Сонина Лариса Юрьевна
Карты Проппа «Сказочный материал» для среднего дошкольного возраста
Карты Проппа – сказочный конструктор.
Наша профессиональная деятельность связана с детьми. А какой он «современный ребенок?»
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, какими были его сверстники несколько десятилетий назад.
Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим.
Публикация «Карты Проппа „Сказочный материал“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Это не только потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье.
А чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю необходимо быть искателем, странником, всегда находящимся в пути и открывать для себя и воспитанников – что- то НОВОЕ!
Для этого воспитателям детских садов необходимо овладевать современными образовательными технологиями (техниками).
Одной из ведущих задач, которую решает наше дошкольное образовательное учреждение, является развитие речи детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Исходя из этого, нами было рассмотрено множество технологий (техник, направленных на речевое развитие дошкольников.
С одной из них мы вас сегодня познакомим «Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».
- Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?
Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.
А известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».
Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.
Одна карта - это определённое событие сказки.
Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.
Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.
Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа нами работа была разделена на несколько этапов:
На первом этапе (средний дошкольный возраст) мы знакомили детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);
На втором этапе (средний дошкольный возраст) играли в подготовительные игры:
«Любимый сказочный герой»
«Чудеса в решете»
«Кто на свете всех злее?»
«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)
На третьем этапе (старшая группа) шло знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читали небольшую сказку, потом сопровождали ее выкладыванием из 4 - 6 карт.
На четвёртом этапе (старшая группа) мы предлагали детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе (подготовительная группа) дети пытались сочинить собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения
1. Практическая часть. музыка «В гостях у сказки»
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, вы хотите отправиться вместе со мной?
Ответы: Да, хотим.
Воспитатель: - Посмотрите, перед нами волшебные ворота. Пройти в них мы можем, вспомнив сказочные заклинания. Сейчас каждый из вас по очереди пройдет в эти ворота.
(называя заклинания, проходят в «сказочные» ворота)
«Сим-сим, откройся!», «Сизам закройся», «По щучьему велению, по моему хотению», «Сивка-Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!», «Избушка – избушка, на курьих ножках, встань к лесу задом, ко мне передом!», «Крибле – крабле – бумс!», «Эники-беники, метелки-веники…», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возращайся сделав круг», «Крекс, пекс, фекс!», «Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку…», «Колечко-колечко выйди на крылечко», «Без рук, без ног, скок-скок поскок, веретенце потрудись, пряжа лунная прядись».
2. Основная часть.
Воспитатель: У всех сказок есть начало, середина и конец. А вы знаете как начинаются все сказки?
Ответы (Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель.)
Воспитатель: А какими словами заканчиваются сказки вы знаете?
Ответы (Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Мирком, пирком, да за свадебку. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец).
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Что в дороге пригодится?»
Воспитатель: Как вы думаете, кто или что нам может указать дорогу в сказочном путешествии?
Ответы:
• Колечко
• Клубок
• Перышко
Воспитатель: Кто или что нам поможет от голода и жажды не умереть?
Ответы:
• Скатерть-самобранка
• То, не знаю что и т. д.
Воспитатель: Вспомните чудодейственные напитки, плоды:
Ответы:
• Живая и мертвая вода
• Молодильные яблоки
• Плоды (орехи, яблоки, от которых растут уши, нос.
Воспитатель: Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?
Ответы:
• Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)
• Гребешок – лес
• Полотенце – речка
• Щетка, зуб – горы
• Другие средства :
• Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)
Воспитатель: Вспомните помощников, выполняющих любое приказание героя:
Ответы:
• Двое из сумы
• Джин из бутылки
• Волшебная лампа Алладина
• Молодцы из ларца.
Воспитатель: Ой, что здесь лежит? Посмотрите, какое яркое и замечательное перо. Кто же его тут обронил? Как вы думаете?
(Находят перо-жар-птицы).
Ответы: Жар-птица.
Голос за кадром. «Приглашаю вас в сказочную страну. А как попасть туда, подскажет вам мое чудо-перо…»
Воспитатель: Ребята, а какие волшебные средства передвижения вы знаете?
Ответы детей: - ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, сивка-бурка, конек-горбунок, серый-волк, змей-Горыныч, и т. д.
Воспитатель Молодцы, как много вы знаете.
Воспитатель: Смотрите чудо-перышко привело нас к волшебному зеркальцу. Что оно нам покажет? Да здесь приготовлено нам задание Давайте попробуем собрать средства передвижения.
игра «Собери средство передвижения» (из букв составляют слово «Ковер самолет»)
Итак, какими средствами передвижения мы с вами можем воспользоваться?
(расстелить ковер, строительство корабля из мягких модулей, располагаемся).
Звук самолета
Воспитатель: Ребята, а в какую сказку мы попали? Кто может подсказать?
Ответы детей: «Кот, петух и лиса».
Воспитатель: А хотите узнать, что в этой сказке происходит!
(Слушание сказки)
Воспитатель: Понравилась вам сказка? А вы хотели бы ее рассказать дома (родителям, братьям, сестрам, друзьям?
Воспитатель: Посмотрите здесь спрятан какой-то сундучок. Давайте откроем сундучок и узнаем что там. Посмотрите, какие картинки здесь лежат, они помогут рассказать нам сказку и ничего не забыть!
1. Выберете картинку где говорится, что: кот, петух и лиса где-то жили.
2. Выберете картинку, которая напомнит нам про то, о чем прослышала лиса.
3. Выберете картинку, которая напомнит нам про наказ кота.
4. Выберете картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет.
5. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что враг начинает действовать.
6. Выберете картинку, которая поможет нам рассказать о том, как герой вступает в битву с врагом.
7. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что произошло в результате битвы.
8. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героем, когда он вернулся домой.
9. А что означает это карточка?
1. «Жили были»
2. «Особое обстоятельство»
3. «Запрет»
4. «Нарушение запрета»
5. «Враг начинает действовать»
6. «Герой вступает в битву с врагом»
7. «Одержание победы»
8. «Герой возвращается домой»
9. «Счастливый конец»
Появляется Петух: - как здорово у вас получилось! Послушать сказку про себя, это так забавно! За это, я вас пряничками угощу! Обязательно расскажите эту сказку своим родителям, друзьям! А я побегу коту про вас расскажу!
Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу с вами встречу хочу подытожить следующими строками:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Сочинять нам сказки
Карты помогали :
Речь нам развивали,
Мыслить заставляли.
Интересна техника
Представленная нами,
В этом убедились
Вы сегодня сами!