Суетина Элеонора Анатольевна
Классическая музыка в повседневной жизни детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Классическая музыка в повседневной жизни детского сада.
Слайд 1.
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни, переживаний людей в разные моменты. Люди радуются – это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе.
Публикация «Классическая музыка в повседневной жизни детского сада» размещена в разделах
Другая особенность влияние музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого.
Слайд 2.
Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. С голосом матери напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. В самом раннем детстве малыш сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое – то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».
Слайд 3.
Дети постарше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.
Складываются интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанрам музыки. К шести, семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
Процесс влияния музыки на формирование личности дошкольников тесно взаимосвязано с процессом обучения дошкольников.
Слайд 4.
Основная форма образовательной работы с детьми осуществляется на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее развитие дошкольников, происходит формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Влияние музыки на дошкольников осуществляется также и в повседневной жизни детского сада. Использование музыкальных произведений в часы приема детей, досугов, на прогулке, занятиях, обогащает детей новыми впечатлениями, что способствует формированию самостоятельной творческой инициативы.
В свободное от занятия время дети устраивают игры. Например, играя в «концерт», «музыкальные занятия», «день рождения», дети вспоминают и исполняют музыкальные произведения, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, играют на металлофоне или других музыкальных инструментах. Также на детей влияют музыкально -дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, творческие способности ребенка, вызывают у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Музыка оказывает свое воспитательное влияние и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участках организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью, влияние музыки, также может найти широкое применение.
Гораздо быстрее и интереснее будет восприниматься сказка детьми, если при первоначальном её пересказе используется музыкальные произведения, детские музыкальные инструменты. Это позволяет детям понять характер героев, особенности персонажей сказок.
Музыка также помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, дети старшей группы рисуют осенний пейзаж, как падают медленно кружась осенние листочки. И включив детям музыкальное произведение «Осенняя песня» П. Чайковского, педагог создает определенный настрой на работу.
Слайд 5.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу, что большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребё нка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Слайд 6.
Педагог, включая музыку в НОД, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др., при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Включение фоновой музыки в режимные моменты создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Особое внимание прошу уделить тому, что музыка не должна звучать часами. Нельзя перегружать нервную систему детей постоянным звучанием музыки.
Примерное расписание звучания фоновой музыки :
(Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей).
Время звучания: Преобладающий эмоциональный тон:
7.30 – 8.00 Радостно-спокойный
8.40 – 9.00 Уверенный, активный
12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный
15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный
Слайд 7.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры : классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника.
Как музыкальный руководитель я могу предложить опробированный на практике опыт музыкального сопровождения всех видов деятельности дошкольника.
Хорошо, если детей в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Музыка должна звучать негромко, создавая легкий фоновый звук.
Рекомендуемые музыкальные произведения.
«Утро радостных встреч». Список рекомендуемых музыкальных произведений :
1. Бах И. «Прелюдия до мажор»
2. Бах И. «Шутка»
3. Брамс И. «Вальс»
4. Вивальди А. «Времена года»
5. Гайдн Й. «Серенада»
6. Кабалевский Д. «Клоуны»
7. Кабалевский Д. «Петя и волк»
8. Лядов А. «Музыкальная табакерка»
9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»
10. Моцарт В. «Турецкое рондо»
11. Мусоргский М. «Картинки с выставки»
12. Рубинштейн А. «Мелодия»
13. Чайковский П. «Детский альбом»
14. Чайковский П. «Времена года»
15. Шопен Ф. «Вальсы»
16. Штраус И. «Вальсы»
Слайд 8.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки.
«Баю-бай».
Список рекомендуемых музыкальных произведений :
1. Альбинони Т. «Адажио»
2. Бах И. «Ария из сюиты №3»
3. Бетховен Л. «Лунная соната»
4. Глюк К. «Мелодия»
5. Григ Э. «Песня Сольвейг»
6. Дебюсси К. «Лунный свет»
7. Колыбельные
8. Римский-Корсаков Н. «Море»
9. Свиридов Г. «Романс»
10. Сен-Санс К. «Лебедь»
11. Чайковский П. «Осенняя песнь»
12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
14. Шуберт Ф. «Аве Мария»
15. Шуберт Ф. «Серенада»
16. Шуман Р. «Грезы»
Слайд 9.
«Пробудка». Особое внимание педагогам следует уделить музыкально – рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Список рекомендуемых музыкальных произведений :
1. Боккерини Л. «Менуэт»
2. Григ Э. «Утро»
3. Дворжак А. «Славянский танец»
4. Лютневая музыка 17 века.
5. Лист Ф. «Утешения»
6. Мендельсон Ф. «Песня без слов»
7. Моцарт В. «Сонаты»
8. Сен-Санс К. «Аквариум»
9. Чайковский П. «Зимнее утро»
10. Чайковский П. «Песня жаворонка»
11. Шостакович Д. «Романс»
12. Шуман Р. «Май, милый май!»
Включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Практическая часть.
Музыка для занятий. Использовать классическую музыку можно и на занятиях. Например:
ИЗО. Кто такой жаворонок? Перелетная птица или нет? Вы слышали когда- нибудь его пение? Послушайте, как поёт жаворонок, какая по настроению эта музыка?
Дети: Весёлая, радостная, нежная.
Педагог: Правильно, музыка солнечная, светлая, жаворонок поёт звонко, нежно, беззаботно и весело. / повторное слушание/
Как вы думаете, когда пел жаворонок, какие цвета он видел перед собой в природе? (ж, кр, зел.)
А как вы думаете, если веселое настроение, то в какой позе сидела птичка, покажите. Правильно, а если бы она грустила, ну, например под дождиком? Правильно, плечики опущены, голова опущена, взгляд грустный, смотрит вниз.
Слайд 13-17.
Сегодня мы с вами будем рисовать (лепить, вырезать из бумаги) жаворонка.
В течении занятия или в конце еще раз прослушать музыку. Можно полетать с птичкой под музыку.
Развитие речи. Сегодня мы с вами поговорим о великом русском празднике Масленнице. Кто знает, что это за праздник? А что же символизирует масленница? (проводы зимы) Что делают на масленницу? (пекут блины угощают ими всех, катаются на санях, сжигают чучело Масленницы) Для чего? Чтобы был урожай и т. д.
Есть такой праздник, веселый и радостный, называют его Масленица. Он знаменует конец зимы и после долгих морозных и снежных дней это не может ни радовать. А уж как любят этот праздник дети! Ведь в эти праздничные дни в селах устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях.
Давайте посмотрим на этот удивительный старинный русский праздник. (видео под музыку)
Просмотр видео.
Какое настроение было у людей на празднике? Почему так решили? А у музыки какое было настроение? Правильно. Потому, что композитор П. И. Чайковский тоже был на этом празднике и веселился вместе со всеми. А потом пришел и записал эту музыку, которую мы слушаем до сих пор.
Физминутки. Можно использовать классическую музыку на физминутках. Давайте сейчас с вами проведем. Лео Делиб Пиццикато «На цыпочках». (пальчики рук «бегают» от ножек к голове и обратно под музыку).