Ирина Сметанина
Картотека упражнений по психоэкологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека упражнений по психоэкологии в детском саду
С момента появления человека развивается наука и со временем появляются новые направления и исследования. К таким сравнительно новым направлениям относится наука, которой уже более 100 лет и которая относится и к экологии, и к психологии это- экологическая психология.
Экологическая психология - это направление психологической науки, основанное в 1911 году автором книги «Геопсихика» В. Гельпахом, который занимался исследованием геопсихических и биоклиматических явлений и их влиянием на людей. По мнению Гельпаха, на психическое состояние человека оказывает влияние природные явления, ландшафт, погода, влажность воздуха, цветы и т. д Три основных приоритета экологической психологии : природный, цивилизационный и культурный способы взаимодействия человека и природы. С помощью этих приоритетов регулируется поведение и социальное взаимодействие. Экопсихология — это психология всего, что находится вокруг нас. В вариантах рассматривается влияние окружающей среды на человека и на окружающее нас жизненное пространство - так на отдельное взятое жилье, а так же на общество, на планету в целом.
Публикация «Картотека упражнений по психоэкологии в детском саду» размещена в разделах
Эта интереснейшая наука занимается непосредственным изучением экологического сознания, в частности изучением особенностей восприятия обществом окружающей среды. Предметом экологической психологии также является изучение экологического поведения в момент нанесения вреда или пользы, и какие психологические последствия имеют проблемы с экологией. Возможно ли сказать, что нарушение экологического баланса вызывает нарушение психического состояния и оказывает влияние на растущий уровень преступности. Социальные проблемы которые затрагивает экопсихология помогли ей стать неотъемлемой частью психологии и новым взглядом на решение социальных проблем,как общества так и личности.
Экологическая психология нашла свое место и в дошкольном образовании. Упражнения, тренинги, игры по экологической психологии можно использовать практически во всех режимных моментах в детском саду : на занятиях, на прогулке, вовремя труда в природе, во время зарядки, как творческое задание как дидактические, подвижные, развивающие и сюжетно ролевые игры.
Предлагаю вам несколько упражнений по экологической психологии
Упражнение «Волшебные дощечки».
Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал и оборудование: на каждого ребенка комплект из 10 карточек размером 5*10 см. С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли разных растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок на клею, мелкие камешки, рыбная чешуя, иголки ели и сосны, перышки птиц и др.
Ход : Предложить ребенку исследовать каждую карточку разными способами : рассмотреть пощупать, понюхать и т. д. Определить природный материал, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем с закрытыми глазами обследовать одну из карточек и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название карточке. Затем послушать небольшой рассказ воспитателя, стихотворение, связанное с описанием природы. Дети должны подобрать карточку, подходящую к этому описанию и объяснить свой выбор. Более сложное задание: предложить ребенку выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь и т. д.
При этом он не только должен сделать выбор, но и зарисовать свои ощущения.
Упражнение «Птицы».
Цель: Расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулировать чувства эмпатии. Развитие воображения.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением птиц, сюжетные картинки, иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья птиц, запись «Голоса птиц», карандаши, фломастеры, краски.
Ход: Предложить детям представить, что они оказались в весеннем лесу, послушать голоса птиц. Выбрать понравившиеся звуки, рассказать какая птица может издавать такие звуки. Выбрать перышки, которые могли бы быть в ее оперении. Нарисовать птицу, придумать ей свое название. Затем предложить иллюстрации птиц и выбрать похожую. Затем раздать сюжетные картинки с изображением птиц в разные сезоны и предложить рассказать о заботах птиц в разные сезоны. Усложнение: предложить детям представить себя птицей, летящей высоко в воздухе, рассказать о своих ощущениях, пофантазировать на тему «Если б я был птицей…»
Упражнение «Ароматная сказка»
Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал и оборудование: полотняные мешочки с разными видами трав, природными материалами, картинки с изображением поля, леса, луга, реки.
Ход: Каждому ребенку предлагается понюхать полотняный мешочек, в котором «спрятана» ароматная сказка, представить где живет герой сказки (море, поле, лес). Объяснить свои ощущения и свой выбор. Постараться представить себя в гостях у этого героя, рассказать о своих ощущениях и впечатлениях. Сначала предлагается один мешочек, затем он меняется, а когда у детей накопится чувственный опыт, можно дать 2-3 мешочка с запахами и предложить придумать «ароматную сказку», опираясь на возникшие ощущения и ассоциации.
Упражнение «Лесной карнавал»
Цель: расширять чувственный опыт детей. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в мимике, движениях, жестах.
Ход: Объяснить детям, что сегодня в лесу карнавал. Все звери пришли в масках и узнать их можно только по движениям и повадкам. Один ребенок показывает, а другие отгадывают и объясняют почему они так решили. После чего ребенок одевает шапочку этого животного, а воспитатель должен дать дополнительную информацию о нем, поддерживая интерес к животному миру, вызвать удивление.
Упражнение «Чудо краски»
Цель: Расширять чувственный опыт детей, стимулировать желание детей передавать поэтический образ природы в рисунке, объясняя свои ощущения. Развивать воображение.
Материал и оборудование: мольберт, листы бумаги разного цвета, кисти, краски.
Ход: Воспитатель подбирает мелодичные, с четкой рифмой стихотворение с описанием природы / особое внимание уделить эпитетам, метафорам, другим выразительным средствам, которыми воспользовался автор/. После его прочтения дети должны представить образ природы, отраженный в нем. Детям предлагается воспроизвести представленный образ в рисунке, рассказать о своих ощущениях, объяснить выбор цвета.
Упражнение «Поздороваемся»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию экологической эмпатии.
ХОД: Вос-ль: в старину люди относились к природе с глубоким уважением ведь она кормила и одевала людей, поэтому так много фольклорных произведений о природе
Предложить детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, др. объектам природы. Предложить произнести эти приветствия эмоционально с разной интонацией. Обратить внимание на мимику во время произношения.
Упражнение «Разведчики природы»
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, чувство экологической эмпатии.
Ход: Предложите детям внимательно понаблюдать и прислушаться ко всему тому, что происходит в природе, рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми, о самочувствии живых объектов природы.
Упражнение «Я – березка»
Цель: Развивать чувство экологической эмпатии.
Ход: Предложите ребенку представить свои ощущения в мимике, жестах, движениях, рассказать о чем думает березка, чем живет. Усложнение:
Упражнение «Забавные птицы»
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.
Ход: Представить самое любимое растение или животное и выразить его образ в движениях. Остальные угадывают, чей это образ. Усложнение: придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой, но не знакомой детям.
Упражнение «На участке дождь»
Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Ход: Вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находиться. (деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.) Предложить каждому ребенку выбрать один объект, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции. Организовать диалог от имени двух объектов осеннего участка (скамейки и лужи, капельки и дерева, листочка и ветра). Усложнение: «Оживить» картину осеннего участка во время дождя.
Упражнение «Лесовичок»
Цель: Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.
Материал и оборудование: бумага, карандаши и краски.
Ход: Вос-ль: Лесовичок – хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становиться хмурым и нелюдимым. Детям предлагается нарисовать Лесовичка, превратить его в веселого и хмурого. Для них подберите иллюстрации ситуаций, соответствующие настроению Лесовичка и разложите соответствующе.
Упражнение «Старые вещи»
Цель: Коррекция способов взаимодействия с природой.
Материал и оборудование: коробки, пакеты, флаконы, старые вещи, вышедшие из употребления.
Ход: Выбрать какой-либо предмет, рассказать, как он был использован людьми раньше и из какого материала сделан. Исследовать предмет, рассказать, на что он похож, где еще может быть применен. Усложнение: выполнить аппликацию, используя разнообразный материал из предметов: ПЛЕНКУ,ПЛАСТИК, ФОЛЬГУ,РАЗЛИЧНЫЕ УПАКОВКИ ИЗ ПОД ЛЕКАРСТВА И Т. Д. Затем выпустить экологический плакат.
Упражнение «Экологический пост»
Цель: Экологизация мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства, коррекция способов взаимодействия с природой.
Ход: Предлагается обойти участок детского сада, парка, выявить место экологического неблагополучия, объяснить причину выбора, организовать деятельность по устранению признаков неблагополучия. Или оформить карточку-предупреждение, которую затем вынести на участок.
Упражнение «Мы – гусеницы».
Материалы: детские гольфы разного цвета -1 на ребенка, питьевая вода в стаканах или блюдце, кусочки капусты на подносе, небольшие покрывала или полотенца.
Ход: Каждый ребенок, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которая знакомиться друг с другом: «Здравствуй, я зеленая гусеница. Я желтая гусеница. Я пестрая (в зависимости от цвета гольфа) При этом выполняет различные действия: гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (съесть капустный лист без помощи рук). А вот капли воды на ветках, можно попить, очень вкусно! Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот наступила ночь, нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули (спрятаться под покрывалом по 2-3 человека). Пришло утро, и наши гусеницы проснулись. Приятно согреться на солнце. Наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (завернуться в покрывала, спит, а через некоторое время кокон раскрывается и появляется бабочка, которая улетает».
Упражнение «Жук вверх ногами»
Материалы: Изображения жуков размером 1-2 см: картонные круги, овалы, на которых нарисованы разные жуки.
Ход: Разложить «перевернутых» жуков по всей группе. Предложить детям превратиться в разных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети, лежа на спине, имитируют движения, хотят перевернуться, но никак не могут. Как е плохо лежать вверх ногами – неудобно, страшно. Неужели они так и будут мучиться? Я помогу им. Возьму листок бумаги или листик дерева, лежащий на земле, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой (воспитатель помогает детям перевернуться). Как обрадовались жуки помощи! Побежали по травке к своим мамам и папам, к своим детям. Превращайтесь обратно в людей! Посмотрите, пред вами лежат перевернутые жуки, помогите им перевернуться, а затем отнесите их в кусты, траву (на подоконник, где стоят комнатные цветы или на «зеленый» коврик).
Упражнение «Люди и божьи коровки»
Ход: Все обнимаются друг с другом, «шевелят усиками» (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят: «Привет, божья коровка Лариса!» (по имени ребенка). Затем делятся на две команды: девочки и мальчики. Сейчас девочки – божьи коровки присядут на куст (ковер, траву) – заранее обговорить, что где находиться. А божьи коровки- мальчики превратятся в людей. Божьи коровки-девочки ползают по деревьям, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим ветерком, вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, но подул свежий ветер и они снова стали себя хорошо чувствовать. Всем захотелось спать (заползем под листочки, отдохнем). А вот пришли люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках божьих коровок, подошли к ним поближе, а божьи коровки-девочки испугались: кто это такой большой к нам приближается? Страшно! А люди говорят: «не бойтесь, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы красивые и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими. Ушли люди, и жукам стало спокойно, весело. Аналогично проводиться игра «Люди и дождевые червяки», «Люди и воробьи».
Упражнение «Природные человечки».
Материал: семена, плоды, камни, палочки, сучки и листья; небольшие банки или коробки; кусочки пластилина.
Ход: выложить на полу человечка из любого природного материала (части тела можно соединить при помощи пластилина). Используя один вид плодов – получиться тыквенный человечек, арбузный, и т. д. Сообщить детям имя человечков. Чтобы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо? Как вы думаете, что ему нравится (не нравится) в людях?
Игра «Сороконожка»
Сейчас мы с вами станем большой одной гусеницей. Все выстраиваются в цепочку, держась друг за друга, и закрывают глаза. Только первый ребенок («голова») идет с открытыми глазами. Он ведет всех за собой по группе. «Голова» время от времени становится «хвостом». Желательно чтобы все дети в течение дня побывали головой. Упражнение на снятие коммуникативных барьеров и сплочения группы, раскрытие детей. Такие упражнения хорошо использовать на любом экологическом занятии. Обязательное условие: воспитатель все выполняет вместе с детьми.