Наталья Васильевна Волокиткина
Картотека прогулок в младшей группе. Март
▼ Скачать + Заказать документы
МАРТ
Прогулка№1.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения:
Улеглись в полях метели в белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели, гонят зиму со двора! П. Образцов
Публикация «Картотека прогулок в младшей группе, Март» размещена в разделах
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
21 марта — день весеннего равноденствия, т. е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы.
Перечислите признаки весны. Какой сейчас месяц?
Что происходит со снегом весной?
Как изменяется жизнь человека весной?
Трудовая деятельность: уборка снега на участке.
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры: «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».
Инд. работа: бег на скорость, прыжки в длину с места. МАРТ
Прогулка№2.
Наблюдение за работой дворника.
Цели: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы.
Кто обрезает деревья?
Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами — секатором.)
С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)
Почему профессия называется — дворник?
Трудовая деятельность: уборка обрезанных дворником веток в определенное место.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Подвижные игры: «Ворона и воробей».
Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
«Беги к флажку».
Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа: 1. д/и «Скажи наоборот»
2. Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.
МАРТ
Прогулка№3.
Наблюдение за транспортом.
Цели: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения:
Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.
Почему он так называется? Какие вы видите автомобили?
Какие автомобили перевозят людей?
Чем отличается автобус от легковой машины?
Что у них общего? Кто водит машину?
Спешат автобусы, спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы,
Машины выходят с утра на работу.
Трудовая деятельность: сбор мусора на участке, погрузка прошлогодних листьев на носилки.
Цели: приучать поддерживать порядок на участке;
воспитывать желание помогать другим.
Подвижные игры: «Не замочи ног», «Извилистая тропинка».
Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.
Индивидуальная работа : прыжки вверх с места.
Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.
МАРТ
Прогулка№4.
Наблюдение за сосульками.
Цели: знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями; способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.
Ход наблюдения:
Шаловливые сосульки сели на карниз.
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Надоело им свисать, стали капельки бросать.
Целый день идет трезвон. Кап-кап! Дон-дон! Ю. Клюшников
Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли.
Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т. д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.) Воспитатель загадывает детям загадку:
Что растет вершиной вниз? (Сосулька.)
Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.
Трудовая деятельность: заготовка талой воды для поливки комнатных растений.
Подвижные игры: «Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цели: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг;
тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.
Индивидуальная работа: весенние месяцы.
МАРТ
Прогулка№5.
Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Цели: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Трава опять зазеленела, и закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» — Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому, кусочки мха они несут
— Все пригодится им для дома, чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки — их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Как вы им помогаете? Какого они размера?
Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска?
Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Как птицы заботятся о своем потомстве? Каких птиц вы еще знаете?
Трудовая деятельность: посыпание песком дорожек на участке.
Цели: воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры: «Лови — бросай», «Салки».
Цели: учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов, учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа: прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. МАРТ
Прогулка№6.
Наблюдение за сорокой.
Цели: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу-
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
Всюду я летаю, все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?
1. Что это за птица, как она выглядит?
2. Вьет ли сорока гнезда, зачем?
3. Какие заботы у птицы весною?
4. Как они берегут свое потомство?
5. Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)
Трудовая деятельность: посыпание скользких дорожек песком.
Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.
Подвижные игры: «С кочки на кочку»,«Достань до мяча».
Цели: учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать дружелюбие, продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.
МАРТ
Прогулка№7.
Наблюдение за проталинами.
Цели: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения:
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава. Е. Трутнева
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны. Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли в природе весной?
Что вы наблюдали сами?
Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины?
Почему не везде появились проталины?
Трудовая деятельность: уборка участка после таяния снега.
Цели: приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.
Подвижные игры: «По проталинам», «На поляне».
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от «ловишки».
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цели: упражнять в развитии ловкости; закреплять навыки мягкого приземления. МАРТ
Прогулка№8.
Наблюдение за ветром.
Цели: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.
Ход наблюдения:
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Трудовая деятельность: расчистка дорожек.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры: «Быстрее ветра», «Кто смелее?».
Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.
Индивидуальная работа :«Прыгни дальше».
Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.
МАРТ
Прогулка№9.
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы.
Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. (весна).
Она весну встречает, сережки надевает,
Накинута на спинку зеленая косынка,
А платьице в полоску. Ты узнаешь. (березку!
О каком времени года говорится в загадке?
Перечислите признаки весны?
Что это за дерево?
Что произошло с почками?
В каком состоянии находятся деревья весной? пробуждаются.)
Трудовая деятельность
Заготовка талой воды для поливки комнатных растений; уборка мусора с участка.
Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука».
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.
Индивидуальная работа
«Пустое место», «Брось за флажок».
Цели: закреплять умение быстро бегать;
развивать глазомер.
МАРТ
Прогулка№10.
Наблюдение за дятлом.
Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания; формировать реальные представления о жизни птицы.
Ход наблюдения:
Дятел длинным языком капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже,пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки по березе гладкой
Ползут, как по дорожке, за капелькою сладкой.
Всех березка напоила, вешним соком оделила!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)
Где зимуют дятлы?
Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.)
Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
Как дятел строит гнездо? Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами леса»?
Трудовая деятельность: расчистка участка от остатков снега и мусора.
Цели: приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.
Подвижные игры: «Сбей кеглю».
Цель: развивать координацию движений, умение предать
силу броску.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
МАРТ
Прогулка№11.
Наблюдение за погодой. Обратить внимание детей на погоду. Какое время года сейчас? Какой месяц? Какой праздник в этом месяце, какого числа? А знаете ли вы что первый месяц весны раньше назывался Мартусом, в честь мифологического бога война Марса, который был призван также защищать мирный труд, был богом земледелия и скотоводства, защитником полей и стад. Март еще называли ветроносом и свистуном, за вой холодного ветра и потому что везде сует свой нос. В русском народном календарном фольклоре марту отводилась роль зазывателя весны. Он первенец весны – вестник теплых дней.
Художественное слово: как в марте зима на злится, а весне покориться. Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает, грая горластый прилетает, что за месяц? Кто узнает?
Д/и «Дерево живое» - изменения в различные времена года.
П/ игра: «День и ночь» - упражнять детей в ловкости, беге.
И/ р по ФИЗО: прыжки с преодолением препятствий
Труд. поручения: почистить крыльцо
МАРТ
Прогулка№12.
Наблюдение за погодой. Наблюдение за снегом. Обратить внимание детей на снег. Какой снег мы видим кругом? Что с ним случилось? Почему сугробы покрыты ледяной коркой? Как еще можно назвать снежный покров? (настом) Наст – это осевший покрытый коркой снег. Как образуется наст? Когда потянет оттепелью, сырыми ветрами, снег станет осаживаться, плотнеть. Если начнутся морозы, то снежный покров затягивается настом – твердой ледяной горкой. Таким снегом – настом можно легко порезать руки.
Художественное слово: пришла, улыбнулась – утихли метели, позванивать стал колокольчик капели (март). Март сухой, да мокрый, май будет каша да каравай. Весна красна цветами, осень плодами, а зима снегами.
Д/и «Когда это бывает?» - закрепить знания детей о сезонных изменения в природе.
П/ игра: «Ловишки парами» - упражнять детей в ловкости, беге.
И/ р по ФИЗО: бег в колонне по одному и по два в чередовании с ходьбой.
Труд. поручения: собрать мусор, ветки на участке.
МАРТ
Прогулка№13.
Наблюдение за воробьем.
Цели: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Ход наблюдения
В канаве с водою талой плещется воробей,
У темной ольхи я встала, смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка, с головкой он хочет нырнуть.
Задорный, лихой воробьишка — Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу, забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже и каплям скупого тепла!
Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему? Кого боятся воробьи?
Чем они питаются весной?
Как люди должны заботиться о птицах?
Трудовая деятельность: расчистка грядок на огороде от старых сорняков.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Мыши в кладовой».
Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, внимательность.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении. МАРТ
Прогулка№14.
Наблюдение за живым объектом. Наблюдение за птицами. Обратить внимание детей на изменения в природе. Как вся природа ожила, солнце ярко светит. После зимнего затишья радует нас шумные песни пернатых друзей. Грая – миролюбивая птица и общительная. Много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей. Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу. Увидал грача – встречай весну. Ранний прилет грачей - к тепло весне. А воробьи, зимовавшие в нами радуются приходу весны, греются на солнышке, купаются в лужах.
Художественное слово: с крыши - капели, грачи прилетели, воробьи чирикают, они весну кликают.
Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.
П/ игра: «Хитрая лиса» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
И/ р по ФИЗО: прыжки в длину с места.
Труд. поручения: кормить птиц, почистить кормушки, собрать мусор на участке.
МАРТ
Прогулка№15.
Наблюдение за погодой. Наблюдение за сосульками. Обратить внимание детей на погоду, наличие солнца и ветра. Какой сегодня день? (теплый, солнечный, весенний). Посмотрите, какое голубое небо. Светит ли солнце? Какое оно? Как мы можем определить время года? Вспомните приметы весны? (солнце высоко, светит ярко, все кругом тает, грачи прилетели, появились проталины, капает с крыши, сосульки). Где появились сосульки? Правильно, там, где солнце пригревает больше, где крыши не закрыты, другими зданиями – открыты солнцу яркому и теплому.
Художественное слово: солнце в марте ходит выше, горячей его лучи. Скоро капать будет с крыши, закричать в саду грачи. Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной (сосулька).
Д/и «Угадай кто и где кричит?» - ориентация в пространстве.
П/ игра: «Хитрая лиса» - упражнять детей в ловкости, беге.
И/ р по ФИЗО: упражнения на равновесия: стать на санки и сойти с них так чтобы они не сдвинулись с места.
Труд. поручения: взрыхлить сугробы, очистить веранду от мусора
МАРТ
Прогулка№16.
Наблюдение за погодой. Наблюдение за сосульками. Что это? Где появились? Почему? Почему днем тают, а вечером застывают? Сделать опыт, принести сосульку в группу и понаблюдать что с ней будет в тепле?
Художественное слово: растут они вниз головою, не летом растут, а весною, но солнце ее припечет, заплачет они и умрет (сосулька).
Д/и «Угадай кто и где кричит?» - ориентация в пространстве.
П/ игра: «Снежный поезд» - упражнять детей в ловкости, беге.
И/ р по ФИЗО: прыжки с преодолением препятствий.
Труд. поручения: продолжать раскладывать сугробы снега, чтобы он быстрее таял.
МАРТ
Прогулка№17.
Наблюдение за живым объектом. Наблюдение за грачами. Какого цвета эти птицы? Откуда они к нам прилетели? Что они делают? Из чего они строят гнезда? Для чего им нужны гнезда? Почему грачи улетают от нас с теплые края? Как называются эти птицы? На какую птицу похож грач?
Художественное слово: грач на горе – весна на дворе.
Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.
П/ игра: «Два мороза» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
И/ р по ФИЗО: ходьба прямо и боком по скамейки.
Труд. поручения: продолжать разбирать снег на участке, чтобы быстрее таял.
МАРТ
Прогулка№18.
Наблюдение за погодой. Наблюдение за ветром. Внести вертушку, определить Сиду и направление ветра. Как мы можем еще определить силу ветра? Какой это ветер? Сегодня дует теплый весенний ветерок. Солнце светит ярко, слепит глаза, прикрывает землю. Дует легкий ветерок, подгоняет детей к игре.
Художественное слово: воет, свистит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног всех сбивает, слышишь его, да не видишь (ветер). Снег быстро тает, к мокрому лету.
Д/и «Угадай кто и где кричит?» - ориентация в пространстве.
П/ игра: «Воробьишки и кот» - упражнять детей в прыжках.
И/ р по ФИЗО: ходьба змейкой.
Труд. поручения: очистить от мусора веранду, собрать сухие ветки.
МАРТ
Прогулка№19.
Наблюдение за погодой. Наблюдение за движениями солнца весной в полдень: как оно высоко поднимается, ярков светит и уже начинает пригревать. Проследить где и когда оно всходит и заходит. Установить увеличение дня.
Художественное слово: смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.
Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.
П/ игра: «Горелки» - упражнять детей в прыжках.
И/ р по ФИЗО: упражнения в беге с перестраиванием.
Труд. поручения: очистить от мусора веранду.
МАРТ
Прогулка№20.
Наблюдение за погодой. Наблюдение за весенним пейзажем. Обратить внимание детей на сугробы, на снег, облитый солнечным светом. В снегах отражается небо и от этого, сугробы кажутся голубыми. Что мы еще видим вокруг? Радует нас это или огорчает? Снег днем тает на крышах и проводах, проявляются проталины. Птицы весело щебечут, все оживает в природе. И это нас радует. Мы двигаемся быстрее, появилась дополнительная энергия.
Художественное слово: Весна, весна! Как высокого на крыльях ветерка, ласкаясь к солнечным лучам летают облака. (Е. А. Баратынский). Рано затаят - долго не растает.
Д/и «Назови одним словом» - активизация вы речи обобщенных понятий.
П/ игра: «Хитрая лиса» - упражнять детей в ловкости, беге.
И/ р по ФИЗО: прыжки с преодолением препятствий.
Труд. поручения: взрыхлить снег лопатами.
МАРТ
Прогулка№21.
Наблюдение за живым объектом. Наблюдение за полетом птиц: воробьи, грачи, голуби, сороки, вороны. Учить детей называть и различать птиц по внешнему виду, знать их повадки, где живут и чем питаются, какую пользу приносят. Вспомнить что дети запомнили о птицах.
Художественное слово: синичка в марте запела - весеннее тепло ворожит, грач на горе – весна на дворе, солнце трепещется, как птицы начнут прилетать
Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.
П/ игра: «Ловишки парами» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
И/ р по ФИЗО: ходьба гусиным шагом.
Труд. поручения: собрать мусор на участке, убрать сломанные ветки.
МАРТ
Прогулка№22.
Наблюдение за погодой. Наблюдение за изменениями в природе. Посмотрите внимательно, что мы видим кругом, какие изменения бросаются в глаза? Быстро она вступает свои права. Солнце светит все ярче, появились оттепели, почернели дороги, снег стал черным, сугробы осели. Весенний месяц март открывает весну, оживает все кругом, природа пробуждается от зимнего покоя. Возвращаются к родным краям перелетные птицы.
Художественное слово: март в народе называют протальником. Длинные сосульки к долгой весне, коли перелетная птица течет стаями - к дружной весне. Одна ласточка весны не делает.
Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.
П/ игра: «Горелки» - упражнять детей в прыжках.
И/ р по ФИЗО: метание в даль камешков.
Труд. поручения: расчистить веранду от снега, собрать сухие листья.