Нарина Кесян
Картотека экологических игр 4–5
▼ Скачать + Заказать документы
Лото с элементами моделирования
«КТО ВО ЧТО ОДЕТ»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал. Большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в
Публикация «Картотека экологических игр 4–5» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
Цель. Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал. Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым
закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования
«КТО КАК ДВИГАЕТСЯ»
Цель. Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
Материал. Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
В данную игру одновременно может играть подгруппа детей из трех человек. Для этого рекомендуется подбирать картинки с изображением птиц, рыб, зверей, которые хорошо знакомы малышам.
Ботаническое лото с элементами моделирования
«ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Цель. Закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.
Материал. Две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.
ОПИСАНИЕ. Ведущий раздает детям большие карты. На одной карте в середине изображен фрукт, на другой — овощ. Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют овощ либо фрукт и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данной игре в роли ведущего выступает воспитатель, однако в конце года, когда дети хорошо ее освоят, эту роль можно предлагать и ребенку.
При проведении игры рекомендуется подбирать картинки с хорошо знакомыми детям изображениями овощей и фруктов.
Игровое упражнение
«КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ БЕРЕЗУ, ЕЛЬ, ДУБ»
Цель. Найти дерево по названию.
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
ОПИСАНИЕ. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
— Кто быстрее найдет березу?
— Раз, два, три — к березе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.
Игровое упражнение
«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»
Цель. Развивать у детей чувство равновесия, внимание.
Материал. Доска (ширина 25—30 см, длина 2 м, цветные лоскутки, разноцветные кубики.
ОПИСАНИЕ. На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеек.
Ребенку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеек глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (разложенные на полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой!» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идет самостоятельно.
Игровое упражнение
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Цели. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя.
ОПИСАНИЕ. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит «Солнышко!», игра повторяется.
Указание к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем могут быть привлечены 10—12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик». Во время прогулки можно предложить детям собрать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему.
Игровое упражнение
«ВОРОБЫШКИ И КОТ»
Цели. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаться.
ОПИСАНИЕ. Дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см, положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, — это воробышки на крыше. В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот — он спит. «Воробышки вылетают на дорогу!» — говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот — он потягивается, — произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.
Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать.
Игровое упражнение
«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»
Цели. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
ОПИСАНИЕ. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты,— это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
Указания к проведению. Воспитатель следит за тем, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко.
Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточках. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы не столкнуться.
Игровое упражнение
«ЛОХМАТЫЙ ПЕС»
Цели. Учить детей двигаться в соответствии с текстом стихотворения, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.
Игровое упражнение
«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель. Воспитывать у детей умение учитывать названные при-знаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ. У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и не цветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных. ( Например: это растение цветет, а у него большие листья, а у этого растения толстый стебель.)
Игровое упражнение
«ПТИЧКИ»
Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель рассказывает стихотворение:
— Летели две птички,
— Собой невелички.
— Как они летели,
— Все люди глядели.
— Как они садились —
— Все люди дивились.
Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.
Игровое упражнение
«КАКАЯ ЭТО ПТИЦА»
Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».
Материал. Красочные изображения птиц.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:
— Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
— Все покричим, как ворона.
— Кто кричит «чирик-чирик»?
— Покричим, как воробей.