ирина светлова
Картотека ситуаций успеха для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
№ СОДЕРЖАНИЕ
РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА
1 Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих). «Ты попробуй, только так может что-то получиться».
«Даже если не получится, то ты обязательно найдешь другие способы решения».
«Задание довольно легкое, ты с ним успешно справишься».
«Мы все тебе поможем».
«Не надо бояться, ты все сможешь»
«Я в тебя верю, у тебя все будет отлично»
«Это задание слишком легкое для тебя…»
«Нет повода волноваться над этим заданием (поручением, просьбой…»
Публикация «Картотека ситуаций успеха для дошкольников» размещена в разделах
2 Авансирование успешного результата (помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях) «У вас обязательно получится.»
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
«Все будет замечательно»
«У тебя, такого умного (сильного, способного, талантливого, умелого, непременно получится…».
«Я предвижу замечательный результат…»
«Это будет очень интересная работа…»
«Я уверена в твоем успехе…»
«Твоя работа превзойдет все ожидания…»
«Ты удивишь нас всех…»
3 Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности (помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания) «Возможно, лучше всего начать с….»
«Выполняя работу, не забудьте о….»
«Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…»
«Обычно удобнее приступить с…»
«Здесь, вероятно, главное…»
«Думаю, что тебе поможет… (таблица, зарисовка и др.)»
«Вспомни, о чем мы говорили…»
«С чего лучше начать?.»
«Самое важное в твоей работе…»
«Перед тем как сделать вывод, вспомни о…»
4 Внесение мотива
(показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения). «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
«Без тебя у нас ничего не получится…»
«Только с твоей помощью мы добьемся хорошего результата…»
«Помоги своему соседу (товарищу, другу, сказочному герою, он будет тебе очень благодарен…»
«Без тебя нам не выполнить задание…»
«Мы ждем твоей поддержки (помощи, нам это необходимо…»
«Только ты знаешь правильный ответ на вопрос…»
5 Персональная исключительность. (обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности) «Только ты и мог бы….»
«Только тебе я и могу доверить…»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
«Это сложное задание сможешь выполнить только ты…»
«Ты здорово это сделаешь…»
«Как это у тебя так ловко получается?.»
«Ты научишь своих товарищей …»
«Ты хочешь помочь Карлсону (Незнайке, гному и др. ?»
6 Мобилизация активности или педагогическое внушение
(побуждает к выполнению конкретных действий) «Нам уже не терпится начать работу…»
«Так хочется поскорее увидеть, что у тебя получится…»
«Я в предвкушении твоей работы…»
«Мне не терпится увидеть, что у тебя получится…»
«Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!»
7 Высокая оценка продукта деятельности (помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали)
«Тебе особенно удалось это объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
«Больше всего мне нравится, как ты…»,
«Поражает такой фрагмент…».
«Я просто восхищаюсь, как ты умело…»
«Самое ценное в твоем выводе…»
«Как ты пришел к таким выводам?»
«Это интересная идея…»
«Ты делаешь это сегодня значительно лучше…»
8. Доброжелательность окружающих (расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает псих. зажатость, уменьшает страх перед неудачей, инициирует активность ребенка. Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах).
«Нам это очень надо, потому что…»,
«Для тебя это важно, потому что…».
«Это много значит, так как…»
«Это очень важно, поэтому…»
«Ты настоящий мастер…»
«Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас!»
«Эта часть работы самая важная…»
9. Педагогическое внушение (интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога).
«Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво…»
«С каждым днем у тебя получается лучше…»
«Так держать! Ты это сможешь!»
«Ты быстро учишься! Это то, что надо!»
«Ты настоящий мастер. Я верю в тебя!»
«Еще немного времени, и у тебя это получится!»
«Я верю в твой успех…»
10. Эмоциональные поглаживания
Речь идет об оценке ребенка через свои чувства, эмоции, переживания
«Вы у меня молодцы…»
«Умницы мои…»
«Ребятки, я горжусь вами…».
«Это успех! Это твоя победа!»
«Я очень горжусь тобой.»
«Мне очень приятно видеть такие результаты…»
«Меня переполняет гордость за твой успех…»
«Мне нравится, как ты это сделал!»
11. Прием «Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.
В зависимости от ситуации
12. Прием «следуй за нами»
Привлечь к помощи более успешного сверстника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я».
«Тебе немного поможет Саша…»
«Миша даст тебе подсказку…»
«Помощь Лены будет очень кстати…»
«С таким помощником не пропадешь!»
13. Прием «эмоциональный всплеск» или «ты так высоко взлетел!»
Формируем веру в себя, веру в успех.
«Великолепно!»
«Правильно!»
«Хорошо!»
«Необыкновенно!»
«Прекрасно!»
«Совершенно!»
«Отлично!»
«Замечательно!»
«Превосходно!»
«Чудно!»
«Это заслуживает аплодисменты!»
14. Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного ребенка станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
Формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть так: сбывшаяся (или неожиданная) радость ребенка + поддержка педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка педагогом «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общей радости
В зависимости от ситуации
15. Прием «Эврика»
Нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя какое-либо задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.
Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
«Ты уже можешь сделать более сложное задание…»
«Это целое открытие.»
«Ты настоящий исследователь (первооткрыватель…»
«Ты – гений!»
«Я знала, что ты можешь сделать это…»
«Твоя работа принесла мне много радости…»
16. Прием «умышленная ошибка»
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
«Незнайка ошибся, а ты все исправил!»
«Знайка не мог, а ты смог!»
«Карлсон очень старался, но ты был быстрее…»
«Ты опередил даже меня…»
«Какой ты внимательный, увидел все ошибки…»
«Твоя наблюдательность очень помогла…»
17. Индивидуальная похвала
Важна именно индивидуальная оценка деятельности, поскольку групповая не дает личностного эффекта, стремления к росту, успешности, развитию. «Молодец.»
«Умница.»
«Прекрасно!»
«Мне нравится, как ты это сделал!»
«Это у тебя получилось лучше всего!»
«Здорово придумал!»
«Ты сделал это!»
«Молодец, у тебя все получается!»
«Об этом обязательно нужно сказать маме!»
«Все лучше и лучше!»
«Удивительно!»
«Ура!»
«Браво!»
«Здорово, молодец!»
«Так чудно, пальчики оближешь!»
«Хорошо! А как тебе это?»
«Очень неплохо!»
«Ты делаешь все так аккуратно!»
«Это просто замечательно!»
«Ах! Превосходно!»
«Похлопаем нашей Машеньке!»
«Именно так!»
«Восхитительно!»
«Превосходно!»
«Это выглядит здорово!»
«Это что-то особенное!»
«Ух, ты, вы только посмотрите!»
«Я так рада!»
«Правильно!»
«Я просто обожаю это!»
«Мне это нравится, потому что…»
«Ну, просто изумительно!»
18 Демонстрация успехов ребенка
другим участникам образовательного процесса: родителям, сверстникам, младшим или старшим дошкольникам (через организацию персональной выставки работ, увлечений, коллекций и другое)
«Замечательная выставка.»
«Какая интересная коллекция!»
«Твоя коллекция уникальна!»
«Это просто восхитительно (изумительно, красиво, превосходно, гениально, бесподобно!»
«Какой ты увлеченный человек!»
«Твои работы доставляют удовольствие!»
«Так интересно рассматривать твою коллекцию!»
«У тебя есть чему поучиться!»
«Твоя выставка заслуживает похвалы!»
«Восхитительный результат!»
«Не видела ничего подобного.»
«Ты превзошел (а) все ожидания!»
«Это выше всех похвал.»
«Гениально!»
19. Портфолио достижений ребенка- современная эффективная форма оценивания и фиксации результата деятельности. Помогает поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширяет возможности обучения и самообучения; развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
«Ты много добился!»
«Какой замечательный результат!»
«Какие значимые успехи!»
«Это только начало.»
«У тебя все впереди, но уже много сделано!»
«Оказывается, ты очень увлеченный человек!»
«Тебя ждут большие открытия!»
«Ты уже много достиг!»
«Как много нового мы о тебе узнали!»
«Поделись своими успехами!»
«Книга твоих достижений очень много рассказала о тебе!»
«Тобою можно гордиться!»