Любовь Саксина
Коллекционирование — одна из форм исследовательской деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Коллекционирование - одна из форм исследовательской деятельности детей
Ст. воспитатель Саксина Л. В.
Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Коллекционирование
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком. Выбранная воспитателем технология, форма и метод обучения должны способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
В реализации этих задач может помочь педагогическая технология - коллекционирование.
Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
Во все времена человек занимался коллекционированием. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись, значки Если вспомнить свое детство, то каждый в детстве собирали различные коллекции: марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т. д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, фантики и т. д. Собирать детям очень нравится. Взрослым кажется, что это хлам. Для ребенка это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, поэтому необходимо ему в этом помочь.
Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если окружающие его взрослые поддержат детский интерес, то бессистемное собирательство ребенка может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Особенность коллекционирования, в соответствии основным требованиям ФГОС, заключается: в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты (инициативность, любознательность и самостоятельность детей, способность к принятию и реализации собственных решений).
Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков- это противоречит экологическому воспитанию.
Цель коллекционирования - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.
Коллекционирование решает следующие задачи: -формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; -формировать умение классифицировать, группировать, обобщать; - способствовать проявлению избирательных интересов; - развивать познавательный интерес и потребности, любознательность; - расширять кругозор воспитанников; - прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала; - формировать бережное отношение к хранению коллекций; - обогащать и активизировать словарь детей; - активизировать участие родителей в образовательном процессе.
Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).
Технология коллективного коллекционирования:
1. Организуя коллекционирование, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков, значков, открыток и т. д., так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр.).
2. Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки.
3. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами.
В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.