григорян наталия
Картотека прогулок «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГУЛКА 1
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить
различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения:
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурен» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.
Публикация «Картотека прогулок „Зима“» размещена в разделах
Воспитатель задает детям вопросы:
-За каким месяцем идет декабрь?
-Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
-Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
-Какие защитные свойства у снега?
-Найдите на нашем участке приметы зимы.
Наблюдение за температурой воздуха, замеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.
Стихотворение М. Сухоруковой «Декабрь студеный» :
Как на речке изумрудные мосты
Ну а в поле белоснежные холсты.
В заметенном студеном декабре
Семь погод все куролесят на дворе.
Трудовая деятельность:
Уборка на площадке - Продолжать формировать ответственное отношение к порученному делу
Подвижные игры: «Гуси-гуси» - учить детей действовать по сигналу, развивать внимание, формировать умение действовать в соответствии с правилами игры. Содействовать развитию речи.
«Стрелок» - учить детей правильно и безопасно выполнять игровые действия (бросать мяч в движущуюся цель, убегать от водящего, уворачиваться от мяча). Развивать меткость и ловкость.
«Воробушки и кот» - учить бегать не задевая друг друга; приучать детей быть осторожными, занимая место.
Индивидуальная работа: Развитие движений - обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
ПРОГУЛКА 3
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОБЬЕМ
Цели: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Ход наблюдения:
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу:
-Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
-Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
-Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
-Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
-Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
-Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
-Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)
-Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Продолжать наблюдение за признаками зимы.
-Солнце в декабре светит, но не греет.
-Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.
-Год декабрем кончается, а зима начинается.
-Не велик мороз, да краснеет нос.
Трудовая деятельность:
Почистить кормушки, кормление птиц - воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры:
«Попади в цель» -учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.
«Встречные перебежки» - учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.
«Море волнуется» - развивать координацию движений, фантазию.
Индивидуальная работа:
Метание мяча вдаль и в цель - развивать координацию движений.
ПРОГУЛКА 3
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОПАДОМ
Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку.
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Воспитатель задает детям вопросы:
При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
Почему снег хрустит под ногами?
Почему снег бывает рыхлый?
Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.
Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Трудовая деятельность:
помощь воспитателю в закрывании песка в песочнице – формировать стремление к коллективной активности.
Подвижная игра:
«Снежная карусель» - учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
«Воробушек и автомобиль» - приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя.
«Колечко» - Развивать у детей внимательность и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием.
Индивидуальная работа:
«Сколько?» - развивать слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.
ПРОГУЛКА 4
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ
Цели: расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения:
Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках — их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щеки детворы,
Щедрые у рябинушки для детей дары!
Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Какие на вкус ягоды рябины зимой?
-Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды до мороза и после.
Трудовая деятельность
Подкормка птиц на участке – воспитывать заботливое отношение к окружающему миру.
Подвижная игра
«Кто скорее добежит до флажка?» - отрабатывать навыки подлезания под дугу.
«Раз, два, три — беги!» - развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
«Кот и мыши» - продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.
Индивидуальная работа
Д/и «Что изменилось?» - развивать внимание
ПРОГУЛКА 5
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ
Цели: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход наблюдения:
Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Каких птиц называют зимующими?
-Чем они питаются?
-Каких зимующих птиц вы знаете?
-Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
-Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Прогулка 6
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цели: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку (картинка синички)
-Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
-Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв тол-стый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
-Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
-Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по
веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугли-вые.)
-Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
-Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
-Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
-Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Трудовая деятельность:
Подметание веранды - воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры:
«Птицы и кукушка» - развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.
«Лягушки и цапля» - упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
«Затейники» - учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко.
Индивидуальная работа:
Развитие движений, упражнять в прыжках в длину с места.
Прогулка 7
Наблюдение за трудом дворника
Цели: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы.
-Что делает дворник зимой на территории детского сада?
-Какие орудия труда он использует для работы?
-Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
-Нужна ли работа дворника людям и природе?
Трудовая деятельность:
Уборка на площадке и веранде - воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры:
«Два мороза» - упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.
«Ловкая пара» - развивать глазомер, достигая хорошего результата.
«Беги к тому, что назову» - закрепить название деревьев
Индивидуальная работа:
И/у «Выложи сам» - выкладывание снежинок палочками
ПРОГУЛКА 8
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИНЕЕМ
Цель: привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем
Ход наблюдения:
Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.
Стихотворение А. Каминчук «Зима» :
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее –
То белое, то синее.
Наблюдение за тенью: Сравнить тень от здания и от столба фонаря вечером.
Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень).
Исследовательская деятельность:
Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)
Трудовая деятельность:
Подметание веранды - воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры:
«Бездомный заяц» - учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
«Следопыт» - развивать внимание и наблюдательность.
«Самолёты» - учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга
Индивидуальная работа
Развитие движений - закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
ПРОГУЛКА 10
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕРОЙ И ЧЕРНОЙ ВОРОНОЙ
Цели: учить сравнивать серую и черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Ход наблюдения:
Голос ворона узнает каждый. «Кар-кар-кар.» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высо-ком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.
А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.
Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.
Наблюдение за поведением птиц на кормушке:
Кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.
Трудовая деятельность:
Уборка участка - воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижная игра:
«Раз, два, три — беги!» - развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
«Кони» - учить выполнять характерные движения по содержанию игры;
развивать ловкость, быстроту.
«Тише едешь - дальше будешь» - развивать быстроту реакции
Индивидуальная работа
«Было – не будет» - упражнять в умении образовывать глаголы будущего и прошедшего времени