Юлия Мозолева
Кодекс напарников
▼ Скачать + Заказать документы
Когда-то давным-давно я работала вожатой в ВДЦ "Орленок". И был у нас там кодекс напарников, который очень помогал в работе. И когда я стала работать в детском саду, то поняла, насколько этот кодекс был бы и там актуален. Но ничего подобного для воспитателей не встретила. Так что делюсь с вами переделанным вожатским кодексом, который очень подходит для нашей с вами работы.
Кодекс напарника
Публикация «Кодекс напарников» размещена в разделах
Взаимопонимание и уважение между напарниками-воспитателями — половина успеха. Сработаться можно. Главное относится к взаимоотношениям как к части рабочего процесса, тогда возможные конфликты вы будете принимать не как неуважение вас самих, а как неудачу на работе.
Вот десять правил из кодекса настоящего напарника :
1. Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли работа успешной. А потому - люби его.
2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов.
3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им незачем знать, что что-то у их воспитателей пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами.
4. При закрытых дверях, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарником о распределении обязанностей в группе, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.
5. В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается.
6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям.
7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит.
8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, сядьте и обсудите ситуацию.
9. Как напарники всегда будьте на связи, ибо кому-то из вас может понадобиться помощь.
10. Если вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!
Главное правило — проговаривать все до мелочей. То, что для вас ясно как дважды два, может означать вовсе не то же самое для вашего коллеги.
Если Вы новичок, то не стоит рваться вперед. Ваш напарник может быть не самым лучшим, но он, несомненно, больше вас знает о жизни в саду, и, поскольку он работает не впервые, значит, его работа была оценена по достоинству. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш напарник, учитесь у него. Не стоит пытаться доказать ему, что вы тоже на что-то способны. Общение воспитателей – это не состязание. Если вы и в самом деле хороший воспитатель, это будет видно по вашей работе. Не старайтесь отбить лидерство, проявляйте инициативу тогда, когда твердо знаете, что поступаете правильно. Если не уверены – посоветуйтесь с напарником.
Главное правило опытных воспитателей, которым в напарники достался новичок – не дави авторитетом! Не стоит выпячивать свой профессионализм, следить за каждым шагом и постоянно, даже по мелочам, объяснять, что и как делать. Напарник – не «пионер», его не надо воспитывать. Во-первых, взрослого человека перевоспитать не так-то легко, а во-вторых, подобный чрезмерный контроль усложняет вам жизнь. Грамотно налаженные рабочие отношения с напарником облегчают работу, вы же, контролируя каждый его шаг, взваливаете себе на плечи еще одну обязанность.
Если у вашего менее опытного напарника не получается что-то делать, не стоит ругаться и настаивать, проще взять эту обязанность на себя, особенно если вы можете с ней справиться лучше, взамен отдав ему что-то из того, что делали ранее вы.
К сожалению, далеко не всегда возникает дружба и взаимопонимание между воспитателями. Как бы не сложились отношения с напарником, надо помнить основной постулат педагогического общения: при возникновении конфликтов ваши отношения никак не должны отражаться на детях. Для них вы всегда должны оставаться друзьями, все конфликты и недоразумения оставляя за дверьми группы. Если наладить отношения не получается никак, следует свести общение к минимуму, максимально разделив сферы влияния.
Обида между напарниками не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм детсадовской жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более, что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересною воспитателя своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ребятишки чуть ли не каждый день дарят свои рисунки и поделки.
Недопонимания между напарниками, а еще хуже обсуждение друг друга за глаза и прилюдная критика стиля воспитания напарника приводят к возникновению совершенно невыносимой конфликтной атмосферы. Дети обычно остро чувствуют напряженность между воспитателями, поэтому либо стараются так или иначе помирить взрослых, либо отдаляются от них. Кроме того, если взрослые не могут мирно разрешать возникающие между ними проблемы, так разве есть смысл ждать доброжелательного отношения друг к другу у детей?
И еще раз - вам с напарником следует договориться о трех вещах:
* все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, что если один из воспитателей что-то не разрешает делать (например, приносить игрушечное оружие в группу, то и другой этого не разрешит. Если один из воспитателей будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в группе не может идти и речи. Проще говоря, воспитатели также должны находиться в группе на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных. Это позволит ребятишкам избежать деления воспитателей на «злых» и «добрых».
* воспитатели никогда не должны выяснять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться друг на друга другим воспитателям или руководству. Это очень сильно подрывает авторитет, причем в первую очередь, самого же незадачливого воспитателя. Именно поэтому старайтесь выяснять отношения лично, без свидетелей.
* Если между воспитателями существуют какие-либо разногласия, поднапрягитесь и общие интересы, все же, поставьте немного выше личных, попытайтесь договориться. Только взаимная поддержка и выдержка позволят вам с честью выйти из различных, сложных ситуаций, которые так нередки в детском саду. И помни - от взаимоотношений напарников зависит очень многое в группе!
Внимание! Запомните: как только в пределах видимости появится хотя бы один ребенок из вашей группы, вы с напарницей становитесь одной командой, понимающей друг друга с полуслова.
Запретные темы для разговора в присутствии детей :
- Выяснение отношений между воспитателями;
- Обсуждение детей;
- Обсуждение администрации, ее указаний;
- Решение вопросов личного характера.