Приложение МААМ

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение с детьми 6 – 7 лет. Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Осень в лесу» (в сокращение).

Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Развивать память, внимание детей. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам.

Чтение.

Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Грибы“» размещена в разделах

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писатель Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Осень в лесу». Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Вопросы к детям.

Дети, о каком времени года рассказывает писатель? (ответы детей).

Что интересного заметил писатель осенью в лесу? (ответы детей).

— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описывает свои впечатления.

Какое было лето, по словам автора? (знойное лето).

Какая наступила осень? (золотая осень).

Подосиновики какие? (красноголовые).

Сыроежки какие? (зеленоватые и розовые).

Грузди какие? (скользкие).

Рыжики какие? (душистые).

Опята какие? (тонконогие).

Болота в лесу какие? (моховые).

— Моховые, значит покрытые мхом.

Клюква на болоте какая? (румяная).

Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные прилагательные.

Дети, какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? (Ответы детей).

— Дети, как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.

Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «Раз, два, три – за мной повтори»

Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Поддерживать интерес к грибам.

Игра.

— Дети, в игру играем за мной слова повторяем. Я скажу: «Я в лесу гуляю», вы ответите: «Мы гуляем».

Игровые правила:

раз, два, три – за мной повторяем, слова изменяем;

хором отвечаем.

Лексический материал.

• Я в лесу гуляю — … (мы гуляем).

Грибы собираю… (мы собираем).

• Под деревьями ищу — … (мы ищем).

• Грибы ножом срезаю — … (мы срезаем).

• В лукошко кладу — … (мы кладём).

• Лукошко домой несу — … (мы несём).

• Дома грибу чищу — … (мы чистим).

• Хорошо мою — … (мы моем).

• Грибы на печке сушу — … (мы сушим).

• В кастрюле варю — … (мы варим).

• Грибы на сковородке жарю — … (мы жарим).

• В морозилке замораживаю — … (мы замораживаем).

• Грибы в банки мариную — … (мы маринуем).

• В бочки грибы солю — … (мы солим).

• Зимой гостей угощаю — … (мы угощаем).

Педагог контролирует, чтобы дети правильно изменяли слово, при необходимости, подсказывает правильное слово.

— Восхитительно, дети! По лесу гуляли, грибы собирали, слова изменяли.

Игровая ситуация «Лес и сад»

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей о дарах природы.

Игра.

Красны девицы да добры молодцы, подходите!

В круговорот со мной поиграть вы хотите?

Становитесь в круг смелей,

И игру начнём скорей.

—Дети, в путешествие приглашаю, дары природы собираем. На вопросы отвечайте, слова «лесной» или «садовый» говорить не забывайте.

Дети и педагог идут по кругу. После вопроса остановка, дети отвечают на вопрос. Движение продолжаем. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Лексический материал.

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные ягоды найдём. Что нашли? … (лесная земляника, лесная клубника и так далее).

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в сады России попадём, садовые ягоды найдём. Что нашли? … (садовую землянику, садовый крыжовник и так далее).

•Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные грибы найдём. Что нашли? … (лесной боровик, лесная лисичка и так далее).

— Прекрасно, дети! Слова правильно подобрали, о дарах природы рассказали.

Занимательная беседа с детьми 6 – 7 лет «Секреты русского языка». «Слова-близнецы. Шляпка да ножка»

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умение детей составлять предложения. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Картина «Шляпка да ножка».

Беседа.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку. Шляпка, да ножка, вот и весь Антошка. (Ответы детей).

Педагог показывает картинку «Шляпка да ножка».

— Шляпка – это верхняя расширенная часть чего-либо. Например, шляпка – головной убор ребёнка или женщины. Шляпка, верхняя расширенная часть гвоздя, по которой ударяют молотком. Шляпка – верхняя часть гриба. Шляпка – цветок подсолнуха. Дети, слово «шляпка» – многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой шляпке вы рассказываете. Дети выполняют задание.

Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.

• Девочка надела красивую шляпку.

• Я ударила молотком по шляпке гвоздя.

• У маслёнка шляпка маслянистая.

• На полях поникли золотые шляпки подсолнухов.

— Шляпка, да ножка. Дети, как вы думаете, слово «ножка» – многозначное слово или нет? (ответы детей).

— Дети, объясните, пожалуйста, какие ножки вы видите? (ответы детей).

— Ножка ребёнка, ножка жука, ножка стола или стула, ножка фруктовницы, ножка циркуля, ножка гриба и ножка подсолнуха. Ножка – опора, которая поддерживает что-то. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой ножке вы рассказываете. Дети выполняют задание.

Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.

• Девочка прыгала на одной ножке.

• Жук поджал под себя ножку.

• Одна ножка стула была сломана.

• Фруктовница стояла на столе на изящной ножке.

• Ножка циркуля отошла в сторону.

• Ножка у боровика толстая, крепкая.

• Крупная шляпка подсолнуха раскачивалась на тонкой ножке.

— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слова «шляпка, да ножка» поясняйте.

Интеллектуальная разминка с детьми 6 – 7 лет «Грибы»

Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о грибах.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем, на вопросы отвечаем.

• Лисички, маслята, рыжики, опята – это … (грибы).

• Брусника – ягода, а боровик – … (гриб).

• Ягоды срывают, грибы … (срезают).

• Вместо корней у грибов — … (грибница).

• Человек, который собирает грибы — … (грибник).

• Лисица – животное, лисичка – … (гриб).

• Подберёзовик растёт под … (берёзой).

• Маслёнка – посуда, маслёнок – … (гриб).

• Подосиновик растёт под – … (осиной).

• Лисички – жёлтые, а рыжики – … (рыжие).

• Волнушки – съедобные, поганки – … (несъедобные, ядовитые).

• Какие опята несъедобные? … (ложные опята).

• Суп из грибов — … (грибной).

• Чего больше в лесу: маслят или грибов? … (грибов).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …

Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 17:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова (УИ 415294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД