лилия ветренко
Картотека подвижных игр природоведческого характера
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как метод ознакомления с природой - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. В играх по ознакомлению с миром природы дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.
Предлагаю вам картотеку подвижных игр природоведческого характера по всем возрастам.
Публикация «Картотека подвижных игр природоведческого характера» размещена в разделах
«Наседка и цыплята» (2-4 года)
Введение в игру: воспитатель рассказывает «Мама Курочка всегда заботится о своих цыплятах и когда видит, что их подстерегает опасность, зовет к себе цыплят и прячет их под крыло»
Цель: формировать у детей знание о жизни домашних птиц, развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: шапочки цыплят, курочки.
Ход игры: дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой.
Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой.
Примечания: когда дети научатся хорошо играть, роль наседки поручается кому-либо из детей.
«Воробушки и автомобиль» (3-4 года)
Введение в игру: воспитатель рассказывает о том, что воробьи летают стайкой, они могут кружиться, играть и иногда могут не заметить проезжающую мимо машину, и поэтому гибнут.
Цель: формировать знания детей об образе жизни воробьев, развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: шапочки воробьев, руль для автомобиля.
Ход игры: на одном стороне площадки на скамейках сидят воробушки (дети). На другом конце обозначается место для автомобиля (воспитателя) – гараж. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, выполняя руками движения как крыльями. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.
Примечание: вылетать из гнезда можно только по сигналу воспитателя.
Когда дети хорошо будут играть в игру, автомобилем можно ставить кого-нибудь из детей.
«Воробушки и кот» (3-4 года)
Введение в игру: воспитатель беседует с детьми о том, что коты очень часто охотятся на воробьев. Поэтому воробьям необходимо быть осторожными, когда они слетают с деревьев и прыгают по земле в поисках пищи.
Цель: формирование у детей знаний об образе жизни птиц, развитие умения действовать по сигналу.
Оборудование: шапочки воробушек и кота.
Ход игры: дети сидят на скамейках - это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» - говорит воспитатель. Дети –воробушки спрыгивают со скамейки, изображают полет птиц, бегают врассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.
Примечания: воробушки вылетаю снова, когда кошка ложится спать.
Они могут изображать, что клюют зернышки.
«Птички и птенчики» (3-4 лет)
Введение: беседа с детьми о том, что птицы всегда заботятся о своих маленьких птенчиках. Они им приносят корм, а когда птенчики подрастают, то летают вместе с мамой. Но птенчики должны быть очень внимательны, не улетать далеко от мамы.
Оборудование: шапочки разных птиц и их птенчиков.
Цель: формирование у детей знаний об образе жизни птиц. Развитие умения выполнять движения по сигналу воспитателя, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.
Ход игры: дети делятся на 3-4 группы, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички –матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.
Примечания: можно предложить птичкам взлетать на возвышенность (скамейки, стульчики). У каждой птички свой цвет домика – гнезда (можно менять домики местами)
«Лиса в курятнике» (4-7 лет)
Введение в игру: воспитатель рассказывает детям, что лисы любят полакомиться курочкой (гусём, уточкой). Поэтому они часто подходят близко к деревне и забираются в курятник, чтобы стащить курочку.
Цель: формирование у детей знаний о животном мире, развитие у детей ловкости и умения выполнять движение по сигналу.
Оборудование: маски курочек, уточек, гусей, лисы.
Ход игры: на одной стороне площадки обозначается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры (гуси, уточки) -дети. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору.
Примечания: можно увеличить число лисичек (2-3).
«Зайцы и волк» (3-5 лет)
Введение в игру: воспитатель беседует с детьми о том, что волк всегда охотится на зайцев. Поэтому зайцы трусливые, боятся любого шороха и им постоянно приходится прятаться.
Цель: формирование у детей знаний о жизни животного мира, развитие у детей умения выполнять движения по сигналу, упражнение в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Ход игры: одного из играющих назначают волком, остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадки размещается дом зайцев. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из домика и разбегаются по площадке. Прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают в свой дом. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг.
Примечания: после того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
«Птички и кошка» (3-5 лет)
Введение в игру: воспитатель беседует с детьми о том, что коты и кошки очень часто охотятся на птиц. Поэтому птицам необходимо быть осторожными, когда они слетают с деревьев и прыгают по земле в поисках пищи.
Цель: формирование у детей знаний об образе жизни птиц, развитие у детей решительности, упражнение их в беге с увертыванием.
Оборудование: маски птиц, кота.
Ход игры: на земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает кота -ловишку, который становится в центре круга. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Примечания: кошка ловит птичек только в кругу. Она может касаться птичек, но не хватать их.
Зайцы и медведь» (4-7 лет)
Введение в игру: воспитатель беседует с детьми о том, что зайцы трусливые, боятся любого шороха и им постоянно приходится прятаться.
Цель: формирование у детей знаний о животном мире, развитие ловкости.
Оборудование: маски зайцев, медведя.
Ход игры: ребенок- «медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:
Мишка бурый, мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?
«Медведь» встает, отвечает:
Я медком не угостился
Вот на всех и рассердился.
1,2,3,4,5 – я иду всех гонять!
После этого «медведь» ловит «зайцев».
Примечания: зайцы убегают только после того, как медведь договорит последние слова.
«Журавль и лягушки» (3-6 лет)
Введение в игру: воспитатель рассказывает о том, что журавли любят полакомиться лягушками
Цель: формирование у детей знаний о животном мире, развитие внимания, ловкости.
Оборудование: маски лягушек и журавля, болотные кочки из бумаги.
Ход игры: на полу раскладываются болотные кочки из бумаги. На расстоянии 50 см от нее сидят дети - «лягушки». Позади детей в своем гнезде сидит «журавль». «Лягушки» сидят и начинают свой концерт:
Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулись лягушки.
И, надувшись, как пузырь,
Стали квакать из воды:
«Ква, ке,ке, Ква,ке,ке.
Будет дождик на реке».
Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит и не вылезут «лягушки» из воды.
«Кошка и мышки» (4-7 лет)
Введение в игру: воспитатель беседует с детьми о том, что кошки охотятся на мышей, лакомятся ими.
Цель: формирование у детей знаний о животном мире, развитие у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.
Оборудование: маски кошки и мышки.
Ход игры: все играющие, кроме двух, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет».
После слов кошка начинает ловить мышку.
Примечания: стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки. Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу. Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».
«Мышеловка» (4-7 лет)
Введение в игру: воспитатель рассказывает детям о том, что мышей может развестись очень много, а они как известно наносят больше вреда человеку, чем пользы. Поэтому, чтобы отловить мышей люди ставят мышеловки (капканы).
Цель: формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие у детей умения согласовывать движения со словами.
Оборудование: маски мышек
Ход игры: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах как мыши надоели, развелось их просто страсть, все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловки –переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки.
Примечания: когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
«Угадай, кого поймали» (4-7 лет)
Введение в игру: воспитатель беседует с детьми о том, кто живет на лугу.
Цель: формирование знаний о насекомых, их образе жизни. Развитие наблюдательности, активности.
Оборудование: игрушки насекомых, которые живут на лугу.
Ход игры: дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой» - говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.
«Стадо и волк» (3-6 лет)
Введение в игру: воспитатель рассказывает о том, как пастух собирает стадо животных и выводит его на пастбище (луг). Пастух пасет стадо целый день, следит за животными, чтобы они не потерялись, гонит всех на водопой и т. д.
Цель: формирование у детей знаний о жизни домашних животных, их образе жизни; развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: шапочки домашних животных, волка.
Ход игры: на одной стороне площадки очерчиваются большие круги - это телятник и конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка». Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. Воспитатель говорит: «Волк» и все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.
Примечания: в игру включить «водопой», нагибаются и как бы пьют воду.
«Гуси –лебеди» (3-7 лет)
Введение в игру: воспитатель рассказывает о том, как пастух собирает гусей и выводит их пастись на луг. Пастух пасет гусей целый день, следит за ними, чтобы они не потерялись, гонит всех на водопой и т. д.
Цель: формирование у детей знаний о жизни домашних птиц, их образе жизни; развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: шапочки гусей, волка.
Ход игры: на одном конце площадки очерчивается «дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома - «логово волка». Остальное место «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.
Правила: волк может ловить гусей на лугу до границы дома. Можно ввести второго волка.
«Караси и щука» (3-6 лет)
Введение в игру: воспитатель рассказывает детям о том, что щука –злая рыба, у нее очень острые зубы и она охотится на более мелкую рыбу.
Цель: формирование у детей знаний о жизни рыб, их образе жизни; развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: шапочки карасей, щуки.
Ход игры: один ребенок выбирается на роль щуки. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них камешки — образует круг, другая — караси, которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом.
По сигналу воспитателя «щука!» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (прячутся за камешки). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3—4 раза, после чего подсчитывается число пойманных «карасей». Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется
«Пастух и стадо» (6-7лет)
Введение в игру: воспитатель рассказывает о том, как пастух собирает стадо овечек и выводит его на пастбище (луг). Пастух пасет стадо целый день, следит за животными, чтобы они не потерялись, гонит всех на водопой и т. д.
Цель: формирование у детей знаний о жизни домашних животных, их образе жизни; развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: шапочки домашних животных, шарфик для завязывания глаз охотнику.
Ход игры: на одной стороне площадки очерчивается «овчарня». Из числа играющих выбирается пастух. Остальные — овцы. «Пастуху» завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел».
«Овцы» поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к «пастуху» и спрашивают его: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?» Каждый раз «пастух» называет какое-либо число (до 10). «Овца», отходя от пастуха отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается. Когда все «овцы» разойдутся, «пастух» спрашивает: «Где мое стадо?» Все «овцы» отзываются: «Бе, бе, бе.» — потом замолкают. «Пастух» начинает искать «овец» — идет на их голоса, а «овцы» стоят на своих местах. Когда «пастух» дотронется до кого-нибудь, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» «Овечка» отвечает: «Бе, бе, бе». «Пастух» должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все «овцы» начинают блеять и кто-нибудь из них отводит «пастуха» к овчарне, а сам возвращается на свое место. «Пастух» снова спрашивает: «Где мое стадо?» И игра продолжается до тех пор, пока он не узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а «овечка» — пастухом.
«Белки в лесу» (5-7 лет)
Введение в игру: воспитатель рассказывает о том, что охотники могут охотится на только на больших диких животных (лосей, кабанов и т. д., но и на маленьких (зайчиков, белочек и т. д.)
Цель: формирование у детей знаний о жизни животных, их образе жизни; развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: шапочки белок
Ход игры: игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные устройства для лазанья. Выбирается водящий — охотник. Он становится в домик — круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие — белки, они размещаются на лесенках, скамейках и т. п. — деревьях. По сигналу воспитателя «берегись!» или удару в бубен все «белки» меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с лесенок, скамеек и т. п. и влезают на другие. В это время «охотник» их ловит — дотрагивается рукой. Пойманными считаются «белки», которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают. Воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими. Игра проводится 5—6 раз. Новый охотник выбирается через 1—2 игры. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными устройствами для лазанья и не спрыгивали со слишком большой высоты.
«Акулы» (4-7 лет)
Введение в игру: воспитатель беседует с детьми о том, что акула- хищная рыба. Она питается более мелкой рыбой. Но если нападет на человека, она может его съесть.
Цель: формирование у детей знаний о морских животных, их образе жизни; развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: шапочки акул и моряков (чтобы не было путаницы, бинокль для капитана.
Ход игры: дети делятся на две неравные группы: акул (2—3 участника) и моряков. На большом корабле (построен из досок, снега или нарисован на земле) стоит «капитан». Он наблюдает за «моряками», плавающими в море (дети спрыгивают со своего корабля и бегают по площадке, раскидывая руки, как при плавании). «Акулы!» — кричит капитан. «Моряки» быстро влезают на корабль, а «акулы» бросаются за ними. Не поймав никого или, наоборот, забрав свою добычу, «акулы» уплывают в море, а «моряки» снова спрыгивают в воду, плавают и ныряют. Так игра повторяется несколько раз.
Примечания: на корабль «акулам» заходить нельзя. Пойманных отводят в сторону, и они пропускают одну игру. Для отдыха можно ввести такое добавление: на море поднимается шторм, акулы прячутся на дно, а моряки сидят на корабле и слушают рассказ капитана или кого-нибудь из команды.
«Земля, воздух, вода» (4-7лет)
Цель: формирование у детей знаний об окружающем мире; развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: мяч
Ход игры: играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц.
Кто ошибается, выбывает из игры.
«Птицелов» (5-7 лет)
Введение в игру: воспитатель вместе с детьми беседуют о том, как издают звуки, кричат разные птицы.
Цель: формирование у детей знаний о птицах; развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: мяч, шапочки птиц.
Ход игры: игроки выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать, одевают шапочку с картинкой этой птицы. Встают в круг, в центре — птицелов с завязанными глазами.
Птицы ходят вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, в лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Птицелов вдруг тут как тут!
Он в неволю нас возьмет.
После слов дети «разлетаются», птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, должен произнести звуки похожие на крик этой птицы. Птицелов угадывает название птицы. Если угадал, то этот ребенок становится птицеловом.
«Ловля рыб» (5-7 лет)
Введение в игру: воспитатель вместе с детьми беседуют о различных видах речных и морских рыб.
Цель: формирование у детей знаний о птицах; развитие умения выполнять движения по сигналу.
Оборудование: шапочки рыб.
Ход игры: выбираются два игрока - «рыболовы». Остальные дети - «рыбы», разделены на несколько групп. Каждая группа имеет своё название рыб. В начале игры между «рыболовами» и «рыбами» происходит разговор:
- Что вы вяжете? — спрашивают рыбы.
- Невод, — отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.
- Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую?
- Щуку.
- Ловите!
«Рыбы» -щуки бегут до установленной черты. «Рыболовы» стараются поймать их. Пойманные игроки выбывают из игры. Игра повторяется, но называется другая рыба.
«Ястребы и ласточки» (4-7 лет)
Введение в игру: воспитатель беседует с детьми о том, что ястреб–это птица, она прекрасный охотник. И если дикие птицы инстинктивно прячутся при виде парящего силуэта, то у домашних этот рефлекс не срабатывает. Молодых цыплят и утят ястреб может утащить даже с подворья. Добычу ястреб видит издалека. Птица долго парит кругами над ареалом своего обитания, высматривая добычу. Удачную охоту ей могут испортить ласточки, которые часто «гонятся» за ястребом с криками, предупреждая жертву об опасности.
Цель игры: формирование у детей знаний о поведении птиц в природе, развитие внимания, быстроты реакции, повышение познавательного интереса.
Оборудование: без оборудования.
Ход игры: в игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут «ястребы», во-втором «ласточки». Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит перед игроками и говорит слова: «ласточки» или «ястребы». Группа, чье название произнесено, разбегается в разные стороны, а игроки не названной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.
Примечание: разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.
«Ёж и мыши» (4-7 лет)
Введение в игру: «Ежи питаются мышами, регулируя их численность. Если бы не было мышей, ежам практически нечего было бы есть. В природе все нужны друг другу, всё взаимосвязано».
Цель: формирование знаний детей о взаимосвязях в природе, развитие интереса к образу жизни животных.
Оборудование: маска ёжика.
Ход игры: все дети становятся в круг. «Ежик» -в центре круга. По сигналу все идут вправо, «еж» -влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик–туп-туп;
Весь колючий, остер зуб,
Ежик–ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Слышишь ежик–всюду тишь?
Чу! Скребется в листьях мышь!
«Еж» начинает ловить мышек, которые бегают за кругом, вбегают и выбегают из него.
Примечание: «мышки» должны свободно пробегать между детьми.
«Птичка на дереве» (5-7лет)
Введение в игру: птицы живут на деревьях, любят перелетать с дерева на дерево, играть.
Цель: закрепление знаний название деревьев, развитие быстроты реакции, памяти.
Материал: маски деревьев, мяч
Ход игры: игроки надевают маски с изображением определённого дерева (берёза, клён, ель, сосна, дуб, осина и т. д.). Деревья располагаются по кругу (врассыпную).
Воспитатель начинает игру, говорит:
«Прилетела птичка, птичка-невеличка. Полетела, полетела на берёзу села», бросает мяч ребёнку в маске берёзы. «Берёза» отвечает: «На берёзе была, улетела на елку», перебрасывает мяч «ёлке» и т. д, если игрок ошибается в названии дерева, которому бросил мяч, то он выходит из игры или дают ему выполнить задание.
Примечания: можно выбрать из детей несколько «птичек», чтобы они просто летали около деревьев, садились отдыхали около деревьев и т. д.