Прокофьева Мария
Методика разучивания потешек с детьми раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Методика разучивания потешек с детьми раннего возраста.
"Ладушки-ладушки"
Цель занятия — развивать у детей навыки подражания игровым действиям, развивать ощущение ритма, доставляющее им эстетическое удовольствие. Читаемая ласковым голосом, с улыбкой, потешка способствует пробуждению у детей чувства доброжелательности. Воспитатель читает потешку одному ребенку, играя его руками:
Ладушки, ладушки! (Хлопает в ладоши.)
Где были? (Пожимая плечами, разводит руки.)
У бабушки!
Публикация «Методика разучивания потешек с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Потешки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Что ели? (Пожимая плечами, разводит руки.)
Кашку.
Что пили? (Пожимая плечами, разводит руки.)
Простоквашку.
Попили, поели.
Шу, полетели! (Поднимает руки над головой.)
На головку сели! (Кладет руки на голову.)
Сели посидели,
Прочь улетели! (Поднимает руки, взмахивает ими — "летит".)
При повторении потешка прочитывается одновременно двум-трем малышам, при этом воспитатель не только жестами, но и словами поощряет детей вслед за ним делать игровые движения: "Хлопайте в ладоши!", "Поднимайте руки!", "Летите". Ритмичность потешки он подчеркивает хлопками в ладоши при чтении.
"Пальчик-мальчик"
Цель занятия—учить детей различать интонацию вопроса и ответа и производить несложные игровые движения.
Дети воспринимают "пальчика-мальчика" как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братцах. Воспитатель держит руку ребенка, сжатую в кулачок, и приговаривает слова потешки, перебирая пальчики:
Пальчик-мальчик, (Берется за большой палец.)
Где ты был?
С этим братцем (Раскрывает указательный палец.)
В лес ходил.
С этим братцем (Раскрывает средний.)
Щи варил.
С этим братцем (Раскрывает безымянный.)
Кашу ел.
С этим братцем (Раскрывает мизинец.)
Песни пел.
Воспитатель может также читать потешку двум-трем детям в том случае, если она уже прочитана каждому из них индивидуально; тогда дети стараются самостоятельно раскрыть кулачок, как это делал воспитатель при первом чтении потешки.
"Петушок, петушок"
Цель занятия — учить малышей подражать игровым действиям, чувствовать ритмический рисунок потешки, воспроизводить слова и звуки. Словесный образ петушка и ритм песенки о нем должны быть восприняты детьми как что-то очень красивое, приятное. Дети сидят на стульчиках. Перед ними красочный рисунок или игрушка петушок. Воспитатель веселым голосом с интонацией доброжелательности читает потешку, сопровождая чтение несложными жестами. Дети повторяют вслед за ним игровые движения.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок, (Поднимают руки к темени — к "гребешку".) Масляная головушка, (Обеими руками гладят голову.)
Шелкова бородушка. (Гладят "бороды".)
Что ты рано встаешь (Протягивают руку ладошкой вверх к петушку.)
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь!
При новом чтении воспитатель предлагает не только повторять за ним игровые движения, но и слова потешки.
"Баю-бай"
Цель занятия — учить детей восприятию ритмической речи, научить их правильно произносить слова баю-бай, собачка, лай.
Потешка явно имеет назидательный оттенок, она учит заботиться о других. В процессе или после занятия воспитателю нужно акцентировать на этом внимание малышей. Чтение сопровождается манипуляциями с игрушечными собачкой и куклой. — Давайте уложим спать куклу Лену,— предлагает воспитатель. Оставив собачку на столе, он берет куклу на руки, укладывает спать, ритмично укачивая ее, медленно проговаривает:
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Бело Лапка, не скули,
Мою Таню не буди.
Воспитатель повторяет потешку несколько раз. Затем передает куклу одному из детей и продолжает повторять текст, а тот, кому передана кукла, покачивает ее и выговаривает слова: бай, собачка, не лай.
А. Б а р т о, "Смотрит солнышко в окошко".
Цель занятия — воспитывать у детей способность заинтересованно слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать.
Иллюстрацией к стихотворению может быть яркое солнышко, которое светит в окна, а также картинки, изображающие солнце над землей. Сидящим на стульчиках детям воспитатель указывает на яркое солнце и читает текст.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки, (Хлопают в ладошки в такт стихам.)
Очень рады солнышку!
Воспитатель учит детей регулировать действия: сначала только слушать, затем весело и ритмично хлопать в ладошки.
"Чики-чики-чикалочки"
Цель занятия — развивать у детей способность улавливать ритм потешки, воспроизводить звуковые комплексы.
Дети сидят около воспитателя. Он читает четко, задорно и весело:
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня — в тележке,
Щелкает орешки.
При последующем чтении в потешку вставляются имена сидящих мальчиков и девочек. Дети стараются произнести "чики-чики-чикалочки". На следующем занятии усложняется игровое действие, мальчики и девочки берутся за руки и прыгают ("едут") в такт чтению.
Т. Волгина, "Паровоз".
Цель занятия — приучать внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания.
Дети садятся вокруг стола, на который воспитатель ставит игрушечный поезд. — Это паровоз, это вагончики,— поясняет он, двигает состав по столу и произносит: — У-у-у, чах-чах, чу-чу! Дети трогают игрушки. Потом воспитатель читает:
Загудел паровоз
И вагончики повез:
"Чах-чах, чу-чу-чу,
Далеко я укачу!"
Чтение повторяется 2—3 раза, дети произносят вслед за воспитателем и вместе с ним звукоподражательные звуковые комплексы.
"Сорока-белобока".
Цель занятия — упражнять детей в восприятии интонационного рисунка потешки, производить несложные игровые движения.
Потешка порицает безделье, внушает симпатии к трудолюбивым. На это нужно обратить внимание малышей. Первый раз воспитатель читает потешку одному ребенку, при этом он играет его рукой: загибает пальчики в кулачок, оставляя один, который за то, что он "не работал", "наказывает", легонько двигая его взад-вперед.
Сорока-белобока (Делает круговые движения
Кашу варила, пальцем по ладони ребенка.)
Деток кормила.
Этому дала. (Поочередно "кормит" пальчи-
Этому дала. ки, загибая их.)
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала: (Держит этот пальчик, "треп-
— Ты воды не носил, лет" его.)
Дров не рубил, (Укоризненно качает головой.)
Каши не варил
— Тебе нет ничего.
При повторном чтении потешки уже двум-трем детям они сами стремятся воспроизводить игровые движения.
"Киска, киска"
Цель занятия — учить детей воспринимать ритм потешки (и интонацию строгости, учить произносить слова, делать игровые движения.
На столе игрушечная кошка и кукла. Воспитатель читает строгим голосом:
Киска, киска, Киска, брысь!
На дорожку
Не садись;
Наша деточка (Выдвигает куклу.)
Пойдет,
Через киску
Упадет. (Показывает, как кукла падает.)
При новом чтении воспитатель предлагает повторять за ним слова потешки, и малыши произносят "киска", "не садись". Затем вместо слова деточка воспитатель называет имя какой-нибудь девочки. Дети, совершая игровые движения, стараются отчетливо произносить слова.
А. Б а р т о, "Уронили мишку на пол"
Цель занятия — приучить детей внимательно слушать чтение, вникать в его содержание, повторять отдельные слова. Воспитывается бережное отношение к игрушкам, вещам. Стихотворение дает образец доброго отношения к слабым (ведь мишка для детей как живой).
Воспитатель держит в руках плюшевого мишку, любовно его гладит и говорит сидящим рядом с ним детям: "Сейчас я расскажу вам, что случилось однажды с другим мишкой". Читает текст:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу. (С жалостью.)
Все равно его не брошу, (Убежденно, ласково.)
Потому что он хороший.
Последние две строки сопровождаются действием: воспитатель нежно прижимает мишку к себе, затем передает его детям. Они рассматривают мишку и нежно качают: "Он хороший!"
"Курочка-рябушка, куда ты пошла?"
Цель занятия — на более сложном материале совершенствовать навыки детей различать и воспроизводить интонации вопросов и ответов. Из содержания потешки они уясняют : заботливая курочка, хорошая.
Дети сидят перед воспитателем. Он показывает иллюстрацию Ю. Васнецова к сказке "Курочка ряба", читает потешку :
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Сначала дети уясняют содержание вопросов и ответов, потом те, кого вызовет воспитатель, с его подсказкой отвечают на вопросы. Все произносят: "Пи-пи-пи-пи-пи-пи!"
А. Б а р т о, "Кто как кричит"
Цель занятия — развивать у детей активное восприятие стихотворения, способствовать пробуждению интереса к жизни животных, доброго к ним отношения.
Нужно заранее подготовить игрушки (петух, курица, цыпленок, кошка, утка, корова). По мере чтения воспитатель достает их. Стихотворение прочитывается 2—3 раза.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Мурр-мурр. Пугаю кур
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах
Кра, кра, кра!. Завтра дождь с утра.
Пить, пить, пить! Воды попить.
Му-у, му-у! Молока кому?
При повторном чтении игрушки раздаются детям, и каждый из них должен показать, как кричит его животное. На следующем занятии стихотворение читается без привлечения игрушек. Звукоподражания произносятся громко и внятно. Воспитатель каждому ребенку задает вопрос: "Как кричит петушок (курица, цыпленок, утка, корова?"
А. Б а р т о, "Птичка"
Цель занятия — развивать у детей умение сосредоточенно, внимательно слушать и понимать содержание стихотворения, совершенствовать чувство ритма. Вызвать интерес к птичке, доброжелательное отношение к ней. Воспитатель показывает детям игрушку или рисунок птички, затем читает:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела.
Ай!
Разыгрывается ситуация: при слове улетела изображается полет, и игрушка или картинка убирается; воспитатель добивается, чтобы заключительное "Ай!" было произнесено своевременно и дружно.
М. Клокова, "Мой конь"
Цель занятия — научить детей организованно выполнять игровые действия, соответствующие тексту. Эти стихи также пробуждают доброе отношение к животным, любование ими.
Дети сидят на стульчиках, повернув их спинками вперед, т. е. будто верхом на конях. На полу стоит большой игрушечный конь. Воспитатель описывает этого коня, сопровождая свой рассказ ласкающими движениями:
- Гоп, гоп! Конь живой.
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой –
Вот какой красивый!
Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня,
Я поехал к маме.
При повторном чтении при словах гоп-гоп дети подпрыгивают на своих стульчиках — скачут на конях.
При дальнейших чтениях потешки элементы игры постепенно исчезают. Дети учатся внимательно слушать потешку и проговаривать слова. Вообще на занятиях чтением в группе к концу второго года жизни детей постепенно уменьшается число игрушек и картинок; дети учатся воспринимать образы только с помощью обрисовывающих их слов.