Татьяна Павловна Белоусова
Коллекционирование-эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению
Достоинством коллекционирования считаю его тесную связь с жизнью, миром, также существует определенная связь с занятиями по математике, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств как творческого потенциала, любознательности и познавательной активности.
Публикация «Коллекционирование-эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Коллекционирование
- Темочки
Цель исследовательской деятельности взрослого с детьми в направлении «Коллекционирование» заключается, по мнению Н. М. Коротковой, в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов.
Малыши-дошкольники еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима:
• Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает необходимость больше узнать о предметах своей коллекции.
• Во-вторых, в процессе коллекционирования развивается память, внимание, интеллект, аккуратность и бережливость.
• В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению.
• В-четвертых, коллекционирование воспитывает в ребенке очень ценные качества: аккуратность, терпение, усидчивость, умение работать с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные как для повседневной жизни, так и для исследовательской работы.
• Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Выбирать тему коллекции нужно исходя из интересов детей. Если ваши дети жить не могут без машинок или любят кукол, сделайте их увлечение основой для коллекционирования. Но коллекционированием надо управлять. В самом начале также необходимо поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима. Для выяснения мнения родителей можно провести анкетирование.
Организуя деятельность по коллекционированию необходимо руководствоваться основными принципами его организации :
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации.
Алгоритм деятельности взрослого и ребёнка. /Н. М. Короткова/
• Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки.
• Размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) - размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
В очень увлекательной форме, разумно организованное коллекционирование, воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.