Светлана Яковлева
Кейс-ситуация «Куда бы я пригласил гостей Борисовского района»
▼ Скачать
Воспитательная практика: беседа с использованием кейс – технологии на тему: «Куда бы я пригласил гостей Борисовского района».
Цель:формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому и культурному наследию; воспитание гражданственности и патриотизма.
Задачи:
-совершенствовать умение высказывать свое мнение и отстаивать собственную точку зрения, предлагать возможные пути решения проблемы;
-закрепить знания о достопримечательностях родного поселка, о земляках, прославивших наш район;
Публикация «Кейс-ситуация „Куда бы я пригласил гостей Борисовского района“» размещена в разделах
-воспитывать патриотизм, на основе формирования любви к малой Родине: чувство благодарности к защитникам Родины. Учить чтить память павших в Великой Отечественной войне, любить свою малую Родину. Вызвать чувство гордости за людей, прославивших наш поселок.
Участники воспитательной практики: дети подготовительной к школе группы МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка», воспитатели: Киричкова Галина Григорьевна, Яковлева Светлана Викторовна.
Идея воспитательной практики: на основе фотоматериала дошкольники изучают ситуацию, разбираются в проблеме, вносят свои предложения, возможные пути решения и совместно с взрослым вырабатывают самый оптимальный путь выхода из проблемы. Мы применили технологию «фото-кейс» для обучения детей анализу проблемной ситуации и активизации речемыслительной деятельности дошкольников.
Ценностно – смысловое наполнение воспитательной практики:воснову практики заложена технология проблемно-ситуативного обучения с использованием кейсов. Метод кейсов – техника коллективного обучения, при которой используется описание реальной ситуации, где дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблему, поставленную перед ними, самостоятельно. Он предполагает наличие определенного багажа знаний, для того, что бы аргументировать свое мнение и предложить пути выхода из ситуации.
В данном случае конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении. Здесь дети одновременно учатся отстаивать свою точку зрения, закрепляют и расширяют знания о своем родном поселке, его достопримечательностях, памятных местах и конкретных людях. В ходе обсуждения у дошкольников формируется чувство патриотизма, гражданственности, любви к своей малой Родине и России.
Основные этапы реализации воспитательной практики:
в течение учебного года проводились следующие мероприятия:
1. Реализация проектов, направленных на формирование знаний об окружающей действительности, истории возникновения тех иных событий и фактов: «Как образовалось озеро «Баланда», «Река Ворскла, откуда произошло ее название?», «Мой прадед герой», «Откуда произошло название улиц нашего поселка», «Бессмертный полк», «Русские витязи – наши современники», «Прохоровское поле».
2. Совместное изготовление лэпбуков (накопительных папок) краеведческой направленности. С помощью таких папок как: «Наши знаменитые земляки», «Борисовка – вотчина графа Шереметева», «Русские Витязи», «Русское подворье», «Заповедник «Белогорье», мы закрепляем и систематизируем информацию, вызываем у детей потребность узнавать новое.
3. Экскурсия в мини-музей детского сада «Моя родная Белгородчина». Дети узнали об истории основания п. Борисовка, его достопримечательностях. В музее с детьми проводились беседы: «Борисовка – вотчина графа Б. Шереметьева. Его роль в основании слободы Борисовка», «Хотмыжская крепость», «Символика Белгорода и Борисовского района».
4. Образовательная деятельность с использованием кейс - технологии :
«Наш край в древности», «Ремесла Борисовского района», «Русская изба или городская квартира?».
Результаты образовательной практики:применение ситемно…. и кейс - технологии в процессе работы по формированию гражданской компетенции у дошкольников, способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать правильные пути решения образовательных задач. Также это способствует обобщению и активизации имеющихся знаний у детей. У них появился устойчивый интерес к историческому, культурному наследию, возникла потребность самостоятельно получать знания об исторических фактах своего края.
Место воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации: воспитательную практику можно применять в течение всего дня: во время культурных практик, проведения «Утреннего круга», она может использоваться и как часть образовательной деятельности и во время индивидуальной работы с небольшой подгруппой детей.
Материалы:
Воспитатель держит в руках буклет с фотографиями достопримечательностей п. Борисовка.
- Ребята, я обнаружила у себя на столе вот такой буклет. Интересно, для чего он нужен, может вы подскажете мне?
Ребенок: Я видел такие буклеты, когда мы были на экскурсии в другом городе. Это для туристов.
Воспитатель:Действительно, он напечатан для гостей нашего поселка.
Ребенок: Давайте посмотрим, что в нем.
Дети рассматривают буклет, узнают знакомые места.
Ребенок: Но здесь не все достопримечательности. У нас есть еще фотографии Борисовки. Может мы их сейчас рассмотрим?
Воспитатель:Давайте. (На доске размещает фотографии поселка). Ребята, если к нам в Борисовку, приедут гости из другого города и они захотят узнать, чем прославился наш поселок, какие достопримечательности в нем есть, сходить на экскурсии в интересные места, что мы им порекомендуем? Вы можете выбрать любую фотографию и рассказать, почему именно это место нужно посетить гостям.
Ребенок:Я считаю, что гостей нужно повести на площадь имени М. М. Ушакова. (Снимает фотографию с доски). Это наша главная достопримечательность. Во – первых, площадь названа в честь летчика, героя Великой Отечественной войны, который погиб, защищая наш поселок. Во – вторых, здесь установлен памятник Скорбящей Матери и горит Вечный огонь в память о воинах – земляках, которые героически сражались на войне и освободили наш народ от фашистских захватчиков. Еще на площади находится Борисовскийисторико – краеведческий музей, в котором можно узнать историю нашего края, познакомиться с людьми, которые прославили наш район своим талантом и своими делами.
Воспитатель:Совершенно верно, я поддерживаю твой выбор. А как вы, ребята думаете?
Ребенок:Да, я тоже так считаю. Еще на площади установлен бюст графу Б. П. Шереметеву.
Воспитатель: Во времена правления Бориса Петровича слобода Борисовка славилась на всю Россию своими ремеслами и крепостными актерами. И я добавлю, что наша площадь очень красивая, она утопает в цветах и зелени.
Воспитатель: Мы с вами ходили на экскурсию на площадь им. Ушакова, по улицам поселка и составили карту. Давайте на ней отмечать все наши достопримечательности.
Дети рассматривают карту и фишками отмечают названные места.
Воспитатель:Есть ли еще другие места, которые являются визитной карточкой нашего поселка?
Следующий ребенок подходит к доске, выбирает нужную ему фотографию, объясняет, почему сделал такой выбор.
- Аня, расскажи, какое место выбрала ты?
Ребенок: Я считаю, что наши гости должны обязательно посетить заповедник «Белогорье», участок «Лес на Ворскле». Там очень красивая природа, растут вековые дубы, много деревьев и растений. Можно сходить на экскурсию в музей, и узнать о животных и птицах, которые обитают в заповеднике.
Воспитатель: Какие еще есть мнения? Как думаешь ты, Маша?
- У нас есть фабрика художественной керамики, там делают керамическую посуду и сувениры. Я была там с мамой и мне очень понравилось. Мы купили там изделия. Наши гости тоже могут купить сувениры на память.
Воспитатель: Да, действительно, изделия Борисовских мастеров можно встретить в магазинах разных городов России: и в Воронеже, и в Москве, а я видела даже в далеком Санкт – Петербурге. И мне было очень приятно, что продукция нашей фабрики пользуется большим спросом. Они отличаются качеством, долговечностью и неоднократно удостаивались различных премий на выставках. Давайте сделаем отметки на нашей карте.
Ребенок:Я думаю, что нашим гостям надо показать еще два памятника: танку Т-34 и самолету – истребителю.
Воспитатель:Почему именно танку установлен памятник?
Ребенок:Танки – оружие Победы в Великой Отечественной войне. Он установлен в память о Прохоровском сражении.
Воспитатель:Этот танк отреставрировали на Борисовском заводе мостовых металлоконструкций и установили на пьедестал.
Ребенок:Памятник самолёту-истребителю СУ-27 установлен в честь двух лётчиков пилотажной группы «Русские витязи» Александра Сырового и Сергея Климова, уроженцев Борисовского района. Мы гордимся своими земляками – летчиками.
Ребенок:Еще в Борисовском районе есть санаторий «Красиво», в котором можно хорошо отдохнуть, очень красивая природа. Мы вместе с родителями были там, посещали бассейн и зоопарк, катались на лодках.
Воспитатель: Да, это очень красивое место, не зря же его так назвали. Здесь можно провести время всей семьей, оздоровиться, набраться новых сил, вдыхая запах хвойных деревьев.
-Вот сколько замечательных мест вы назвали, очень трудно выбрать какое – то одно.
Ребенок:Я думаю, что гостям очень понравится у нас, они захотят остаться на несколько дней и посетить все наши замечательные места.
Ребенок: Если они не успеют везде побывать, то можно пригласить их приехать к нам еще раз.
Ребенок:Можно подарить сувениры и буклеты на память.
Ребенок: Я предлагаю сфотографировать нашу карту и разместить в интернете.
Воспитатель:Согласна с вами, так гостям будет легче ориентироваться и найти нужное место.
Делают фото карты.
Воспитатель:Мы всегда рады гостям и покажем им все наши достопримечательности! Посмотрите на нашу доску с фотографиями. Это наша Борисовка, наша малая Родина, которую мы очень любим, гордимся нашими земляками и чтим память павших на поле битвы.
Ребенок:Давайте поиграем в игру «Ходилки – бродилки по Борисовке».
Дети играют в настольную игру. Изготовленную на основе карты п. Борисовка.