Елена Селеткова
Кинезиология. Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста. Комплекс упражнений для детей 2–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
КИНЕЗИОЛОГИЯ
Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста
Комплекс упражнений для детей 2-4 лет
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и пси-хическом развитии ставит перед педагогами и родителями задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи.
Публикация «Кинезиология, Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста, Комплекс упражнений для детей 2–4 лет» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Формой такой работы могут стать комплексы кинезиологических упражнений в рамках образовательной кинезиологии, или как их ещё называют «Гимнастика мозга» - это комплекс движений, позволяющих ак-тивизировать межполушарное взаимодействие.
Программа «Гимнастика Мозга» разработана американским докто-ром Полом Деннисоном. Пол Деннисон разработал систему быстрых, про-стых, специфичных движений, которые способствуют развитию межполу-шарной специализации и межполушарного взаимодействия и приносят пользу каждому ребёнку, независимо от имеющихся проблем в развитии. Каждое из упражнений даёт возможность задействовать те участки мозга, которые раньше. не участвовали в работе.
Образовательная кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии, с помощью которой можно выявить скрытые способности ре-бёнка, расширить возможные границы деятельности головного мозга. Многие кинезиалогические упражнения направлены на развитие физиче-ских и психофизиологических качеств, на профилактику отклонений их развития, сохранение здоровья ребёнка. Также образовательная кинезио-логия применяется для улучшения обучения, в ситуациях, требующих яс-ного мышления или в ситуациях, связанных с проблемными областями. Кинезиологические упражнения развивают тело, повышают стрессоустой-чивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зри-тельно-моторную координацию, формируют пространственную ориенти-ровку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный (накопитель-ный) эффект.
Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекциоино-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский орга-низме на плодотворную работу. Каждое упражнение. многофункциональ-но и подобрано с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ре-бёнка.
С целью выявления исходного уровня развития межполушарного взаимодействия и в дальнейшем, для определения уровня сложности кине-зиологических упражнений, необходимо. предварительно провести диа-гностику по шкале оценки; психомоторного развития Николая Ивановича Озерецкого. Тест состоит из 6 заданий и максимально соответствует 6-ти баллам. Данная методическая разработка может послужить практическим пособием для воспитателей, специалистов дошкольной образовательной организации (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, а также для родителей и воспитате-лей.
Цель образовательной кинезиологии :
развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активи-зации мыслительной деятельности ребёнка.
Задачи:
- Оптимизировать деятельность головного мозга.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности.
- Развивать способность к обучению и усвоению информации. - Вос-станавливать работоспособность и продуктивность
деятельности.
- Снимать стресс, нервное напряжение, усталость
Для достижения максимально возможных результатов коррекциоино-развивающей деятельности необходимо соблюдение следующих условий:
- кинезиологическая гимнастика проводится утром •в течение 5-15 мин. ;
- упражнения выполняются в спокойной, доброжелательной обстанов-ке;
- кинезиологическая гимнастика проводится ежедневно, без пропусков занятий;
- от детей требуется точное выполнение движений с дальнейшим усложнением и ускорением темпа;
- при составлении комплекса упражнений важно учитывать возраст-ные возможности и индивидуальные особенности ребёнка;
- упражнения проводятся комплексно, длительность одного курса за-нятий не менее 2-4 недель.
Методы и приёмы
1. Массаж (самомассаж) - воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, паль-цев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают примерно 148 точек, расположенных на ушной раковине, связанных с различными частями те-ла человека. Даже простой растирающий массаж (самомассаж) ушей улучшает
кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое внимание и восприятие ребёнка.
2. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмер-ное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вя-лость) мышц. Наличие гипотонуса обычно связано со
снижением психической и двигательной активности ребёнка, с высо-ким порогом и длительным латентным периодам возникновения всех ре-флекторных и произвольных реакций.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных про-цессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Оптимизация мышечного тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической
3. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, разви-вают у ребёнка самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов орга-низма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, пери-стальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) могут привести к наруше-нию психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенна, эффективны дыхательные упражнения для коррекции поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка.
4. Упражнения на развитие мелкой моторики - стимулируют рече-вые зоны коры головного мозга, развивают слухомоторную координацию. Исследованиями учёных доказано, ’ что развитие тонких координирован-ных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей более эффективному преодолению имеющихся нарушений звуко-произношения.
5 Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зре-ния, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. При составлении комплексов глазодвигатель-ных упражнений в рамках программы образовательной кинезиологии необходимо соблюдать определённые условия.
- при выполнении глазодвигательных упражнений необходимо кон-тролировать расслабление шейных мышц. Исходное положение - лёжа, сидя или стоя, голова зафиксирована
- все движения глазного яблока совершаются плавно и мягко;
- если ребёнок носит очки (линзы, нужно снять их навремя выполне-ния упражнений
- перед. занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток и увлажнить глаза за счёт выделившейся слезы;
- после каждого упражнения нужно снимать статическое напряжение мышц глаз: плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 5 секунд (5 – 6 раз);
-Посмотреть вверх. вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза).
6. Телесные движения -развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные за-жимы. Происходит «чувствование» ребёнком своего тела, что способ-ствует обогащению дифференциации сенсорной информации.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно по-этому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических дей-ствиях, например: при ходьбе, покачивании ногой, постукивание каран-дашом по столу, жевании хрустящих продуктов и др. В результате движе-ния во время мыслительной деятельности, происходит простраивание нейронных сетей, позволяющих закрепить новые знания.
7. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, сня-тию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребён-ка. Они проводятся как в начале занятия - с целью настройки, так и в кон-це - с целью интеграции опыта, приобретенного в ходе заня-тия. Релаксационные упражнения способствуют самонаблюдению, воспо-минаниям событий и ощущений, являясь единым процессом.
Прежде, чем перейти к описанию упражнений, непосредственно направленных на релаксацию (полное расслабление, хотелось бы отме-тить важное влияние музыки на соматическое и психическое состояние че-ловека. Известию, что различного характера музыка может оказывать различное воздействие - тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее; восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т. д. : Поэтому тща-тельно продуманный репертуар музыкальных произведений может повы-сить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребёнка. Так, ритмичная, быстрая, громкая музы-ка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие. Напротив, мед-ленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслаб-ляющее действие. При выполнении специальных упражнений на релакса-цию рекомендуется: принять удобную позу, расслабиться и закрыть глаза.
Примечание: важным условием комплексного выполнения этих методов является чёткое соблюдение их последовательности.
Комплексы кинезиологических упражнений
для детей младшего дошкольного возраста
Комплекс № 1 (Сентябрь)
1. Самомассаж головы
Упражнение № 1. Нажатием подушечек пальцев имитируем мытьё го-ловы (10 сек.).
Упражнение №2. «Догонялки» : подушечки пальцев ударяют по голо-ве, словно по клавиатуре, «бегают» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга (10 сек.).
Упражнение № 3. Ребёнок _ с любовью и лаской расчёсывает волосы пальцами, словно расчёской, и представляет, что его «причёска -самая красивая на конкурсе причёсок» (10 сек.).
На комод забрался ёжик,
У него не видно ножек.
У него, такого злючки,
Не причё саны колючки:
И никак не разберёшь
Щётка это или ёж?
2. Растяжки «Пушинки и слоны»
Ребёнок под нежную тихую музыку бегает по комнате, как пушинка (легко, на носочках). Изображая слона, ребёнок под громкую музыку громко и тяжело, напрягая ноги, топает по полу.
3. Дыхательные упражнения
«Перекличка животных»
Это упражнение лучше использовать с небольшой группой детей.
Взрослый распределяет роли различных животных и птиц. Ребёнок, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произносит соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ве-дущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ре-бёнка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на дли-тельность и чёткость звучания согласных и гласных звуков.
4. Упражнения на развитие мелкой моторики «Фонарики»
Вариант 1.
И. п. : расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопро-вождая движения соответствующими фразами.
Как у наших у ребят Все фонарики горят. Красный, жёлтый, голубой!
Выбирай себе любой!
Вариант 2. (усложнённый)
И. п. : расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув паль-цы. Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз- два». На «раз» пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На счёт «два» : пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражне-ние можно выполнять сначала на счёт, а потом, сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками.
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
5. Глазодвигательные упражнения «Дождик»
В начале освоения этого упражнения дети следят глазами за ярким предметом или картинкой, которую перемещает, взрослый, а затем выпол-няют упражнение под речевую инструкцию.
Дождик, дождик, пуще лей! (Смотрят вверх).
Капай, капель не жалей! (Смотрят вниз).
Только нас не замочи, (делают круговые движения глазами) : Зря в окошко не стучи!
6. Телесные движения
«Перекрёстные движения»
Вариант 1.
В начале освоения этого упражнения дети выполняют движения одно-временно правой рукой и правой ногой (вперёд, вбок, назад); одновремен-но левой рукой и левой ногой (вперёд, вбок, назад).
Вариант 2.
Дети выполняют движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, вбок, назад, потом - одновременно левой рукой и правой ногой (вперёд, вбок, назад).
7. Упражнения на релаксацию «Бубенчик»
И. п. :_ Дети ложатся на спину, закрывают. глаза и отдыхают под зву-чание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» детей происхо-дит под звучание бубенчика.
Облака плывут,
Дождики везут.
Дети отдыхают,
Облака не замечают.
Комплекс № 7 (Март)
1. Массаж (самомассаж) биологически активных точек тела «Сол-нечный зайчик»
Предварительная работа: показ детям солнечного зайчика.
И. п. : стоя или сидя. Дети представляют; что солнечный зайчик загля-нул им в глаза, закрывают их руками. Дети представляют, как солнечный зайчик побежал дальше по лицу, нежно поглаживают его ладонями: по лбу, носу, губам, щекам, подбородку. Затем дети аккуратно поглаживают себе голову, шею, живот, руки, ноги, чтобы не спугнуть «солнечного зай-чика», который забрался за шиворот - дети поглаживают шею. Педагог говорит: «Солнечный зайчик - не озорник, просто он ласкает вас, и вы по-гладьте его, подружитесь с солнечным зайчиком». Повторение массажных движений 2-3 раза.
2. Растяжки «Заводные зайцы»
И. п. : «Зайцы» (дети) стоят «незаведенные», слегка согнувшись, с опущенными плечами и руками. Педагог «заводит» детей-зайцев; Дети, напрягая руки, имитируют игру на барабане.
Бум—Бум—Бум и Бам Бам Бам!
Мне купли барабан!
Барабан большой, красивый
Бью в него со всей я силы!
Палочки в руках мелькают,
Быстро такт нам отбивают.
Бум—Бум—Бум и Бам—Бам—Бам!
У меня есть барабан!
Затем «завод кончается», дети принимают исходное положение (слег-ка сгибаются, опускают плечи и руки).
3 Дыхательные упражнения «Сердитый ёжик>
Педагог просит детей представить, как ёжик во время опасности сво-рачивается в клубок.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. Дети делают глубокий вдох носом. На выдохе дети наклоняются как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватывают руками грудь; опускают голову и; произносят на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ёжиком, затем «ф-ф-ф» - звук довольно-го ёжика». Повторение 3-5 раз.
Долго Ёж кружит по лесу;
А когда в свой дом залезет,
Ляжет спать. И в тот же миг -
«П-ф-ф», «ф-ф-ф»! «П-ф-ф», «ф-ф-ф»!
4. Упражнения на развитие мелкой моторики «Зайчики»
И. п. : сидя, руки на столе.
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка; три зайка,
Четыре зайка, пять.
Будем лапками стучать:
Постучали, постучали
Постучали, постучали.
И устали. Сели отдыхать.
(Дети пересчитывают зайчиков) :
(Дети стучат всеми пальцами по
столу вместе, затем вразнобой).
(Дети сгибают пальцы в кулаки) Повторение упражнения 3 раза.
5. Глазодвигательные упражнения «Веселые зайцы» (игра с картин-кой или игрушкой).
Педагог: «Зайцы у нас веселые, любят бегать, прыгать. Дети,
внимательно следите глазами за зайцем: вот он подпрыгнул = взгляд
вверх, присел - взгляд вниз, заяц побежал вправо-взгляд вправо,
поскакал влево - взгляд за ним влево». Повторение 4 раза,
Поиграть решили в прятки
На лесной полянке зайки.
Будем зайчиков искать?
Один, два, три, четыре, пять.
«Мой зайчик очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко; за-жмурьте глаза, а заяц спрячется. Попробуем глазами найти его» : (Распо-ложить игрушку на видном месте). Повторение 2-3 раза.
6. Телесные движения «Робот»
Вариант 2.
И. п. : стоя лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене
на уровне глаз. Дети передвигаются вдоль стены вправо, затем влево
приставными шагами, используя противоположную руку и ногу.
Этот робот не простой.
Этот робот заводной.
Робот двигает рукой.
Робот топает ногой.
Он тогда такой смешной:
7. Упражнения на релаксацию «Спящий зайчонок» (дети отдыхают под звучание расслабляющей и успокаивающей мелодии).
Педагог: «Дети, представьте себе, что вы весёлые, озорные зайчата.
Зайчата ходят, прыгают, машут маленькими хвостиками: Но вот
зайчата устали и начали зевать, ложиться на коврик и засыпать».
На лесной лужайке
Разбежались зайки.
Прыг - скок, прыг - скок,
Зайки – побегайки,
Зайчик съел листочек сладкий,
Задремал на мягкой грядке;
И пришёл к нему превкусный
Сочно-сладкий сон капустный.
Комплекс № 8 (Апрель)
1. Массаж (самомассаж) биологически активных точек рук «Стро-им дом»
Целый день тук да тук, (Дети похлопывают ладонью руки от кисти к плечу сначала по левой, а затем по правой руке).
Раздаётся громкий стук, Молоточки стучат, строим домик для зайчат.
(Дети поколачивают кулачком сначала по левой, а затем по правой руке ох кисти к плечу).
Молоточки стучат, строим домик для бельчат. (Дети поколачивают кулачком левой руки по кулачку правой руки и наоборот) :
Этот дом для белочек, (Дети растирают кулачком левой руки правую руку).
Этот дом для зайчиков, (Дети растирают кулачком правой руки ле-вую руку).
Этот дом для девочек, (Дети «пробегают» пальцами от кисти к плечу по левой руке).
Этот дом для мальчиков, (Дети «пробегают» пальцами от кисти к пле-чу по правой руке).
Вот какой хороший дом! Как мы славно заживём!
(Дети поглаживают ладонью. левую, затем правую руку от кисти к плечу).
И друзей мы позовём! (Дети, выполняют движение «тарелочки» - вид танцевальных движений, имитирующих, скользящие движения оркестро-вых тарелок: правая рука с размаху двигается. сверху вниз, левая рука снизу-вверх).
2. Растяжки
«Оловянные солдатики и тряпичные куклы»
И. п. : стоя, руки вдоль туловища. Дети изображают оловянных солда-тиков, напрягая мьшцы, тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, пле-чах.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее, подними,
Да гляди, не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый,
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
Затем дети изображают тряпичных кукол, снимают излишнее напря-жение тела, расслабляются. Руки у детей висят, как «тряпочки» в течение 2-3 секунд под звучание расслабляющей мелодии.
3. Дыхательные упражнения «Качели»
И. п. стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Дети поднимают руки. через стороны вверх, потягиваются, поднимаясь на носки и делают вдох носом, затем опускают руки вниз, опускаются на всю стопу и делают вы-дох. На выдохе дети произносят: «У-х-х-х»!
Вверх - вниз «у-х-х-к»,
Вверх - вниз «у-х-х-х»!
Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз: «у-х-х-х»!
4. Упражнения на развитие мелкой моторики «Приглашение»
И. п. : стоя или сидя. Дети соединяют подушечки пальцев левой и пра-вой руки под углом - это «крыта дома». Затем дети разводят кисти рук в стороны, не разъединяя подушечек пальцев - это «забор».
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
5. Глазодвигательные упражнения
«Подзорная труба». Выполнение упражнения. с; поворотами головы под звучание расслабляющей и успокаивающей музыки.
И. п. : стоя или сидя. Взрослый держит в руках красивую мягкую иг-рушку и перемещает её влево - вправо, вверх - вниз. Дети отслеживают глазами перемещение игрушки.
Взрослый перемещает картинку по магнитной доске, дети прослежи-вают траекторию движения картинки то одним глазом, то другим глазом, через дырочку сквозь расставленные пальцы ладони.
6. Телесные движения «Прыжки»
Упражнение лучше выполнять под весёлую ритмичную музыку.
И. п. : стоя, ноги вместе, руки по швам. Дети прыгают на месте, одно-временно двигая руками и ногами.
Вариант 1.
Чередование прыжков: ноги вместе - руки в стороны, руки по швам -ноги врозь.
Вариант 2.
Чередование прыжков: ноги вместе - руки вдоль туловища, ноги врозь - руки в стороны.
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка - попрыгушка.
За прыжком - другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!! !
7. Упражнения на релаксацию «Отдых» под звучание расслабляю-щей успокаивающей музыки. И. п. : лёжа на спине, глаза закрыты.
Все умеют танцевать; прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряжены.
И становится понятно: расслабление - приятно.
Комплекс № 9 (Май)
1. Массаж (самомассаж) биологически активных точек кистей
Дети вместе с педагогом выполняют упражнения по тексту.
Эй; ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну; быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом ручки разогрело,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Отдыхает детвора.
2. Растяжки «Деревья».
И. п. : стоя руки на поясе.
Станем мы деревьями (Дети медленно поднимают руки вверх).
Сильными и большими Ноги - это корни, (Дети ставят ноги на ши-рине плеч).
Их расставим шире.
Тело наше - ствол могучий, (Дети выполняют покачивания).
Он чуть - чуть качается
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Пальцы веточками будут, (Дети опускают руки, растопыривают паль-цы).
Листья закрывают их. (Дети «надевают листочек на каждый
пальчик, поглаживают его).
Как придет за летом осень. (Дети поочерёдно поднимают правую, за-тем левую руку вверх,
Разлетятся в миг. (Дети плавно опускают руки в низ, трясут кистями рук).
З. Дыхательные упражнения «Весенний лес»
Педагог: «Дети, представьте, что вы заблудились в весеннем лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите, «Ау!». Меняйте _ интонацию и гром-кость и поворачивайтесь то влево, то вправо 5 - б раз».
Заблудились мы в лесу
И кричим: «АУ! АУ! АУ! АУ!»
4. Упражнения на развитие мелкой моторики «Шарик»
Надуваем быстро шарик, (Дети соединяют подушечки всех пальцев в щепотку).
Он становится большим, (В этом положении дети дуют на пальцы, при этом они медленно раздвигаются, принимают форму шара).
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, (Пальчики принимают исходное положение).
Стал он тонким и худым.
5. Глазодвигательные упражнения «Лучик солнца» (показ игрушки или картинки «солнышко»).
Лучик солнца озорной,
Поиграй- ка, ты, со мной! (Дети поочерёдно моргают глазами).
Ну-ка, лучик, повернись, (Дети совершают медленные
На глаза мне покажись. круговые движения глазами).
Взгляд я влево отведу, (Дети отводят взгляд влево).
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю, (Дети отводят взгляд вправо).
Снова лучик я найду)
Лучик солнца озорной,
Поиграй- ка, ты со мной! (Дети медленно мигают глазами) :
6. Телесные движения «Ножницы»
И. п. : стоя, руки прямые, вытянуты вперёд на уровне груди. Дети’ вы-полняют маки руками: в стороны - вперёд, скрещивая руки перед; грудью не менее 8 раз. В локтевых суставах руки не сгибать.
Мы ножницы портняжные:
Блестящие и важные!
Ты не играйся с нами,
Мы с острыми ножами.
Запомни правило одно
Нас детям брать
Запрещено!
Много делать ножницы умеют:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
7. Упражнения на релаксацию «Весенний денек»
И. п. : лёжа на спине с закрытыми глазами, мышцы тела расслаблены. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, немного отдыхаем.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.