Светлана Артемьева
Картотека заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) для детей 4-5 лет.
Задания по развитию восприятия :
1) Взрослый предлагает ребёнку разложить карточки с изображением разных геометрических фигур: 1) по цвету, 2) по форме, 3) по размеру.
Публикация «Картотека заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
2) Взять непрозрачный мешочек, положить в него 5-7 небольших предметов, изготовленных из разных материалов, которые ребёнок ранее когда-то видел, предложить ребенку опустить руку в мешочек, взять один предмет в руку, потрогать его, назвать собственные ощущения вслух, назвать предмет.
3) Положить, поставить перед ребёнком какой-либо предмет (игрушку), попросить описать этот предмет подробно по ходу его осмотра.
Задания по развитию воображения :
1) Дать ребенку лист бумаги с частичным изображением какой-нибудь фигуры (круг, квадрат, треугольник, извилистая линия и т. п.). Задание : посмотри внимательно, на что похожа на твой взгляд каждая фигура; дорисуй недостающую часть.
2) Ладонь ребенка покрыть гуашью ; приложить окрашенную ладонь к листу бумаги так, чтобы остался чёткий её отпечаток. Предложить ребенку пофантазировать, придумать и создать новый рисунок «На что похожа твоя ладошка?», дорисовав разные элементы.
3) Включить для ребенка какую-либо музыку, потанцевать с ним, повеселиться, а затем предложить нарисовать то, на что похожа была эта музыка для него, какие ассоциации она вызывает (бабочка, солнышко и т. п.).
Задания по развитию памяти :
1) Попросить ребенка ответить на поставленные вопросы, например:
- Какого цвета твои ботинки? А ботинки папы?
- Сколько окон в твоей квартире? А какого цвета шторы на кухне твоей квартиры?
- Как зовут членов твоей семьи? и т. п.
2) Ребенку показать карточки, например, с изображением двух крупных заштрихованных кругов (точек) в разных позициях (в центре, в левом углу одновременно, в правом углу одновременно, в разных углах и т. п.).Каждая карточка демонстрируется ребёнку 10 секунд поочередно. Предложить ребёнку нарисовать у себя на листке то, что он увидел. Количество точек можно добавлять или уменьшать, аналогично можно поступить со временем просмотра карточки, установив, например,5 секунд или 15 секунд.
3) Дать ребенку в руки несколько (2-3) ярких картинок, например, с изображением времен года, пусть он их рассмотрит; затем картинки забрать; и задать ребенку несколько вопросов по сюжету каждой картинки о том, что было на них изображено, какого цвета, формы и т. д.
Задания по развитию мышления :
1) Ребёнку даются картинки с изображением разных предметов; необходимо сгруппировать парами картинки по какому-либо признаку; обвести их карандашом одинакового цвета.
2) Предложить ребёнку 2 картинки, на первый взгляд одинаковых по изображению, но нужно определить в чём их различие.
3) Поочередно давать ребёнку в руки разные предметы, пусть объяснит их назначение, как они называются, где он их видел,есть ли эти предметы у него дома, кто ими пользуется и т. п. ( Например: стакан, ложка, пуговица, книжка и т. п.).
Задания по развитию речи :
1) Соедини стрелкой описание предмета с подходящей картинкой :
круглый, кожаный, футбольный картинки с изображением : ёжика
колючий, маленький, фыркает апельсина
вкусный, ароматный, оранжевый мяча
2) Послушай название действий и скажи кто так делает, используй для подсказки предложенные картинки :
хрюкает (ребё нок отвечает: поросёнок); мычит (корова, лает (собака, квакает (лягушка, плавает (рыбка) и т. п.
3) Дополни предложение нужной фразой по смыслу:
- В берлоге живёт бурый….
- В норке живёт маленький серенький …
- Громко лает на цепи ….
- Дети громко пели …. и т. д.