Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение с детьми 6 – 7 лет. Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Осень в лесу» (в сокращение).
Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Развивать память, внимание детей. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам.
Чтение.
Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писатель Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Осень в лесу». Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Вопросы к детям.
Дети, о каком времени года рассказывает писатель? (ответы детей).
Что интересного заметил писатель осенью в лесу? (ответы детей).
— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описывает свои впечатления.
Какое было лето, по словам автора? (знойное лето).
Какая наступила осень? (золотая осень).
Подосиновики какие? (красноголовые).
Сыроежки какие? (зеленоватые и розовые).
Грузди какие? (скользкие).
Рыжики какие? (душистые).
Опята какие? (тонконогие).
Болота в лесу какие? (моховые).
— Моховые, значит покрытые мхом.
Клюква на болоте какая? (румяная).
Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные прилагательные.
Дети, какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? (Ответы детей).
— Дети, как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.
Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «Раз, два, три – за мной повтори»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Поддерживать интерес к грибам.
Игра.
— Дети, в игру играем за мной слова повторяем. Я скажу: «Я в лесу гуляю», вы ответите: «Мы гуляем».
Игровые правила:
раз, два, три – за мной повторяем, слова изменяем;
хором отвечаем.
Лексический материал.
• Я в лесу гуляю — … (мы гуляем).
• Грибы собираю — … (мы собираем).
• Под деревьями ищу — … (мы ищем).
• Грибы ножом срезаю — … (мы срезаем).
• В лукошко кладу — … (мы кладём).
• Лукошко домой несу — … (мы несём).
• Дома грибу чищу — … (мы чистим).
• Хорошо мою — … (мы моем).
• Грибы на печке сушу — … (мы сушим).
• В кастрюле варю — … (мы варим).
• Грибы на сковородке жарю — … (мы жарим).
• В морозилке замораживаю — … (мы замораживаем).
• Грибы в банки мариную — … (мы маринуем).
• В бочки грибы солю — … (мы солим).
• Зимой гостей угощаю — … (мы угощаем).
Педагог контролирует, чтобы дети правильно изменяли слово, при необходимости, подсказывает правильное слово.
— Восхитительно, дети! По лесу гуляли, грибы собирали, слова изменяли.
Игровая ситуация «Лес и сад»
Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей о дарах природы.
Игра.
Красны девицы да добры молодцы, подходите!
В круговорот со мной поиграть вы хотите?
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
—Дети, в путешествие приглашаю, дары природы собираем. На вопросы отвечайте, слова «лесной» или «садовый» говорить не забывайте.
Дети и педагог идут по кругу. После вопроса остановка, дети отвечают на вопрос. Движение продолжаем. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.
Лексический материал.
•Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные ягоды найдём. Что нашли? … (лесная земляника, лесная клубника и так далее).
•Мы пойдём пойдём, пойдём, в сады России попадём, садовые ягоды найдём. Что нашли? … (садовую землянику, садовый крыжовник и так далее).
•Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные грибы найдём. Что нашли? … (лесной боровик, лесная лисичка и так далее).
— Прекрасно, дети! Слова правильно подобрали, о дарах природы рассказали.
Занимательная беседа с детьми 6 – 7 лет «Секреты русского языка». «Слова-близнецы. Шляпка да ножка»
Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умение детей составлять предложения. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Картина «Шляпка да ножка».
Беседа.
— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку. Шляпка, да ножка, вот и весь Антошка. (Ответы детей).
Педагог показывает картинку «Шляпка да ножка».
— Шляпка – это верхняя расширенная часть чего-либо. Например, шляпка – головной убор ребёнка или женщины. Шляпка, верхняя расширенная часть гвоздя, по которой ударяют молотком. Шляпка – верхняя часть гриба. Шляпка – цветок подсолнуха. Дети, слово «шляпка» – многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой шляпке вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
• Девочка надела красивую шляпку.
• Я ударила молотком по шляпке гвоздя.
• У маслёнка шляпка маслянистая.
• На полях поникли золотые шляпки подсолнухов.
— Шляпка, да ножка. Дети, как вы думаете, слово «ножка» – многозначное слово или нет? (ответы детей).
— Дети, объясните, пожалуйста, какие ножки вы видите? (ответы детей).
— Ножка ребёнка, ножка жука, ножка стола или стула, ножка фруктовницы, ножка циркуля, ножка гриба и ножка подсолнуха. Ножка – опора, которая поддерживает что-то. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой ножке вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
• Девочка прыгала на одной ножке.
• Жук поджал под себя ножку.
• Одна ножка стула была сломана.
• Фруктовница стояла на столе на изящной ножке.
• Ножка циркуля отошла в сторону.
• Ножка у боровика толстая, крепкая.
• Крупная шляпка подсолнуха раскачивалась на тонкой ножке.
— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слова «шляпка, да ножка» поясняйте.
Интеллектуальная разминка с детьми 6 – 7 лет «Грибы»
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о грибах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем, на вопросы отвечаем.
• Лисички, маслята, рыжики, опята – это … (грибы).
• Брусника – ягода, а боровик – … (гриб).
• Ягоды срывают, грибы … (срезают).
• Вместо корней у грибов — … (грибница).
• Человек, который собирает грибы — … (грибник).
• Лисица – животное, лисичка – … (гриб).
• Подберёзовик растёт под … (берёзой).
• Маслёнка – посуда, маслёнок – … (гриб).
• Подосиновик растёт под – … (осиной).
• Лисички – жёлтые, а рыжики – … (рыжие).
• Волнушки – съедобные, поганки – … (несъедобные, ядовитые).
• Какие опята несъедобные? … (ложные опята).
• Суп из грибов — … (грибной).
• Чего больше в лесу: маслят или грибов? … (грибов).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.