Ирина Климина
Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением)
Всем здравствуйте!
Чтобы лучше представить влияние художественной деятельности на ребёнка, давайте попробуем логически закончить следующую фразу: «Рисуя ребёнок…» (Мыслит? Учится? Мечтает? Радуется?. ) Вот видите, сколько всего развивается в ходе занятий рисованием. Да, мы забыли ещё одно очень важное состояние – общаются! Причём, это общение достаточно широко: с изобразительным искусством, со сверстниками, с педагогом…
Публикация «Коллективное художественное творчество (или размышления с практическим подтверждением)» размещена в разделах
А ещё есть общение непосредственно с процессом рисования, которое доставляет ребёнку огромное удовольствие. Хотя и в правилах есть исключения, но они, по большей части, зависят от нас – взрослых.
Кроме того, в ходе рисования у ребёнка получается вполне реальный результат творчества – рисунок, картина. И он её автор), а значит, проявляет себя как личность и ощущает себя творцом. Но это происходит лишь в том случае, когда мы, педагоги, относимся к рисункам детей именно как к творчеству (со всеми вытекающими отсюда последствиями!
Предлагаю поговорить сегодня об одной из форм организации детского творчества, а именно – коллективной. Создание коллективных работ имеет большое значение в общем развитии ребёнка и, конечно, художественном. Коллективное творчество поддерживается и в других странах, особенно пристальное к нему внимание в Японии, где к эстетическому развитию дошкольников особое отношение.
Итак, привлечение детей к коллективному художественному творчеству имеет определённые задачи в разном дошкольном возрасте. Думаю, нет смысла подробно останавливаться на конкретных целях и задачах. Если в младшем - большая роль отводится взрослому, то в старшем, соответственно, детям.
Среди разнообразных вариантов коллективного создания картин самым несложным и, соответственно, наиболее используемым в практике, являются работы, созданные по принципу «Закончи картину». Причём, этот приём прекрасно «играет» во всех возрастных группах. Усложняются темы, материалы, технические задачи… Но есть общее: здесь, как правило, детям даётся основа в виде фона будущей композиции, выполненная взрослым или одним из детей, и далее всем участникам процесса предлагается всем вместе художественно завершить её. Таким образом, есть мотивация – есть творческий процесс, в ходе которого решаются конкретные образовательные, развивающие… задачи.
И ещё один интересный момент… Одна девочка у нас сочинила сказку. Так вот, излагаю в общих чертах: Рисование и Аппликация – это королевы, которые могут прекрасно обходиться друг без друга, но иногда, если они захотят нам это позволить – чудесным образом объединяются друг с другом, давая нам возможность творить, играть и радоваться коллективному творческому результату, в котором кроме детей и взрослого ещё участвуют двое… Это я к тому, что далее пойдёт рассказ о творческом союзе этих двух королев.
В каких случаях уместно и оправдано использование этого вида коллективного творчества? Напоминаю, мы говорим о варианте «Закончи картину».
Конечно, во время организации интегрированных НОД, где художественная деятельность становится логическим, ярким его завершением. Например, коллективная работа по теме «Зимние забавы».
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Всем здравствуйте Чтобы лучше представить влияние художественной деятельности на ребёнка давайте попробуем логически закончить следующую фразу Рисуя ребёнок Мыслит Учится Мечтает Радуется](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966082.jpg)
Причём, основа будущей картины - зимний пейзаж - сам является не только фоном для последующей работы, а может послужить до этого ещё и прекрасным дидактическим пособием, по которому интересно выполнить несколько заданий (речевой, познавательной и др. направленности) типа:
- Как называют спортсменов, катающихся по лыжне? На льду?.
- Где можно разместить детей в коньках? На лыжах? Со снежками?.
- В какой части картины расположен каток?
Ну, и т. д…
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Вот видите сколько всего развивается в ходе занятий рисованием](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966108.jpg)
Кстати, для детей младшей группы, которым ещё сложно нарисовать человека, можно, используя данную картину, придумать вопрос, который подведёт их к декорированию, например, варежки или шапки…
Дети старшего дошкольного возраста хорошо справляются с задачей изображения людей…
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Мастерим с детьми Темочки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966148.jpg)
Здесь представлена полная композиция с отдельными её фрагментами.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 А ещё есть общение непосредственно с процессом рисования которое доставляет ребёнку огромное удовольствие](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966200.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Хотя и в правилах есть исключения но они по большей части зависят от нас взрослых](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966210.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Кроме того в ходе рисования у ребёнка получается вполне реальный результат творчества рисунок картина](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966227.jpg)
Подобный вариант использования коллективной творческой работы по теме «Космос», где дети после беседы рисуют на небольших листах А5 (или ещё меньше) космический корабль или другие объекты, подходящие по тематике содержания.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 И он её автор а значит проявляет себя как личность и ощущает себя творцом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966301.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Коллективные работы коллективных работ имеет большое значение в общем развитии ребёнка и конечно художественном](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966320.jpg)
Затем здесь же или в другое свободное время вырезают и составляют единую композицию.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Коллективное творчество поддерживается и в других странах особенно пристальное к нему внимание в Японии где к эстетическому развитию дошкольников особое отношение](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966339.jpg)
Большие дети любят передвигать детали, обсуждая, что от этого меняется в картине…
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Итак привлечение детей к коллективному художественному творчеству имеет определённые задачи в разном дошкольном возрасте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966372.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Думаю нет смысла подробно останавливаться на конкретных целях и задачах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966437.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Если в младшем большая роль отводится взрослому то в старшем соответственно детям](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966419.jpg)
Самостоятельное занятие по теме тоже может проходить интересно. Это тема «Город».
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Среди разнообразных вариантов коллективного создания картин самым несложным и соответственно наиболее используемым в практике являются работы созданные по принципу Закончи картину](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966528.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Причём этот приём прекрасно играет во всех возрастных группах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966539.jpg)
Например, можно «разделить» работу: для мальчиков и для девочек. Можно все «задать задачу» рисовать транспорт, но одним достаются легковые машины, а другим – грузовые или специальные. Это помимо изобразительных задач вносит элемент соревновательности. Потом идёт активное обсуждение, где какие машины…
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Таким образом есть мотивация есть творческий процесс в ходе которого решаются конкретные образовательные развивающие задачи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966558.jpg)
Подобный вариант может решаться в разных темах: «Военный парад на главной городской площади», «Парад самолётов в небе», «Подводный мир»…
По этому же принципу проводится итоговое занятие по теме, например, «Птицы» в средней группе, правда оно уже облекается в красивую тему «Наши Птички Счастья». Это фрагмент картины…
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 И ещё один интересный момент Одна девочка у нас сочинила сказку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966579.jpg)
Идём далее… Это коллективная работа с традиционной перед праздником задачей: коллективное поздравление от детей группы для родителей. Думаю, подобный вариант пасхальной темы есть в «художественной копилке» у многих из вас.
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 В каких случаях уместно и оправдано использование этого вида коллективного творчества Напоминаю мы говорим о варианте Закончи картину](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966673.jpg)
Причём, он прекрасно подходит и для маленьких, и для больших…
А этот вариант коллективной работы очень похож на предыдущий, но у него есть важное отличие.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 В какой части картины расположен каток Ну и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966815.jpg)
Это не просто поздравление, в данном случае - новогоднее. Оно содержит в себе некую загадку, вопрос. Новогодний плакат «Сколько дней до Нового года?»
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Здесь представлена полная композиция с отдельными её фрагментами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966849.jpg)
Дети, впрочем как и мы, любим приятные сюрпризы и тайны, поэтому охотно трудятся над подобными интересными композициями. Здесь шары выполнены в технике акварели и воска, а могли быть сделаны в совершенно иной.
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Затем здесь же или в другое свободное время вырезают и составляют единую композицию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966882.jpg)
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Большие дети любят передвигать детали обсуждая что от этого меняется в картине](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966901.jpg)
И, вообще, вариантов плакатов-вопросов может быть много…
А это ещё один поздравительный вариант коллективного творчества, связанный с днём святого Валентина, хотя он вполне может подойти и для дня рождения.
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Самостоятельное занятие по теме тоже может проходить интересно](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966960.jpg)
Здесь ставилась конкретная художественная задача создания завершённой красивой картины, которую надо разместить в этой рамке…
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Это тема Город](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415966983.jpg)
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Например можно разделить работу для мальчиков и для девочек](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415967011.jpg)
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Можно все задать задачу рисовать транспорт но одним достаются легковые машины а другим грузовые или специальные](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415967060.jpg)
Для воплощения данной темы дети были объединены в несколько подгрупп. Здесь помимо основных «сердечных» элементов ребятами были использованы и дополнительно созданные элементы растительного декора.
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Это помимо изобразительных задач вносит элемент соревновательности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415967045.jpg)
Работа в мини-группах очень нравится детям. И всегда интересно наблюдать за рождением картины внутри такого «творческого состава», ведь здесь реально встают вопросы преимущества своего «Я», которые надо как-то подружить с преимуществами другого не менее «Я». Это мы рисовали картины в парах на тему «Дрессировщик».
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Потом идёт активное обсуждение где какие машины](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415967089.jpg)
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Это фрагмент картины](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40701-1415967101.jpg)
К сожалению, у меня нет фото моментов рисования. Могу лишь рассказать. Два ребёнка рисуют одновременно на одном большом листе А3 одну тему. Но как они будут её решать? Кто будет рисовать дрессировщика, а кто животное? Или, может быть, по замыслу дрессировщиков будет два? В общем, это по-настоящему и сложная, и интересная работа. Поэтому, её лучше «не усложнять» краской, а дать более простой в работе изоматериал. Когда на одном из семинаров для воспитателей мы рассматривали эти работы, второй рисунок сразу отложили к «дуэтным». Рассматривая первый сразу и не поймёшь, что его рисовали двое, а здесь всё понятно. А вы увидели, почему? Здесь точно "географически", т. е. территориально, распределено место творчества, которое поделило рисунок пополам… В общем детские рисунки – это так интересно.
Можно ещё много говорить об этой увлекательной теме – коллективное творчество. В данном посте мы затронули лишь одно очень узкое его направление «Закончи картину» (кроме последней работы, где всё от начала и до конца придумывали ребята) и, кроме того, показали интересное соединение двух видов художественной детской деятельности - рисунка и аппликации, прекрасно дополняющих друг друга. А сколько ещё интересных и увлекательных направлений в этой области…
Спасибо всем за внимание! Надеюсь, вам было не скучно… Яркого коллективного творчества вам с детьми!