Наталья Васильевна Посадская
Конспект классного часа «Фильтрация воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи урока:
Образовательные:
1. повторить свойства воды и значение воды в жизни планеты;
2. научить пользоваться школьным переносным оборудованием;
3. в результате проведённых опытов показать, как вода фильтруется в природных условиях;
4) продемонстрировать, как вода задерживается в почве или проходит через неё в зависимости от типа почвы;
5) разобраться, какой тип почвы является лучшим для фильтрации воды и дренажа;
Публикация «Конспект классного часа „Фильтрация воды“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Классный час
- Фильтрация, очистка воды
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
6) понять, что грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов;
7) убедиться, что на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды;
8) показать значение охраны воды для жизни на планете;
Развивающие
9) развивать познавательную активность учащихся;
10) формировать исследовательские умения в практической деятельности;
11) развивать наблюдательность и повышенное внимание к изучаемому вопросу;
12) развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
13) развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные
14) воспитывать в учащихся бережное отношение к воде как ценному дару природы и источнику жизни;
15) формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в парах и группе.
Оборудование: 1) пустая бутылка
2)образцы различных видов почв
3) пластиковые стаканы
4) чайные ложки
4) соль, сахар
Ход урока.
- Назовите, какие необходимы условия для жизни растений и других живых организмов. (Свет, вода, тепло, питательные вещества.)
- Что вы знаете о воде?
Бывает вода в состоянии разном:
Жидком, твердом (лед, газообразном (туман, пар)
Вода имеет вкус, цвет и запах? (ответы детей) Поэкспериментируем?
(Стаканы с водой заготовлены заранее стоят недалеко от детей. Проводим эксперимент)
- Мы воду в стакан из под крана налили
На свет посмотрите, она какая? ( Ответы детей: прозрачна)
- Понюхаем ее (дети нюхают, немного отопьем (отпивают)
- Вкус есть? ( ответы детей: нет)
- Запах есть? ( ответы детей: нет)
Насыпаем в 3 разных стакана с водой: ложку сахара, соли и песка.
Может ли вода растворять вещества? (растворяет некоторые вещества)
- Что происходит с водой при нагревании (расширяется)
- Что происходит с водой при охлаждении? (сжимается)
Тогда все однозначно!
- Кому нужна вода в природе? Ответы детей. (Растениям, рыбам, речным жителям, водным насекомым и наконец, человеку)
- Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи и в качестве питья? (Из рек - речная вода, из артезианских скважин - грунтовая вода).
- Грунтовая вода представляет собой ценный источник питьевой воды благодаря своим химическим, физическим и бактериологическим свойствам. Она в значительной степени свободна от бактерий, не имеет запаха, бесцветна и прозрачна, сохраняет постоянную температуру.
- Почему вода не исчезает с Земли, ведь мы её используем в больших количествах, и она испаряется?
(она сохраняется благодаря круговороту воды в природе).
Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.
- Грунтовая вода образуется в процессе проникания дождевой и речной воды в толщу земли. Она заполняет пустоты в рыхлых слоях почвы.
Чистая вода прозрачна. Если вода не прозрачна, значит, в ней содержатся какие-то примеси, например ил. Для очищения воды используют фильтр.
Фильтр – это устройство для очищения жидкости.
- Почему вода, просачиваясь через почву в ручьях, родниках такая чистая?
Опыт 1. На чём основана очистка воды?
Из большой мензурки налить воду в фильтр.
- Какой тип почвы является водопроницаемым? (песок, гравий)
- Почему? (есть пустоты)
- Какой тип почвы является водонепроницаемым? (глина)
Вывод: Чем мельче частицы почвы, чем плотнее они прилегают друг к другу, тем сильнее почва задерживает движение воды.
- Через какую почву быстрее фильтруется быстрее – через сухую или влажную?
Вывод: вода быстрее фильтруется через влажную почву.
- Проследите, какая становится вода, просачиваясь через почву?
- Через какой тип почвы вода просачивается более чистая?
Вывод: песок – лучший тип почвы для фильтрации (очистки) воды.
- Почему песок – лучший тип почвы для фильтрации воды?
Вывод:
1) песок не содержит вещества, которые выщелачиваются в
воде, т. е. делают её мутной;
2) в песке меньше пустот, чем в каменистой почве.
- Почему грунтовая вода в родниках, ручьях, реках чистая? (Она очищается почвой)
- Чем является почва для воды? (Почва – это природный фильтр.)
-Как добывается вода из водоносного слоя земли?
Вода добывается из грунта путём бурения глубоких скважин. Она поднимается при помощи насосов, а потом проходит дополнительную соответствующую обработку.
- Какая угроза нависла над водой? (Загрязнение.)
Опыт 2. Что может и чего не может отфильтровать почва?
- Что осталось на почве? (масло, мел)
- Что почва смогла отфильтровать?
- А что почва не отфильтровала?
Вывод веществ: почва не может отфильтровать растворяемые вещества в воде.
Среди них могут быть и химические вещества, которые могут отравлять и воду, и почву.
Таким образом, на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды.
- Назовите источники загрязнения воды. (Cтоки отбросов с заводов в реки, разлив нефти, мусор от кораблей).
Над пресной водой нависла угроза. Её становится всё меньше. Это стало глобальной проблемой человечества.
- Что необходимо предпринимать людям, чтобы сберечь этот ценный дар природы, который является основой жизни?
Основные выводы :
1). Плотная почва (глинистая)сильнее задерживает движение воды.
2). Вода быстрее фильтруется через влажную почву.
3). Песок – лучший тип для фильтрации воды.
4). Почва не может полностью очистить воду от нефти и масла.