней до Нового года?»

Фото №19 Здесь представлена полная композиция с отдельными её фрагментами

Дети, впрочем как и мы, любим приятные сюрпризы и тайны, поэтому охотно трудятся над подобными интересными композициями. Здесь шары выполнены в технике акварели и воска, а могли быть сделаны в совершенно иной.

Фото №20 Затем здесь же или в другое свободное время вырезают и составляют единую композицию Фото №21 Большие дети любят передвигать детали обсуждая что от этого меняется в картине

И, вообще, вариантов плакатов-вопросов может быть много…

А это ещё один поздравительный вариант коллективного творчества, связанный с днём святого Валентина, хотя он вполне может подойти и для дня рождения.

Фото №22 Самостоятельное занятие по теме тоже может проходить интересно

Здесь ставилась конкретная художественная задача создания завершённой красивой картины, которую надо разместить в этой рамке…

Фото №23 Это тема Город Фото №24 Например можно разделить работу для мальчиков и для девочек Фото №25 Можно все задать задачу рисовать транспорт но одним достаются легковые машины а другим грузовые или специальные

Для воплощения данной темы дети были объединены в несколько подгрупп. Здесь помимо основных «сердечных» элементов ребятами были использованы и дополнительно созданные элементы растительного декора.

Фото №26 Это помимо изобразительных задач вносит элемент соревновательности

Работа в мини-группах очень нравится детям. И всегда интересно наблюдать за рождением картины внутри такого «творческого состава», ведь здесь реально встают вопросы преимущества своего «Я», которые надо как-то подружить с преимуществами другого не менее «Я». Это мы рисовали картины в парах на тему «Дрессировщик».

Фото №27 Потом идёт активное обсуждение где какие машины Фото №28 Это фрагмент картины

К сожалению, у меня нет фото моментов рисования. Могу лишь рассказать. Два ребёнка рисуют одновременно на одном большом листе А3 одну тему. Но как они будут её решать? Кто будет рисовать дрессировщика, а кто животное? Или, может быть, по замыслу дрессировщиков будет два? В общем, это по-настоящему и сложная, и интересная работа. Поэтому, её лучше «не усложнять» краской, а дать более простой в работе изоматериал. Когда на одном из семинаров для воспитателей мы рассматривали эти работы, второй рисунок сразу отложили к «дуэтным». Рассматривая первый сразу и не поймёшь, что его рисовали двое, а здесь всё понятно. А вы увидели, почему? Здесь точно "географически", т. е. территориально, распределено место творчества, которое поделило рисунок пополам… В общем детские рисунки – это так интересно.

Можно ещё много говорить об этой увлекательной теме – коллективное творчество. В данном посте мы затронули лишь одно очень узкое его направление «Закончи картину» (кроме последней работы, где всё от начала и до конца придумывали ребята) и, кроме того, показали интересное соединение двух видов художественной детской деятельности - рисунка и аппликации, прекрасно дополняющих друг друга. А сколько ещё интересных и увлекательных направлений в этой области…

Спасибо всем за внимание! Надеюсь, вам было не скучно… Яркого коллективного творчества вам с детьми!

Публикации по теме:

Правила для родителейПравила для родителей Небольшая и всегда актуальная консультация для родителей -Ребенка постоянно критикуете, он учится ненавидеть -Ребенка высмеиваете,.

Семь простых правил воспитания. Памятка для родителей. Памятка для родителей Воспитывать детей – это всегда труд. Придерживаясь в воспитании простых правил, можно многого достичь..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением)
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 16:28
+304Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Климина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 238.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД