Анастасия Гришина
Кинезиологические упражнения для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические упражнения для детей младшего возраста.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «Кинезиологические упражнения для детей младшего возраста» размещена в разделах
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада: физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, ритмопластика, игротерапия, кинезиология.
Кинезиология – это один из самых интересных методов инновационных здоровьесберегающих технологий который я использую в работе с детьми в возрасте с 3 лет. Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшить мыслительную деятельность, улучшить память и внимание, развивать творческую деятельность. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Учеными доказана довольно высокая эффективность этого метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью.
Комплексы кинезиологических упражнений которые я использую с детьми:
1. Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
«Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Заводные зайцы»
И. п. : «Зайцы» (дети) стоят «незаведенные», слегка согнувшись, с опущенными плечами и руками. Педагог «заводит» детей-зайцев. Воспитатель читает стихотворение, Дети, напрягая руки, имитируют игру на барабане
Бум—Бум—Бум и Бам Бам Бам!
Мне купли барабан!
Барабан большой, красивый
Бью в него со всей я силы!
Палочки в руках мелькают,
Быстро такт нам отбивают.
Бум—Бум—Бум и Бам—Бам—Бам!
У меня есть барабан!
Затем «завод кончается», дети принимают исходное положение (слег-ка сгибаются, опускают плечи и руки).
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
«Дыхание»
Тихо – тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим
Исходное положение – стоя
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начинает расширяться – прекратить вдох и сделать паузу длительность 4с.
2- Плавный выдох через нос.
«Свеча на торте»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит торт, на нём большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой торт и на нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
«Сердитый ёжик»
Педагог показывает детям действия, как ёжик во время опасности сворачивается в клубок.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. Дети делают глубокий вдох носом. На выдохе дети наклоняются как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватывают руками грудь; опускают голову и; произносят на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ёжиком, затем «ф-ф-ф» - звук довольного ёжика». Повторение 3-5 раз.
Долго Ёж кружит по лесу;
А когда в свой дом залезет,
Ляжет спать. И в тот же миг -
«П-ф-ф», «ф-ф-ф»! «П-ф-ф», «ф-ф-ф»!
«Качели»
И. п. стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Дети поднимают руки. через стороны вверх, потягиваются, поднимаясь на носки и делают вдох носом, затем опускают руки вниз, опускаются на всю стопу и делают вы-дох. На выдохе дети произносят: «У-х-х-х»!
Вверх - вниз «у-х-х-к»,
Вверх - вниз «у-х-х-х»!
Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз: «у-х-х-х»!
3. Глазодвигательные упражнения - проводится с целью снятия статического напряжения мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Позволяют расширить поле зрение, улучшить восприятие. Во время её проведения можно используется наглядный материал и показ педагога (показ картин).
«Слон», «Глаз - путешественник» Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
«Веселые зайцы» (игра с картинкой или игрушкой).
Педагог: «Зайцы у нас веселые, любят бегать, прыгать. Дети,
внимательно следите глазами за зайцем: вот он подпрыгнул взгляд
вверх, присел - взгляд вниз, заяц побежал вправо-взгляд вправо,
поскакал влево - взгляд за ним влево». Повторение 4 раза,
Поиграть решили в прятки
На лесной полянке зайки.
Будем зайчиков искать?
Один, два, три, четыре, пять.
«Мой зайчик очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко; зажмурьте глаза, а заяц спрячется. Попробуем глазами найти его» : (Расположить игрушку на видном месте). Повторение 2-3 раза.
4. Телесные упражнения - развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребёнком своего тела, что способствует обогащению дифференциации сенсорной информации.
«Робот»
И. п. : стоя лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене
на уровне глаз. Дети передвигаются вдоль стены вправо, затем влево
приставными шагами, используя противоположную руку и ногу.
Этот робот не простой.
Этот робот заводной.
Робот двигает рукой.
Робот топает ногой.
Он тогда такой смешной.
«Прыжки»
Упражнение лучше выполнять под весёлую ритмичную музыку.
И. п. : стоя, ноги вместе, руки по швам. Дети прыгают на месте, одно-временно двигая руками и ногами.
Вариант 1.
Чередование прыжков: ноги вместе - руки в стороны, руки по швам -ноги врозь.
Вариант 2.
Чередование прыжков: ноги вместе - руки вдоль туловища, ноги врозь - руки в стороны.
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка - попрыгушка.
За прыжком - другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
5. Упражнения для развития мелкой моторики - улучшают межполушарное взаимодействия и координацию движений; способствуют снятию напряжения. Все эти упражнения направлены на взаимодействие в равной степени правой и левой и левой руки.
«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.
«Коза» - вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 2-3 раза под счет до 10.
«Вилка» - вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный, расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 1 раз под счет до 10.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
5. Самомассаж – воздействует на биологически активные точки.
1. Массаж ушных раковин.
Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Массаж лица.
Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки –подбородок. Воспитатель считает до 30.
3. Комплексный самомассаж. «Солнечный зайчик». Воспитатель пускает солнечного зайчика. А потом говорит: что бы солнечный зайчик не заглянул вам в глазки, закройте их руками. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу, надо его поймать. Где я называю вы тихонечко гладите себя ладошкой. Зайчик побежал: по лбу, носу, губам, щекам, подбородку (дети нежно поглаживают ладонями). Затем дети аккуратно поглаживают себе голову, шею, живот, руки, ноги, чтобы не спугнуть «солнечного зайчика», который забрался за шиворот - дети поглаживают шею. Педагог говорит: «Солнечный зайчик - не озорник, просто он ласкает вас, и вы погладьте его, подружитесь с солнечным зайчиком». Повторение массажных движений 2-3 раза.
6. Упражнения на релаксацию способствуют снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребёнка. Они проводятся как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции опыта, приобретенного в ходе занятия.
«Теплое солнышко»
И. п. : лёжа на спине с закрытыми глазами, мышцы тела расслаблены. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, немного отдыхаем.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
«Спящий зайчонок» (дети отдыхают под звучание расслабляющей и успокаивающей мелодии).
Педагог: «Дети, представьте себе, что вы весёлые, озорные зайчата.
Зайчата ходят, прыгают, машут маленькими хвостиками: Но вот
зайчата устали и начали зевать, ложиться на коврик и засыпать».
На лесной лужайке
Разбежались зайки.
Прыг - скок, прыг - скок,
Зайки – побегайки,
Зайчик съел листочек сладкий,
Задремал на мягкой грядке;
И пришёл к нему превкусный
Сочно-сладкий сон капустный.
«Бубенчик»
И. п. : Дети ложатся на спину, закрывают. глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» детей происходит под звучание бубенчика.
Облака плывут,
Дождики везут.
Дети отдыхают,
Облака не замечают.
Я рассказала и показала Вам про те упражнения, которые мы с детьми освоили. И мной как педагогам и родителями отмечено их положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.
Опираясь на опыт и проведенную работу других педагогов по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, можно сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.
Применяя кинезиологические упражнения, как здоровьесберегающие технологии мной были достигнуты следующие положительные результаты:
- снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
- улучшились навыки самообслуживания;
- развивается устная речь;
- формируется логическое мышление;
- улучшаются коммуникативные навыки;
- улучшаются внимание, память, воображение.