Разина Елена
Клубная работа с родителями как одна из результативных форм работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
I ЧАСТЬ – ТЕОРИТИЧЕСКАЯ
«Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей и для родителей.»
В. А. Сухомлинский
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Мы считаем, что Семейный клуб является одним из эффективных, нетрадиционных форм взаимодействия с семьей отвечающая всем требованиям ФГОС и настоящего времени.
Публикация «Клубная работа с родителями как одна из результативных форм работы с детьми» размещена в разделах
Целью семейного клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Задачи клуба :
-Оказание психолого-педагогической помощи родителям.
-Повышение педагогической культуры родителей.
-Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
-Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
Как работает родительский клуб
Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах : общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.
Участники родительского клуба
Кроме воспитателя, родителей, в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:
• учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
• учитель-логопед (его участие очень актуально для детей у которых по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
• психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
• методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).
Чем занимаются на заседаниях
Участники родительского клуба :
• слушают консультации узких специалистов;
• задают педагогам интересующие вопросы;
• обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
• осваивают практические знания и умения, и обмениваются опытом (например, учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).
Формы работы семейного клуба
Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются :
- заседания круглого стола, посвящённые актуальным проблемам взаимодействия участников образовательного процесса;
- психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;
- мастер-классы (и педагогов, и самих родителей);
- тренинги (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком»);
- практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, пальчиковые игры);
- решение педагогических ситуаций (например, обсуждение причин почему 2–3 малыша в группе постоянно дерутся, а также путей решения этого конфликта);
- обмен опытом;
- проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений).
Этапы проведения родительского клуба
Основной этап
На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.
Теоретический аспект
Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:
• мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
• притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
• демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).
На теорию выделяется около 15 минут.
Практическая часть
Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приё мами для этого являются:
• дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
• психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
• детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).
Эмоциональная разгрузка
Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.
II ЧАСТЬ – ПРАКТИЧЕСКАЯ
В этом году в нашей группе начал работать клуб «Поверь в себя»
Целью семейного клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
(Личностно ориентированное взаимодействие — это педагогическое общение субъектов образования (педагогов и обучаемых, которое создает наилучшие условия для развития учебно-профессиональной мотивации, придает обучению характер сотрудничества, обеспечивает достижение целей и задач образования, способствует развитию обучаемых и позволяет педагогу повышать свой профессионально-педагогический потенциал.)
Задачи клуба :
-Оказание психолого-педагогической помощи родителям.
-Повышение педагогической культуры родителей.
-Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
-Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
Родительский клуб «Поверь в себя» функционирует на базе коррекционной группы МКДОУ №5 г. Миньяра.
Участниками клуба являются воспитатели, родители и специалисты группы (логопед и дефектолог)
Темой первого заседания родительского клуба была «Развитие познавательных процессов через игру»
Цель: познакомить и применить на практике игры на развитие познавательных процессов.
Форма проведения родительского клуба являлся семинар-практикум, где родители играли в игры : «Волшебная шляпа», «Запомни картинки», «Что снаружи, что внутри», «Картинки-загадки» и многие другие.
Ведущим данного заседания был воспитатель: Грачёва Ю. В.
Темой второго заседания клуба «Познавательно-речевое развитие через дидактические игры из нетрадиционного оборудования»
Формой проведения клуба являлся мастер-класс, где были представлены игры: «Чудесная коробочка», «Тактильные мячи», «Мешочки с сюрпризом», «Цветные резиночки», «Весёлые перчатки» и многие другие.
. Ведущим данного заседания был учитель-логопед: Рязанова А. Р.
Темой третьего заседания родительского клуба «Дома играем - речь развиваем»
Цель: познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи.
Форма проведения обмен опыта
На данном заседании родители познакомились с понятием «связная речь», познакомились с методами и приёмами формирования связной речи, родителям было представлено несколько словесных игр по формированию речи такие как : «Волшебная цепочка», «Распространи предложение», «Где начало рассказа?», «Скажи наоборот» и многие другие. В конце заседания родители передавая клубок друг другу делились своим опытом как они развивают речь детей дома, в какие игры играют.
Предполагается, что в ходе работы клуба каждый ее участник получит возможность познакомится с правилами и способами общения с детьми, узнать об особенностях физического и психического развития детей - дошкольников, об огромном значении игры в жизни ребенка, сформировать навыки совместного провождение времени через досуговые мероприятия, так как все это ведет к гармонизации детско- родительских отношений.