Валентина Малушенко
Картотека «Самомассаж кистей рук с использованием карандаша в стихотворном сопровождении»
▼ Скачать + Заказать документы
Исходное положение:
Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажера.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней.
Дозировка:
До 5 движений с ориентировкой на, ведущую руку.
Разогреем мы ладошки,
Разотрем мы их немножко.
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ.
Исходное положение:
Публикация «Картотека „Самомассаж кистей рук с использованием карандаша в стихотворном сопровождении“» размещена в разделах
- Массаж карандашами
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Не выпуская ручку, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая — снизу. Ручка находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажера.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.
Дозировка:
До 5 движений с ориентировкой на ведущую руку (ладонь).
Повернем ладошки мы,
Ну-ка мама посмотри!
Раскатаем на ладошке,
Наш ребристый карандаш!
САМОМАССАЖ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ
Исходное положение:
Взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев. Ручка находится в вертикальном положении.
Содержание упражнения:
Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на нее.
Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца.
Дозировка:
До 4-5 движений.
Корм для птичек мы насыплем,
Будет «папа» помогать:
Он поможет всем детишкам
И сестренкам и братишкам.
САМОМАССАЖ (ПОВЕРХНОСТНЫЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ.
Исходное положение:
Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть ее ладонью с выпрямленными пальцами.
Содержание упражнения:
Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей ученическую ручку.
Дозировка:
До 3-4 движений от кончика каждого пальца.
Утюгом погладим пеленки
Для младшей сестры Аленки.
САМОМАССАЖ (ГЛУБОКИЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ
Исходное положение:
Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.
Содержание упражнения:
Выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой части кисти руки.
Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом попружинить мышцы.
Дозировка:
3-4 раза для каждой части кисти.
В колыбельке потихоньку,
Покачаем мы Аленку.
САМОМАССАЖ ПОДУШЕЧКИ
БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА.
Исходное положение:
Положить ученическую ручку горизонтально на ладонь ведущей руки — на подушечки четырех пальцев.
Содержание упражнения:
Подушечкой большого пальца перетирающими движениями, слегка нажимая, перемещать ручку вниз-вверх.
Дозировка: до 5 движений.
КРЮЧКИ.
Вариант А.
Исходное положение:
Ручку, находящуюся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательными пальцами за концы и так удерживать.
Содержание упражнения:
Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от ручки, вновь цеп-лять ее, передвигая пальцы к середине до момента их сближения. После этого продолжать движения пальцами в обратном направлении, к концам ручки.
Вариант Б.
Исходное положение:
Держать в горизонтальном положении ученическую ручку по центру указательным пальцем одной руки.
Содержание упражнения:
Перехватить ручку пальцем-«крючком» другой руки. Свободную руку отстранить от ученической ручки.
Движения совершать попеременно, отрывая пальцы-«крючки» одной руки от ученической ручки и вновь цепляя ее пальцем-крючком» другой руки.
Дозировка: 3-5 раз.
Вот сидит на жердочке
Попугай прожорливый.
НАСОС.
Исходное положение:
Зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.
Содержание упражнения:
Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем. Двигающаяся вверх-вниз ручка похожа на работающий насос.
Дозировка:
До 5 раз с расслаблением кисти руки.
Накачаем мы колеса
Замечательным насосом:
- Ш-Ш-Ш-Ш
КАЧЕЛИ.
Исходное положение:
Зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами.
Содержание упражнения:
Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.
Дозировка: 2-3 раза.
Все на улицу пошли,
Сели на качели
Раскачались дружно дети
Песенки запели!
ПРУЖИНКА.
Исходное положение:
Взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев.
Содержание упражнения:
Сжимать ученическую ручку, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.
Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.
Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.
После того как все пальцы попружинили, положить ученическую ручку на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.
Дозировка:
2-3 раза для каждой комбинации пальцев.
Наша дружная спортом занимается,
Каждое утро с зарядки начинается:
«Мама» с Людой, Мариной, Ириной, Аленой, «Папа» с Семеном, Алешей, Юрой, Антоном (закрепление сезонных видов спорта, женских и мужских).
СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ.
Исходное положение:
Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.
Содержание упражнения:
Перехватить ручку снизу другой рукой.
Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.
Дозировка:
2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.
Лифт сломался,
Мы идем,
На прогулку все пешком.
ТРУДОЛЮБИВЫЙ СТРОИТЕЛЬ.
Исходное положение:
Зажать ученическую ручку между указательным и средним пальцами.
Содержание упражнения:
Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края, удерживая при этом ручку. Движения пальцев напоминают движения муравья, который тащит соломинку.
Дозировка:
2 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Вот строители идут,
И тяжелый груз несут.
ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ.
Исходное положение:
Руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Концы ученической ручки зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук. Содержание упражнения:
Вариант А.
Указательным пальцем правой руки прижаться к подушечке мизинца левой руки. Затем указательным пальцем левой руки прижаться к подушечке мизинца правой руки.
Вариант Б.
Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки.
Вариант В.
Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.
Дозировка:2 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Встала дружная семья
Поздоровались друзья
(здороваются все пальчики на обеих руках по именам детей группы).
КОСИЧКА.
Исходное положение:
Взять ученическую ручку за один конец и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки.
Содержание упражнения:
Перехватить ниже ученическую ручку указательным и большим пальцами другой руки.
Перехватывая ученическую ручку указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки.
У сестры Маринки косички да резинки.
ДУДОЧКА.
Исходное положение:
Взять ученическую ручку кончиками пальцев обеих рук так, как обычно держат дудочку.
Содержание упражнения:
Вариант А.
Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке.
Вариант Б.
Нажимать на «дудочку» всеми пальчиками последовательно, высоко их поднимая.
Дозировка:
Произвольная с расслаблением кисти руки после выполнения упражнения.
Есть у нас Алешка,
Он играет на гармошке,
А Людочка - на дудочке,
А Семен у нас циркач,
Ходит по канату,
Юра будет моряком,
Ловко машет он с флажком.
К упражнению :«Дудочка Гармошка» «Циркач» «Флажок»
ЦИРКАЧ.
Исходное положение:
Держать горизонтально расположенную ученическую ручку за конец указательными и большими пальцами обеих рук. Свободная часть ручки смещена в сторону.
Содержание упражнения:
Приставными движениями пальцев перемещаться по свободной части ученической ручки до ее противоположного конца и обратно. Движения пальцев напоминают движения циркача, пере-двигающегося по канату мелкими приставными шагами.
Упражнение выполняется сначала в среднем, затем — в быстром темпе.
Дозировка:
3 раза в каждую сторону, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
УДЕРЖИ ФЛАЖОК
Исходное положение:
Удерживать ученическую ручку, зажатую вертикально в кулачке,
подобно флажку.
Содержание упражнения:
Большой палец отвести в сторону, ручку-«флажок» держать
четырьмя пальцами.
Захватив ученическую ручку большим пальцем и ладонью и так удерживать ее. Освободившиеся четыре пальца отвести в сторону.
Вновь захватить ручку-«флажок» четырьмя пальцами, большой палец отвести в сторону.
Дозировка:
3-4 раза после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
ЗАКРУТИМ ВИНТИК.
Исходное положение:
Взять ученическую ручку за один конец и держать в вертикальном положении тремя пальцами: указательным, средним и большим.
Содержание упражнения:
Перетирающими движениями этих пальцев перемещать, ученическую ручку вниз до тех пор, пока пальцы не окажутся у противоположного конца ручки. Движения пальцев такие же, как при закручивании винтика.
Дозировка:
«Вкрутить винтик», после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Чтобы лифт нам починить,
Нужно винтик закрутить.
ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ.
Исходное положение:
Держать ученическую ручку в горизонтальном положении за один конец (лучше широкий) между указательным и средним пальцами одной руки. Острый конец ручки при этом направлен к другой, параллельно расположенной ладони с растопыренными пальцами.
Содержание упражнения:
Острым концом ручки тщательно обвести контуры растопыренных пальцев, медленно поднимаясь вверх к кончику каждого пальца, как к вершине горы, а затем спускаясь с нее.
Дозировка:
Повторить «подъем и спуск с горы» сначала в одном, потом в другом направлении, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
В горы мы в поход пойдем,
Все вершины обойдем.
КУЛАЧКИ ДА КОЛЕЧКИ.
Исходное положение:
Положить кисть руки на стол ладонью вверх, выпрямив пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный — под ней.
Содержание упражнения:
Вариант А.
Сжимать пальцы в кулак и разжимать их, удерживая ученическую ручку горизонтально. При разжимании делать мышечное усилие, отводя пальцы до упора.
Вариант Б.
Большим пальцем делать колечки, соединяя его поочередно с мизинцем, указательным, средним и безымянным пальцами. После каждого такого колечка пальцы возвращаются - в исходное поло-жение — отводятся до упора с мышечным усилием.
Дозировка:
Повторить 3-4 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Руку в кулачок сожмем,
Затем колечки собирать начнем.
ХОДЬБА С КОРОМЫСЛОМ
Исходное положение:
Ученическая ручка расположена между пальцами так, что средний и безымянный пальцы находятся под ручкой, а указательный и мизинец — на ней.
Содержание упражнения:
Прикасаясь к поверхности стола средним и безымянным пальцами, «ходить», подпрыгивая, по столу, удерживая «коромысло» (ученическую ручку, периодически меняя темп «ходьбы».
Дозировка: 3-4 раза.
Бабушка Агафья живет в селе,
Носит коромыслом воду в ведре.
(работа над малознакомыми словами –коромысло, Агафья и т. д.)
БАЛЕРИНА.
Исходное положение:
Вытянуть одну руку ладонью вниз. -
Зажать конец ученической ручки между указательным и средним пальцами руки, свободная часть ручки другим концом опущена вниз.
Содержание упражнения:
Совершая плавающие круговые движения ученической ручкой/как ножкой циркуля, чертить в воздухе круги над столом — сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
Дозировка:
Начертить 3-4 круга в каждую сторону, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
А Ирина хочет стать балериной.
НАЖМИ НА КНОПКУ.
Исходное положение:
Зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами одной руки, отведя большой палец в сторону до упора.
Содержание упражнения:
Подушечкой большого пальца нажимать по очереди на ноготь каждого пальца, как на кнопки, отводя после каждого нажима большой палец в сторону-до упора.
Дозировка:
Упражнение можно выполнять под счет раз-два до появления признаков легкой усталости, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Поднимаемся на лифте,
В гости к тетушке Арине,
1 (первый) этаж,
2 (второй) этаж,
3 (третий) этаж,
4 (четвертый) этаж и т. д.
На каком этаже живет тетушка Арина?
СТРЕЛЫ.
Исходное положение:
Ладони рук обращены друг к другу. Держать ученическую ручку в горизонтальном положении, зажав ее основаниями больших пальцев.
Содержание упражнения:
Не выпуская ученическую ручку, разжимать поочередно пальцы на обеих руках, словно выпуская стрелы.
Дозировка:
Повторить упражнение 2-3 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Солнце светит в небесах,
Распуская лучики,
Ну а мы в игру играем
«Стрелочники-лучники»
ВЕСЫ.
Исходное положение:
Положить кисть одной руки на стол ладонью вниз, выпрямив пальцы. Разместить ученическую ручку горизонтально так, чтобы средний палец был под ручкой, а остальные — на ней.
Содержание упражнения:
Слегка приподняв ладонь над столом, нажимать попеременно пальцами то на один, то на другой конец ученической ручки, не выпуская ее. Это напоминает балансирование тарелок весов.
Дозировка:
Повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Купим пряники, конфеты,
Все положим на весы,
А еще доложим кексы,
Вот гостинцы хороши!
(классификация и обобщение продуктов питания).
СОТРИ ПЯТНЫШКО.
Исходное положение:
Положить кисть одной руки на стол ладонью вверх, выпрямив пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец, безымянный и указательный пальцы были на ручке, а средний — под ней.
Содержание упражнения:
Не поднимая со стола ладонь, подушечкой большого пальца «стереть пятнышко» на подушечке среднего пальца. После этого отвести большой палец в исходное положение, не выпуская ученическую ручку.
Дозировка:
Повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Съели пряники, конфеты,
Пальцы в крошках, посмотри,
Ну-ка пятнышко сотри!
КРАСИМ ЗАБОР.
Исходное положение:
Ладони перед грудью, в вертикальном положении, параллельны друг другу. Концы ученической ручки находятся между основаниями мизинцев обеих рук. Над горизонтально расположенной ученической ручкой сделать устойчивую «крышу» указательным, средним и безымянным пальцами.
Содержание упражнения:
Вариант А.
На счет раз большие пальцы отвести в стороны до упора.
На счет два одновременно подушечками обоих пальцев достать «под крышей балку» (ученическую ручку) и «покрасить» ее, сделав соответствующие движения.
ДВОРНИК.
Исходное положение:
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный палец были на ручке, а средний и безымянный — под ней.
Содержание упражнения:
Слегка опираясь большим пальцем на крышку стола, остальными пальцами совершать движения, напоминающие подметание мусора.
Дозировка:
Повторить упражнение 5-6 раз, после чего положить ручку.
Вот и мы домой пришли,
Везде порядок навели:
Чисто подмели дорожки
И покрасили забор.
ВЗМАХНИ КРЫЛОМ.
Исходное положение:
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный – под ней. Большой палец отвести в сторону.
Содержание упражнения:
На счет раз сжать ладонь, не выпуская ученическую ручку.
На счет два - разжать, отводя пальцы до упора с мышечным напряжением. Движения ладони напоминают взмах крыльев птицы
Дозировка:
Повторить упражнение 1-3 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Ты на птицу посмотри,
Как она крылом взмахни.
ПРОПЕЛЛЕР.
Исходное положение:
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить. пальцы. Разместить ученическую ручку, так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный — под ней.
Содержание упражнения:
Ладонь поворачивать над столом вправо и влево, стремясь. поставить ее на ребро. Однако стола должна касаться не ладонь, а только конец ученической ручки. Движения ладони напоминают, работу пропеллера.
Дозировка:
Повторить упражнение 3 раза, после чего положить ручку,стряхнуть кисть, расслабив мышцы
Станет летчиком Алеша,
Заведет пропеллер,
Унесется в облака,
Не догонит ветер.
ПОВЕСИМ СВЕТИЛЬНИКИ.
Исходное положение:
Ладони перед грудью, в вертикальном положении, параллельны друг другу. Концы ученической ручки находятся между основаниями среднего и безымянного пальцев обеих рук. Над горизонтально расположенной ученической ручкой, сделать устойчивую крышу указательным, средним и безымянным пальцами.
Содержание упражнения:
Мизинцы и большие пальцы сначала развести в стороны, а потом соединить колечками. Это напоминает светильники под потолком.
Дозировка:
Повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
ЛЯГУШКА.
Исходное положение:
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный палец были на ручке, а средний и безымянный — под ней.
Содержание упражнения:
Сжать ладонь в кулак, а затем распрямить, не выпуская ученическую ручку. Движения ладони напоминают прыжки лягушки.
Дозировка:
Повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить ручку,стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Вот лягушка длинные ножки
Посмотри, как ловко скачет она по
дорожке.
ПЕРЕВЕРНИ ТАРЕЛКУ.
Исходное положение:
Положить кисть одной руки на стол ладонью вниз, выпрямив пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы средний и безымянный пальцы были на ручке, а мизинец и указательный — под ней.
Содержание упражнения:
Попеременно поворачивать ладонь, не выпуская ученическую ручку, словно тарелку, с ребра на ребро, прилагая мышечное усилие в тот момент, когда конец ручки приближается к столу.
Дозировка:
Повторить упражнение от 2 до 5 раз, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.