Момонтова Светлана Евгеньевна
Кинезиологические сказки в работе с детьми
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие.
Ежедневно на занятиях я использую в работе с детьми «пальчиковую
гимнастику», отдельные игры и упражнения для развития тонких движений
пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие
упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать
детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые
Публикация «Кинезиологические сказки в работе с детьми» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным
темам, сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые
выступают как помощники.
При использовании кинезиологической сказки, активизирует движения
органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический
строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию
движений, мимику, творческие способности.
Также использование кинезиологической сказки позволяет устанавливать
эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение,
активизировать речевое общение, оказывать воспитательное воздействие,
пополнять запас знаний, совершенствовать психические процессы
(внимание, восприятие, воображение, память, мышление, развивать все
стороны речи.
Прежде чем использовать кинезиологические сказки, мы с детьми
разучиваем все упражнения отдельно. Упражнения проводятся ежедневно в
рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных
моментах. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Во
время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение
выполнять по 3-5 раз в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой
рукой, а в завершение двумя.
- Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом
со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно
сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения
выполняют синхронно обеими руками.
Фото
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой
руки, похлопывая друг друга кончиками. Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
-Дыхательные упражнения.
Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть
сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха
распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить
вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные
стороны и глубоко, как только может, дышать. Фото
Я работаю во второй мл группе, поэтому в работе использую
кинезиологические для малышей
Например, в образовательной кинезиологической сказке «Колобок» по
мотивам русского народного творчества я обращаюсь к детям с просьбой
помочь бабушке замесить тесто для изготовления колобка. С помощью
кинезиологического упражнения : ребенку предлагается левой рукой (по
показу педагога) взять кусочек пластилина желтого цвета, лежащего справа
от ребенка, а правой рукой - взяться за кусочек пластилина красного цвета,
лежащего слева от него. По моей команде, дети хлопают в ладоши и меняют
положение рук «с точностью наоборот» и так несколько раз.
Кинезиологическое упражнение выполняется при проговаривании авторской
потешки:
«А мы бабушке поможем!
Хлопнем мы разок в ладоши!
Тесто месим, хлопнем, месим!
Колобок сейчас замесим!» сказка
Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик».
Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки
между пальцами другой). Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему
подбежал зайчонок (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец
вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим
пальцем). Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал
зайчику, что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука
сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная
смена положения рук, и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу
домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь
друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже
соединить).Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом
(Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит
на столе, происходит одновременная смена положения рук).В этом лесу
росли большие деревья (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и
расставлять в стороны). Долго они шли (Упражнение «кулак-ладонь». Левая
рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит
одновременная смена положения рук, но дом ежика не могли найти
(Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг
друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).
Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь
поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх.
Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить
выпрямленными). Зайчик (Упражнение «заяц». Указательный и средний
палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони
большим пальцем, спросил у собачки, не знает ли она, где дом
ежика?Собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой
палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные
пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом
(Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг
друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).
Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома (Упражнение «кулак-
ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе,
происходит одновременная смена положения рук). Ежонок очень
обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками
(Упражнение «оладушки».Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая
ладонью вверх. Происходить смена положения рук.)