Получи документы

«Классификация игр дошкольников и их воспитательные возможности»

Ирина Солодкая
«Классификация игр дошкольников и их воспитательные возможности»
▼ Скачать

Детская жизнь может быть интересной и содержательной, если дети смогут играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Чтобы игры стали настоящим организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересами и потребностями, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших воспитательных задач – отношение детей друг к другу, усвоение норм жизни в детском возрасте, формирование характера.

Публикация «„Классификация игр дошкольников и их воспитательные возможности“» размещена в разделах

Каждый отдельный вид игры имеет множество вариантов. Дети очень изобретательны. Они затрудняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Игры передаются от поколения в поколение. Отдельные виды игр не изменяются, другие меняются сильно. С одной стороны, они могут забываться по разным социальным причинам, с другой – количество игр растет по мере цивилизации досуга, создания индустрии развлечений.

Сложность классификации игр состоит в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние на динамику исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.

Обогащение культуры досуга всегда служит предпосылкой развития общества. Игровой элемент находится практически во всех видах деятельности человека. Но акцентированные игры присутствуют преимущественно в досуге. Они отражают общечеловеческие, национальные этнографические, географические, исторические и местно-территориальные приметы. Сложность классификации игр также в том, что они отличаются друг от друга не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями.

Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, поскольку используются в разных целях.

В игре ребенок учится не только быстро наблюдать, но и успешно действовать, критически думать и оценивать то, что вокруг него происходит. Особенно благоприятной для этого средой являются организованные игры с правилами, в которых игроки учатся соревноваться, победить в ситуациях, которыми регулируют правила. Игроки учатся также контролировать свои желания, критически оценивать действительные обстоятельства игры, соблюдать ее правила, что очень важно для нравственного воспитания. В игровых ситуациях происходят изменения, у игроков формируется их личность, их характер, развиваются общественные черты, как честная игра, дружеское отношение друг к другу, попытки быть все лучше.

Игра творит мостик к действительности, способствует обобществлению ребенка, его подчинению игровой общности с тенденцией дать личный вклад для успеха группы.

Психологическое развитие ребенка, формирование его личности является процессом усвоения им общественного опыта, производимого человечеством и зафиксированного в продуктах его материальной и духовной культуры.

С помощью разных видов деятельности реализуются взаимоотношения ребенка с объективной действительностью. Поэтому от содержания и характера деятельности и зависит приобретение ребенком конкретных свойств, его психологическое развитие.

Давно подмечено, что человек, в детстве в достаточной степени не привлекавшийся к игре, во взрослой жизни проявляет недостаток определенных необходимых ему качеств и умений.

Чем подробнее и глубже ученые-психологи и педагоги изучают возможности такого феномена, как игра, тем дальше находятся пределы ее применения, тем выше поднимается ее возрастной ценз. Она способствует воспитанию, обучению, отдыху, восстановлению сил, эмоциональной зарядке, корректировке приобретенного опыта, не только у детей, но и у взрослых.

Умение создать игровую ситуацию, перенести участников в другую, частично условную, плоскость реальности, задержать течение времени и вызвать восхищение – все это проявление высокого профессионализма организатора игровой деятельности.

Круг доступных детям сфер производства сужается, отдельные виды труда они могут только наблюдать. Меняются и предметы, которыми дети оперируют: если из уменьшенного лука можно пускать маленькие стрелы, а маленьким ножом можно резать, то уменьшенная винтовка не стреляет, а есть только изображение настоящей. Так появляются игрушки и ролевая игра, благодаря которым дети унимают свое стремление к совместной со взрослыми жизни. А те слишком заняты своими делами и детям не остается ничего другого, как создать себе игровую жизнь, в которой воспроизводятся в общих чертах трудовая деятельность и социальные отношения между взрослыми.

На помощь воспитанникам и воспитателям снова приходит игра. В современных реалиях – это не спонтанные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений развлечения по правилам. Сегодня игра контролируется системой общественного воспитания. В игре существует субъективная свобода для ребенка. Здесь дети могут самостоятельно (без помощи взрослых) распределять роли, контролировать друг друга, следить за точностью выполнения той или иной задачи. Во время игры ребенок знакомится с огромным спектром человеческих чувств и взаимоотношений, учится различать добро и зло. Благодаря игре у ребенка формируется способность проявлять свои особенности, определять, как они воспринимаются другими, и возникает необходимость строить свое поведение на основе возможной реакции других.

А. Макаренко писал: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каким будет ребенок в игре, таким он будет и в труде, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…” Итак, игра, ее организация – ключ в организации воспитания”.

Ш. Амонашвили показал, как из-за игры можно ввести ребенка в сложный мир познания. Ш. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками. И это «важное умение взрослого человека стать на один уровень с ребенком, щедро вознаграждаемым – блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Педагогу».

Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, потому игры начинают входить в педагогику активнее.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, потому что она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к будущим изменениям условий жизни, отношениям со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые дошкольнику. В игре формируются такие свойства, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Исходные положения зарубежных теорий по происхождению сущности, значения игры для ребенка распространяются и на проблему использования его как средства развития ребенка дошкольного возраста. Современные теории "игротерапии", методологической основой которых является фрейдизм, считаются ценными на той основе.

Игра снимает негативизм, ликвидирует эгоизм, каприз и т. д. Действительно, игра "улучшает природу ребенка", как утверждают представители этого течения. Вместе с тем следует искать значительные возможности игры как средства воспитания, а не просто "воплощение" нежелательных проявлений поведения ребенка.

Исследование воспитательных возможностей игры идет по двум разным направлениям: определение возможностей игры как формы организации жизни детей и изучение места игры в педагогическом процессе. Именно эти важнейшие проблемы позволяют педагогам эффективно использовать игру как средство воспитания, правильно осуществлять педагогическое руководство.

В современной педагогике игра рассматривается как вид деятельности ребенка, в котором сочетаются черты, характерные для любой социальной деятельности (целенаправленность, осознанность, активное участие) и специфические, присущие только игре (свобода и самостоятельность, самоорганизация детей, наличие творческой основы, обязанности) язвенное чувство радости и удовольствия).

Таким образом, игра рассматривается как особая форма жизни ребенка в обществе, к тому же настоящей жизни, очень важной для нее. Игра представляет такую деятельность, в которой дети играют роль взрослых и в игровых условиях воспроизводят их жизнь, труд и отношения между ними. Благодаря игре воспитанник удовлетворяет свою потребность в общении со взрослыми, в совместной с ними жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш. А. Единство цели: [пособ. ] / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвещение, 1987. – С. 64-90.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой : [кн. для учителя]/ Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 1987. – С. 5-10.

3. Байкова Л. А. Технология игровой деятельности: [уч. пособ. ] / Л. А. Байкова. – Рязань, 1994. – С. 79-95.

4. Бобнева М. И. Психологические трудности общественного развития личности: [уч. пособ. ] / М. И. Бобнева. – М. : Просвещение, 1979. – 326с.

5. Воспитание детей в игре. /Сост. Бондаренко С. М. – М. : Просвещение, 1983. – 105с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Безграничные возможности фетра. Еда для кукольного кафе»Фотоотчет «Безграничные возможности фетра. Еда для кукольного кафе» Одна из любимых детских игр - "Кафе". Магазины детских товаров пестрят различными игрушками, посудкой, продуктами, наборами для изготовления.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Консультация для педагогов и родителей «Возможности развивающего конструктора «Тико» Среди развивающих игрушек конструкторы на сегодняшний день наиболее популярны. Использовать их можно начиная с раннего возраста, когда ребенок.

Структура занятия по математике для детей с ОВЗ, ее возможности и ограничения Уважаемые коллеги! Настоящее время предъявляет нам свои требования – курсы повышения квалификации, переподготовка, да и просто самообразование,.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Классификация игр дошкольников и их воспитательные возможности»
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 16:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Классификация игр дошкольников и их воспитательные возможности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Солодкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД