Анцупова Ольга
Классный час «Учимся ценить других» (беседа о толерантности)
▼ Скачать + Заказать документы
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день Толерантности. Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Не всем, может быть, знакомо слово Толерантность, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный, культурный человек – это не только образованный человек, но человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, это – толерантный человек.
Публикация «Классный час „Учимся ценить других“ (беседа о толерантности)» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Толерантность. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Мы живем в современном, развитом мире, с постоянно движущимся вперед прогрессом. Когда техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, проще, спокойнее, добрее. Но все чаще и чаще мы слышим слова: агрессия, жестокость, насилие, непонимание.
Все чаще эти понятия применимы к современной молодежи. И самое страшное это происходит не где-то и не с кем-то, а рядом с нами и среди нас.
Что - же это за слово такое? Почему же наше общество нуждается именно в толерантной личности?
Как вы думаете, что означает слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение, это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.
Какие качества толерантного человека вы можете назвать?
• терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)
• справедливость
• совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)
• сострадание
• уважение себя, мнений и поступков других людей
• сдержанность (отсутствие агрессии)
• прощение
• принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)
• милосердие (учитывать настроение окружающих)
• уважение прав своих и другого человека
• великодушие
• примирение со сложившимися ситуациями
• отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим
• негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме
• отсутствие ненависти, зависти и призрения
Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.
Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Выполним упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
1. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
Ведь мы с вами такие разные…
- А какие мы сами?
- Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы)
Помните мультик про Маугли? И урок, который ему дал учитель – медведь Балу? «Прежде, чем что-то сделать, скажи заклинание “Мы с тобой одной крови! Ты и Я!”» и тогда тебя принимают и понимают.
Посмотрите друг на друга внимательно… У вас с нами другой рост, вес, цвет волос, глаз… Очень много различий – ведь он – Другой!
Но сейчас подумайте над тем, что нас объединяет? (ответы)
Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.
Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно.
Сейчас мы предлагаем Вам посмотреть мультик «О птичках»
(прервать и обсудить)
1. Как вы думаете, правильно ли повели себя птицы?
2. Похоже ли поведение птиц на поведение детей в похожей ситуации? (в класс пришел новый ученик)
3. Были ли у вас такие ситуации?
4. Какие чувства Вы испытывали?
5. Вам хотелось что-то изменить или повести себя по-другому?
Как известно, у каждой птички, даже самой маленькой, свой особенный характер, ужимки и привычки. Но вместе они всегда – большая галдящая стая, с удовольствием объединяющаяся для того, чтобы кого-нибудь обклевать или обчирикать.
6. Как вы думаете, что дальше произойдет, чем закончится этот мультик?
Продолжить просмотр
7. Как вы думаете, почему история про птичек так закончилась?
Вывод: Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми и одноклассниками.