Татьяна Дианова
Картотека зимних прогулок в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека зимних прогулок в средней группе
№ Наблюдения Стихи, загадки, приметы Игровая деятельность Труд Оборудование материал
Карточка № 1 Наблюдение за синицей Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход: Воспитатель задает детям вопросы. Что это за птица? Как она выглядит? Какого она цвета? Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? Чем питаются синицы? Как люди заботятся о них? Какую пользу они приносят?
Птица расписная Свистит не уставая.
Подвижные игры: «Мы - веселые ребята».
Публикация «Картотека зимних прогулок в средней группе» размещена в разделах
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Цели: повышать двигательную активность; быстро действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа:
«Зайчата веселятся».
Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 - 3 м.
Дидактическая игра «Где сидит птица?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать направление справа, слева. Упражнять в употреблении предлогов: на, под.
Очистка участка от снега.
Цель: воспитывать желание коллективно трудиться, помогать друг другу. игрушки, спортивный инвентарь.
Карточка № 2 Наблюдение за погодой Цели: продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице; развивать наблюдательность. Ход: С утра было тихо, но потом подул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Когда идешь по этому ледку, он с треском разламывается под ногами. Подо льдом часто виднеются зеленая травка, почерневшие стебли. Очень скользко. Воздух становится стылым, почти морозным. Это декабрь, а не ноябрь.
На ладонь упала робко
Первая снежинка.
Ей, наверно, очень плохо
На лесной тропинке?
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка -
Всюду снега намело.
Подвижные игры: «Кто выше?», «Найди меня». Цель: учить легко прыгать, играть, строго соблюдая правила.
Индивидуальная работа: «Белые снежинки».
Цель: учить плавно двигаться.
Дидактическая игра «О чем я сказала?».
Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.
Расчистка дорожек от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Лопатки, ведерки, формочки для снега.
Карточка № 3 Наблюдение за машинами Цель: расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение). Ход: Воспитатель загадывает детям загадку. Понаблюдать за машинами, отметить их классификацию, назначение, применение. Обратить внимание на то, что на улице гололед. Что это такое? Почему машинам трудно ехать, они тормозят? Наблюдение на перекрестке за движением машин и людей во время гололеда. Повторить основные правила перехода улицы без светофора. Начинает он копать -Заменяет сто лопат. (Экскаватор)
Длинной шеей поверчу -Груз тяжелый захвачу. (Подъемный кран)
Не живая - а идет, Неподвижна - а ведет. (Дорога.)
Запылал у чудища Изумрудный глаз. Значит, можно улицу Перейти сейчас. (Светофор.) Подвижные игры. «Попади в цель». Цель: развивать глазомер. Инд. р: Метание в цель. Цель: закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании. Дидактическая игра «Что умеет делать?» (снег, санки, мороз) Цель: Активизация словаря. Учить подбирать к существительным глаголы. Ход игры: ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Например: мяч – может прыгать, катиться, лететь, лопнуть. Расчистка снега с дорожек, скамеек.
Цель: воспитывать желание помочь взрослым в уборке территории от снега.
Лопатки, венечки.
Карточка № 4 Наблюдение за ветром Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Ход: Воспитатель задает детям вопросы. Есть ли ветер? Откуда дует ветер? Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче? Опытно-экспериментальная деятельность: «Движение воздуха». Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта: Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха. Ветер - ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину. Чтоб идти было в силу.
Подвижная игра: «Два мороза».
Цель: прививать умение выполнять характерные движения согласно тексту.
Индивидуальная работа: Движение «змейкой».
Цель: учить двигаться «змейкой» друг за другом. Самостоятельные игры: Игры с выносным материалом. Цель: Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выбирать темы для игр. Способствовать укреплению детских игровых связей Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой.
Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата
Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки
Карточка № 5 Наблюдение за елью Цель: учить находить и называть ель. Развивать наблюдательность, память. Обогащать и активизировать словарь детей. Ход: предложить найти елочку среди других деревьев. Чем она отличается от других деревьев? Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Какого она цвета? (Ель зимой и летом зеленая). Вспомнить песенку про елочку. Загадка.
Зимой и летом, одним цветом. (Елка)
Ее всегда в лесу найдешь Пойдешь гулять и встретишь: Стоит, колючая, как еж, Зимою в платье летнем. – А к нам придет под Новый год - Ребята будут рады. Хлопот веселых полон рот: Готовим ей наряды.
П. и: «Раз, два, три к дереву беги». Цель: закреплять знание деревьев, учить находить заданное дерево на участке. Дидактическая игра: «Измени слово». Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно - ласкательную форму существительных. Расчистить от снега дорожки.
Цель: прививать трудолюбие, учить работать лопатками.
Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки
Карточка № 6 Следы на снегу Цель: учить различать следы птиц, людей. Развивать внимательность, вызывать интерес к окружающему.
Ход: на свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, человека. Обратить внимание, что птицы оставляют след из трех пальцев. Следы у вороны, сороки большие, а у воробья, синицы маленькие. Предложить оставить свой след и рассмотреть его. Кто еще может оставить след? Проследить за следами птиц на участке. П. и: «Лохматый пес». Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Инд р: «Попади комом снега в цель». Цель: развивать глазомер и силу броска. Дидактическая игра «Назови части». Цель: Дать понятие о том, что объекты состоят из частей. Учить детей выделять и называть части объектов. Учить, чётко произносить слова. Называть назначение частей объектов. Активизировать речь детей. Постройка снежной горки.
Цель: воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения.
Спортивный инвентарь.
Карточка № 7 Наблюдение за снегом Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом. Учить называть свойства снега. Развивать наблюдательность, память. Ход: предложить детям рассмотреть снег, потрогать его руками. Какой снег (белый, пушистый, холодный, легкий). Предложить сжать снег рукой, что произошло с ним? (он рассыпается.) Когда на улице мороз снег рассыпается, из него лепить нельзя. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами. Падал снег, сыпал снег, а потом устал… Чем же снег, снег - снежок, на земле ты стал? Для озимых стал я теплою периною, Для осинок – кружевною пелериною, Для зайчишек стал подушкою пуховою, Для детишек – их любимою игрой.
Подвижная игра: «Зайка беленький сидит». Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, научить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Дидактическая игра: «Один, много». Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память. Пополнить кормушки Цели: привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.
Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки
Карточка № 8 Наблюдение за изменениями в природе. Цели: Предложить самостоятельно найти признаки зимы.
Ход: Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т. д.)
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима)
П. игры «Мы — веселые ребята». Цели: повышать двигательную активность; быстро действовать по сигналу воспитателя.
«Птички и кошка». Цель: учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площадки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.
Очистка участка от снега. Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.
Лопатки, формочки для снега, санки.
Карточка № 9 За сезонными изменениями Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); Ход: Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам.
Н. Асеев
Подвижные игры: Игра в снежки. Цель: закреплять навыки в метании предметов.
Прыжки на одной ноге. Цель: воспитывать чувство равновесия.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки
Карточка № 10 Наблюдение за снегом.
Цели: Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.
Зима снегами вьюжится С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут. П. и «Следопыт». Цель: развивать внимание и наблюдательность. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять умение ориентироваться на участке дет-ского сада, находить предмет по описанию. Дид игра «Кто больше?» : Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые)
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к дере-вьям.
Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки
Карточка №11 За погодой Цели : продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях; формировать интерес к неживым объектам природы. Ход: Воспитатель задает детям вопросы: Какое сегодня солнце? Каждый ли день мы видим солнце? На что оно похоже? Зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Оно светит, но не греет. Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей!
Избу осветило, всех развеселило. (Солнце)
П. и. «Найди свой домик», «Утята». Цель: учить впрыгивать в круг и выпрыгивать по команде, нахо-дить свои «домики».
Индивидуальная работа «С вала на вал». Цель: учить прыгать с вала на вал, развивать равновесие.
Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к веранде. Цель: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
Лопатки, метлы, санки
Карточка № 12 Наблюдение за березой и рябиной Цель: формировать знания о жизни растений зимой. Учить отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать желание защищать и оберегать природу. Ход: Осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, рябину. По каким характерным особенностям можно узнать березку, рябину? Для чего нужен снег деревьям? Что может произойти, если много снега на ветках деревьев? В морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются. Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою,
И стройные сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели. П и: «Раз, два, три к дереву беги». Цель: закреплять знание деревьев, учить находить заданное дерево на участке.
Дидактическая игра «Где лежит снег?»
Цель: отработать употребление предлога на в предложениях.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: Ходьба и бег высоко поднимая колени «лошадки». Цель: продолжать учить ходить и бегать, высоко поднимая колени. Покормить птиц, насыпать корм в кормушку.
Цель: воспитывать желание заботиться о птицах. Спортивный инвентарь
Карточка № 13 Наблюдение за работой дворника Цель: продолжать знакомить детей с работой дворника. Закрепить знание орудий труда.
Воспитывать уважение к труду дворника. Формировать желание приходить на помощь
окружающим. Развивать связную речь.
Ход: Предложить детям понаблюдать за тем как дворник убирает снег.
Какими орудиями труда он работает? (Лопатой, метлой).
- Лопата у него широкая, зачем?
- Кому нужен труд дворника?
Предложить детям помочь дворнику. Тихо – тихо снег идет, Белый снег, лохматый Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой. От калитки мы с трудом. К нам дорожку проведем. Выйдет мама на порог, Скажет: «Кто бы это мог Провести дорожку К нашему порожку?» (М. Познанская) П. и «Мы весёлые ребята» Цель: повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя.
Дид. игра: «Что делает?»
Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному «дворник».
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: ходьба и бег по извилистой
дорожке.
Цель: учить ходить и бегать по извилистой дорожке.
Постройка снежной горки.
Цель: учить собирать снег в кучи и утрамбовывать его лопатками. Лопатки, ,клеенки для катания с горки
Карточка №14 Наблюдение за прохожими. (Как стали одеваться) Цель: сформировать представления о сезонной одежде. Развивать наблюдательность, связную речь. Ход: Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие, дети. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Звери зимой тоже меняют шубку, она становится теплая, пушистая. Им не страшен даже сильный мороз. Снег сегодня белый – белый, От него кругом светло. Рукавички я надела, В зимней шубе мне тепло. Я перчатку надеваю, Я в нее не попадаю! Сколько пальцев у перчатки. Сосчитайте-ка, ребятки, Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять!» Н. Нищева П. и «Птички и кошка»
Цели: учить двигаться по сигналу развивать ловкость.
«Птицы и автомобиль» Цель: развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.
Самостоятельная деятельность: игры с лопатками и ведёрками, игра в хоккей.
Расчистить от снега дорожки. Цель: учить правильно, держать и работать лопатками. Бросать снег в одном направлении.
Лопатки, формочки для снега, клеенки для катания с горки
Карточка № 15 Наблюдение за снеговой тучей Цель: расширять знания детей о зиме, явлениях природы. Развивать наблюдательность, внимание, связную речь.
Ход: предложить детям рассмотреть небо. Какое оно? Обратить внимание на большую темную тучу, нависшую над городом. Туча очень тяжелая, она медленно надвигается на поселок, летом из такой тучи идет дождь, а сейчас на улице мороз и из этой тучи на землю будет падать снег. Обратить внимание на тучу в начале прогулки и в конце (где она находится). Нахмурилось небо (Наверное, не в духе) Летают, летают Белые мухи! И носятся слухи, Что белые мухи Не только летают, Но даже не тают! (Снежинки) П. игра: «Снег кружится».
Цель: научить детей соотносить свои действия с действиями товарищей в соответствии с
текстом.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок.
Дид. игра: «Где лежит снег?».
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, употреблять предлог «на» в
переложениях. Учить строить простые предложения.
Инд. работа по физическому воспитанию: метание снежков в цель.
Цель: развивать меткость, ловкость. Спортивный инвентарь
Карточка № 16 Наблюдение за собаками Цель: продолжать знакомить детей с особенностями поведения собак. Закрепить знание детенышей собаки. Воспитывать доброе отношение к животным. Ход: показать детям гуляющую за пределами детского сада собаку. Спросить, холодно ли ей. Закрепить названия частей тела животного, вспомнить, как называются детеныши. Это, какое животное? (домашнее). Кто ухаживает за ней? (человек)Как он заботиться о ней? Вот он крутиться волчком,
Тузик, Тузик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор,
То дежурит у ворот –
Словом, дел невпроворот
А. Прокофьев П. игра: «Лохматый пес».
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление
движения.
Дид. игра: «Один, много»
Цель: упражнять детей в образование существительных в единственном и
множественном числе. Называть обобщающим словом.
Инд. р по физо: метание мешочков вдаль.
Цель: развивать меткость, ловкость Постройки из снега на участке.
Цель: учить помогать взрослым, строить постройку из снега. Воспитывать дружеские
взаимоотношения.
Самостоятельная деятельность детей Лопатки, ведерки, метелки, санки.