Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «8 марта. Цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая ситуация «Прекрасное»
Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Способствовать проявлению потребности детей в социально одобряемом поведении.
Разговор.
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „8 марта, Цветы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Международный женский день. 8 марта
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Ф. И. Тютчев
— Дети, как вы понимаете слово прекрасное? (ответы детей).
— Прекрасное – значит что-то очень красивое, очень хорошее. Дети, 8 марта мужчины дарят прекрасные цветы своим прекрасным женщинам. А как вы думаете, что ещё может быть прекрасным? (ответы детей).
Педагог называет несколько словосочетаний, которые не назвали дети.
— Прекрасным может быть всё, что красивое, доброе, хорошее. Дети, вы должны стремиться быть добрыми, хорошими, аккуратно, красиво одетыми, чтобы вас могли назвать прекрасное дитя.
Ситуация общения «Мама»
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному. Воспитывать любовь к маме, чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом прилагательные.
Нет никого моей мамы дороже,
Нет никого справедливей и строже,
Нет никого моей мамы добрей,
Ласковой мамочки милой моей.
Как я люблю её нежные руки,
Тихого голоса нежные звуки.
Мамины песни и мамины сказки,
холодно в мире без маминой ласки.
Кто пожалеет, кто обогреет,
Ночи не спит, когда мы заболеем?
Нет никого в целом мире родней
Мамы единственной милой моей.
Татьяна Курбатова
— Дети, автор стихотворения придумала много красивых слов о своей маме. Я предлагаю вам рассказать красивым, волшебным словом, какая ваша мама? (ответы детей).
Если ребёнок, повторяет слова других детей. Педагог предлагает придумать своё слово.
— Да, твоя мама тоже красивая, но придумай своё волшебное слово?
Педагог задаёт наводящие вопросы, помогая ребёнку подобрать слово.
(Активная, артистичная, аккуратная, бодрая, бескорыстная, великолепная, волшебная, вежливая, великодушная, весёлая, внимательная, восхитительная, грациозная, гостеприимная, гениальная, добрая, домашняя, душевная, деликатная, добродушная, дорогая, дивная, единственная, женственная, жизнерадостная, загадочная, заботливая, золотая, задорная, замечательная, искренняя, интересная, изумительная, красивая, любимая, лучшая, ласковая, любознательная, милая, молодая, мудрая, милосердная, неотразимая, необыкновенная, нежная, очаровательная, обожаемая, обаятельная, остроумная, ослепительная, отзывчивая, отважная, обворожительная, озорная прекрасная, потрясающая, родная, радостная, светлая, сияющая, славная, скромная, сердечная, симпатичная, сказочная, талантливая, таинственная, терпеливая, трудолюбивая, умная, умелая, удивительная, храбрая, хлебосольная, чуткая, честная).
— Чудесно, дети! Сколько красивых, волшебных слов мы назвали, о мамах своих рассказали. Маму свою обнимите, красивые слова маме подарите, да не одно, а много-много слов.
Ситуация общения «Какие цветы»
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к цветам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
Педагог читает стихотворение.
Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты! …
Марк Львовский
— Дети, вдохновение включаем, красивые слова называем. Какого цвета цветы? (ответы детей).
Педагог называет прилагательные, которые не назвали дети. (Алые, лиловые, белоснежные, золотистые, розовые, голубые, фиолетовые,).
— Дети, мы можем рассказать красивыми словами не только о цвете цветов, но и его внешнем виде, какие чувства у нас вызывают цветы. Например, цветы волшебные. Дети, расскажите, пожалуйста, какие цветы?
Педагог называет прилагательные, которые не назвали дети. (Красивые, прекрасные, роскошные, чудесные, великолепные, прелестные, нежные, шелковистые, бархатистые, восхитительные, душистые, ароматные, хрупкие, крошечные, крохотные, изящные, яркие, пышные, крупные, незаметные. комнатные, садовые, светолюбивые, теплолюбивые,).
— Прелестно! Молодцы, дети! Красивые слова назвали, о цветах рассказали.
Ситуация общения «Расскажем о цветах»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к цветам.
Разговор.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом глаголы.
В горшочек посажу росток,
Поставлю на окне.
Скорей, росток,
Раскрой цветок –
Он очень нужен мне.
Промчатся ветры за окном
Со снежною зимой,
Но будет выше
С каждым днём
Расти цветочек мой.
Когда же по календарю
Весны настанет срок,
Восьмого марта
Подарю
Я маме свой цветок!
Вера Шуграева
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о цветах. Я начинаю предложение, а вы подбираете нужное слово. Слово отвечает на вопрос: что делает?
После каждого предложения педагог выслушивает все варианты ответа детей. Повторяет предложение с нужным словом. Если необходимо, педагог напоминает вопрос детям: «что делает?».
Лексический материал.
1. Цветовод в горшок семена цветов … (садит).
2. Цветовод ростки из горшка в землю … (пересаживает).
3. Цветовод цветы водой … (поливает).
4. Цветовод вокруг цветов землю … (рыхлит).
5. Цветовод цветы от болезней … (оберегает, защищает).
6. Цветовод сорняки … (полет).
7. Цветовод вредителей … (уничтожает).
— Молодцы! О цветоводе мы рассказ составили. Теперь расскажем о цветах. Слово отвечает на вопрос: что делают?
После каждого предложения педагог выслушивает все варианты ответа детей. Повторяет предложение с нужным словом. Если необходимо, педагог напоминает вопрос детям: «что делают?».
Лексический материал.
1. Цветы в саду хорошо … (растут).
2. Бутоны у цветов … (распускаются).
3. Цветы в саду красиво … (цветут).
4. Цветы вкусно … (пахнут).
— Замечательно, дети! О цветах рассказали, слова правильно подобрали.
Речевая ситуация «Сердце матери лучше солнца греет»
Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Воспитывать в детях любовь к матери, чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к пословицам.
Разговор.
— Дети, в народе говорят: «Сердце матери лучше солнца греет», «При солнышке – тепло, при матери – добро», «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Мать – святыня, с ней не спорят». Дети, подберите похожие слова к слову «Мать». (Ответы детей).
— Мать, мама, мамочка, маменька, матушка, мамуленька – вот как по-разному мы можем назвать маму.
Интеллектуальная разминка «Цветы»
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о цветах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
1. Птицы – это животные, цветы – это. (растения).
2. Дом – строят, цветы –. (растут).
3. Птица – из яйца, цветок. (из семечка).
4. Удерживают растения от падения. (корни).
5. Дарит растения тепло и свет. (солнце).
6. Астры, розы, тюльпаны – это цветы … (садовые).
7. Не бывает дождика без тучи, розы без –. (шипов).
8. Гладиолусы – высокие, фиалки – … (низкие).
9. Герань, бегония, бальзамин – это цветы … (комнатные).
10. Ухаживает за животными – животновод, а за цветами – … (цветовод).
11. Художник – картина, флорист –. (букет).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!
Диагностическое задание. Игра «Цветы: садовые и комнатные».
(Индивидуально).
Задача. Выявить объём словаря ребёнка по теме цветы, умение обобщать.
Игровой материал. Предметные картинки (садовые цветы и комнатные растения). Два овала (круга).
Игра.
Карточки разложены на столе рисунком вверх.
— … (имя ребёнка), посмотри внимательно на карточки и скажи одним словом, что здесь нарисовано. Варианты правильного ответа: растения, цветы.
Задание 1.
— … (имя ребёнка, Выбери те растения (цветы, которые ты знаешь, и назови их.
Ребёнок выполняет задание. Если ребёнок не берёт карточку с названым растением сам, педагог подаёт её.
— Молодец! Педагог убирает карточки, которые остались на столе.
Задание 2.
Если ребёнок выбрал и садовые цветы, и комнатные растения, игра проводится с теми карточками, что у ребёнка. Если только один вид цветов, то педагог подаёт ему, несколько карточек, называя растения.
— … (имя ребёнка, ты много цветов знаешь. Раздели, пожалуйста, цветы на две группы. В один овал положи садовые цветы, те что растут в садах. Во второй овал положи комнатные растения, те что растут в комнатах.
Ребёнок выполняет задание.
— … (имя ребёнка, назови, пожалуйста, садовые цветы. (Ответ ребёнка).
— Как ты думаешь, почему эти цветы называют садовыми? (Ответ ребёнка).
— … (имя ребёнка, назови, пожалуйста, комнатные растения. (Ответ ребёнка).
— Как ты думаешь, почему эти растения называют комнатными? (Ответ ребёнка).
— Отлично!
Оценка результатов.
Для детей 5 – 6 лет
3 балла — ребёнок называет обещающее слово «цветы» («растение»); знает названия не менее 3 садовых цветов и 3 комнатных растений, умеет разделить цветы на две группы по названному признаку.
2 балла — ребёнок называет обещающее слово «цветы» («растение»); знает названия садовых цветов и комнатных растений.
1 балл — ребёнок знает несколько растений.
Для детей 6 – 7 лет
3 балла — ребёнок называет обещающее слово «цветы» («растение»); знает названия не менее 5 садовых цветов и 3 комнатных растений, умеет разделить цветы на две группы по названному признаку.
2 балла — ребёнок называет обещающее слово «цветы» («растение»); знает названия садовых цветов и комнатных растений, умеет разделить цветы на две группы по названному признаку.
1 балл — ребёнок знает несколько растений.
Примечание. Диагностическое задание можно проводить в начале и (или) в конце лексической темы.