Ирина Титова
Коллекционирование в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Коллекционирование в семье
Цель :
установление доверительно-делового контакта с родителями. формирование активной позиции родителей в воспитании и образовании дошкольников.
Задачи:
- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и их родителей;
- изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности;
Условия возникновения проекта:
Публикация «Коллекционирование в семье» размещена в разделах
Коллекционирование сейчас является традицией, которую уже немного забыли. Нам стало интересно – а существуют ли традиции коллекционирования в семьях наших воспитанников, поэтому мы решили провести в группе нашего детского сада проект семейных коллекций.
На просьбу принести имеющиеся дома коллекции, родители с детьми с удовольствием предоставили свои семейные коллекции, рассказывая о значимости экспонатов, интересных историях их возникновения.
Актуальность:
Родители, презентуя коллекцию своей семьи, становятся непосредственными участниками педагогического процесса.
Ребенок, когда занимается поисково-исследовательской работой, желает больше получить интересной информации о предмете из коллекции. Тем самым он развивает свои психические процессы (внимание, память, интеллект, а так же воспитывает в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам.
Далее, когда коллекция уже собрана, малыш непременно желает показать ее своим друзьям, тем самым развивает социально-коммуникативные навыки, учится договариваться, делится и обменивается своими необычными экспонатами. Ребенок может играть с коллекцией постоянно : подбирать экспонаты по форме, цвету, размеру.
Принципы:
ФГОС определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Поэтому, чтобы работа с родителями была результативной мы исходили из следующих принципов:
- доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
- личностная заинтересованность родителей - определяя этот принцип мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек, должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться»;
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным участникам процесса взаимодействия – во – первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того, что именно родителями для нас являются социальными заказчиками, во – вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно.
Участники проекта:
Активные: воспитатель, учитель-логопед, родители и дети логопедической группы «Звёздочка».
Пассивные: дети и родители других групп детского сада №11 «Ласточка».
Сроки проекта:
1 месяц
Немного о коллекционировании…
Одним из любимых направлений в деятельности детей становится художественно-эстетическая деятельность. А наиболее подходящей формой совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста и воспитателя и родителей можно рассматривать коллекционирование и создание детской выставки как результата данной деятельности.
Коллекционирование – это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Коллекционирование (от лат. collectio - собирание, сбор) - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, видеоигры, историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) или объекты природы (насекомые, минералы, раковины моллюсков, цветы). Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.
Коллекция — систематизированное собирание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. Человека, занимающегося коллекционированием, называют коллекционером. Коллекционеры обычно имеют коллекции одного вида, несколько разных или межвидовые тематические.
Некоторые виды коллекционирования предполагают большие финансовые затраты, некоторые — нет. Часто коллекционирование ставит перед коллекционером задачу нахождения очень редких экземпляров, которых ни у кого нет, или тираж которых существенно ограничен. Также часто ставится задача сбора всех возможных предметов коллекционирования.
Существуют много видов коллекций :
Монеты, денежные знаки, ценные бумаги, военная техника, почтовая и печатная продукция, предметы искусства, антиквариата, техники, крышек, этикеток, природных материалов, игрушек, магнитов, керамических фигурок, наперстков, знамен и д. р.
Этапы проекта:
Этапы Содержание
1. Подготовительный
Цель: определить уровень заинтересованности родителей по вопросу коллекционирования 1. Анкетирование родителей «Увлечения семьи»
2. Индивидуальные беседы по итогам анкеты.
3. Консультация для родителей, направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию.
4. Семейная гостиная «С чего начать коллекцию».
2. Основной
Цель: накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей 1. Презентации семейных коллекций родителями :
- коллекция монет;
-коллекция магнитов;
- детская коллекция «Динозаврики»;
-коллекция марок;
-коллекция сувениров «Ангелочки»;
2. Проведение семейного мастер-класса для родителей на тему «Как необычно презентовать свою коллекцию»
3. Читать детям рассказы о видах коллекций.
4. Оформление выставки коллекций.
5. Подготовка к итоговому мероприятию
6. Выставка рисунков детей «Что бы я хотел коллекционировать».
3. Итоговый
Цель: систематизировать и обобщить собранную информацию по теме
1. Итоговое мероприятие «Пока все дома…» (организация экскурсий для родителей и детей других групп)
2. Рекомендации для родителей «Коллекционирование в семье»
Список литературы:
1. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000
2. Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации ООП дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.
3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб, 2002
4. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке коллекционера. - М., 1996
5. Лебедева Е. Н. Коллекционирование для детей. – М., 2004
6. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995
7. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972