Елена Скрипкина
Коллекционирование
▼ Скачать + Заказать документы
Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего – либо, имеющего определенную ценность для ребенка.
• Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире;
• Формированию, развитию и поддерживанию мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, классификация и т. д. ,
• Развитию речи и коммуникативных навыков (ребенок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взрослыми, так и со сверстниками.
Темочки:
Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными предпочтениями и интересами ребенка. Однако на протяжении дошкольного детства коллекционирование проходит свой путь развития.
В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. Причем если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить следующее: в них практически нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, при этом хорошо просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки и пр., девочки – заколки, тряпочки. Пузыречки и т. д.).
В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы, что связано с появлением первых проявлений индивидуальных познавательных предпочтений детей.
В старшем дошкольном возрастес развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любование, рассматривание, демонстрацию заинтересованным лицам (сверстникам, родителям) отдельных «Экспонатов» коллекции, обобщение на темы, заданные предметом коллекции.
Надо отметить, что многие детские коллекции относятся к такому виду профессионального коллекционирования, как аналогофилия. Например, кошки – фотографии с кошками, открытки с кошками, пазлы с кошками, игрушечные кошки на разных материалах, книги о кошках и пр.
Однако встречается и коллекционирование однородных материалов и объектов. Это может быть собирание фигурок из киндер – сюрпризов (киндерфилия); коллекционирование вкладышей, оберток от конфет, наклеек от жевательных резинок (гумофилия, собирание значков (фалеристика, открыток (филокартия, карманных календариков (филотаймия) или магнитов на холодильник (мемомагнетика, коллекционирование природных материалов, экспонатов флоры и фауны. В детской жизни встречаются такие коллекции, которым, возможно, и не дано еще название в мире взрослого коллекционирования. Это коллекции бумаги, ниток, заколок и т. д.
Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением ребенка – дошкольника. Известно, что в дошкольном возрасте преобладающие позиции занимают наглядно – действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.
Визуальность коллекции проявляется в ее обязательной наглядности. Иными словами, собираемый материал должен быть представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы, книги и журналы.
Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми). Сюда относятся детские рисунки, коллажи и даже книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.
Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребенка действовать с собранным (или собираемым) материалом. Редкие объекты детских коллекций используются ими только для перебирания и любования. В основном у детей наблюдается потребность что-то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них.
Детские коллекции представлены двумя основными формами:
Индивидуальные Коллективные
определяются разными мотивами, поэтому в соответствии с мотивацией можно условно выделить несколько видов коллекций :
• Эмоционального потрясения (очень понравилось что – то. Произвело неизгладимое впечатление) – эмоциональные коллекции;
• Появление познавательного интереса – познавательные коллекции;
• Социальной потребности – социальные коллекции. Инициатором выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам с детьми 5-7 лет. Акцент на старший дошкольный возраст связан с тем, что именно в данной возрастной группе сверстник становится значимой фигурой в жизни ребенка. С ним он выстраивает не только эмоциональные контакты (построенных на симпатиях, совместных играх, но и содержательные контакты (построенные на совпадающих познавательных предпочтениях и интересах). В связи с этим коллекционирование начинает играть роль как в познавательном развитии, так и в социальном. Благодаря коллекционированию дети имеют возможность на определенном содержании объединяться в разные группы: друг с другом (от двух – трех детей до всей группы, с педагогами, с родителями.
Главное – эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы с ними, ориентированностью детей в содержании представленных коллекций, интересом к ним и использованием в свободной самостоятельной деятельности
Эмоциональные коллекции
отличаются активным началом и быстрым угасанием. То и другое напрямую связано с протеканием конкретной эмоциональной реакции на что-либо. Например, ребенок побывал с родителями на выставке кошек. После этого много делится впечатлениями со всеми, начинает собирать открытки, фотографии, календарики с изображением кошек. Но по мере удаления события в прошлое эмоции гаснут, и интерес к собранному пропадает.
Взрослым надо с пониманием, спокойно относиться к подобному проявлению познавательной активности ребенка. Не стоит упрекать его и насильно удерживать в содержании, к которому пропал интерес. К тому же обычно ребенок к моменту угасания интереса к одному содержанию загорается другим. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию на период ее действия, закрепить в сознании и душе ребенка состояние радости и удовлетворения от собственного процесса познания ( это означает: рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему; разумно пополнять коллекцию; обращаться к прошлому опыту; переводить собранный материал в действенный, продуктивный план).
Познавательные коллекции
отражают устойчивые познавательные предпочтения и интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции более устойчивы по тематике. Радость открытой связаны с углублением, расширением конкретной темы.
Социальные коллекции
форма проявления социальных потребностей ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него появляются симпатии к определенным сверстникам, стремление общаться именно с ними, желание завоевать их признание, уважение и дружбу.
Один из путей развернуть сверстника к себе- начать собирать такую же коллекцию, как и он. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами и др. при этом происходит взаимообогащение как социальной. Так и познавательной сферы детей.