Татьяна Григорьева
Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе. Конспекты фрагментов занятий (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Пьесы из «Детского альбома» П. И Чайковского
Марш деревянных солдатиков (3х-частная форма, Болезнь куклы, Новая кукла, Вальс (3х-частная форма)
Задачи: Продолжать знакомство с творчеством П. И. Чайковского, углублять эмоциональную отзывчивость на пьесы различного характера, учить самостоятельно называть части музыкального произведения, его характер, выразительные средства. Тренировать в умении движениями выражать характер музыкальных произведений.
Публикация «Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе, Конспекты фрагментов занятий (часть 2)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Примерный конспект фрагмента занятия
М. р. приглашает детей на занятие. В зале на столе у фортепиано дети видят портрет П. И. Чайковского, свечу в подсвечнике, букетик цветов в вазе.
Подойдите поближе и посмотрите на портрет великого русского композитора, создавшего музыкальные произведения, известные во всём мире. П. И. Чайковский умел передавать в музыке столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Он написал несколько опер и балетов. Есть у него и знаменитый «Детский альбом», некоторые его пьесы вы уже слушали: «Мужик играет на гармошке», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков». Сегодня я начну знакомить вас с пьесами из «Детского альбома». Первая пьеса, которую вы услышите, - это хорошо знакомый вам «Марш деревянных солдатиков». Чётко, ритмично, по военному шагают игрушечные солдатики, поступь их ровная, двигаются они в темпе марша. (Исполняется пьеса). Какой характер у этого марша?
Дети: чёткий, весёлый, бодрый, игрушечный, военный, смелый.
М. р. Правильно. А вот пьеса совсем другого характера. Заболела у девочки кукла. Жалко маленькой маме свою дочку. Послушайте, как композитор изобразил боль, печаль, жалость, тревогу.
Звучит пьеса «Болезнь куклы».
М. р. Как прозвучала пьеса?
Дети: Грустно, жалобно, то тише, то громче, в конце совсем затихает.
М. р. Жалко куклу и девочке тоже. Взрослые подарили своей дочке новую куклу. Как радовалась ей девочка, как восхищалась!
Звучит пьеса «Новая кукла».
М. р. Как прозвучала мелодия?
Дети: Весело, радостно, задорно, живо, довольно быстро, воздушно.
М. р. Да, эта пьеса звучит радостно, восторженно, легко. Написана она в темпе быстрого вальса. Мы с вами уже слушали «Вальс» П. И. Чайковского. Давайте исполним вальс вот на этих музыкальных инструментах.
Раскладывает на столе звоночки, треугольники и бубны. Дети оркеструют произведение, помня о его трёхчастной форме.
М. р. Славно у вас получилось: нежно, ритмично, звонко. Сможете ли вы в движении выразить характер вальса?
Предлагает вальсировать в парах, напоминает. Что движения должны быть кружащимися, плавными.
Задачи: Формировать представление о том, что музыка передаёт разные настроения, учить движениями показывать смену настроения в пьесе трёхчастной формы
Примерный конспект по осуществлению вышеперечисленных задач
М. р. Сегодня на занятии прозвучит музыка композитора (показывает на портрет… Правильно, П. И. Чайковского. Назовите его произведения, которые помните. (Ответы.) А это что за пьеса?
Исполняется фрагмент «Марша деревянных солдатиков» (дети узнают её, предлагает передать в движении праздничный, оживлённый характер музыки, пройтись маршем. Затем движения исполняются по показу: два прыжка на двух ногах; прыжок – ноги врозь – вместе; шесть шагов на месте.
М. р. Подойдите к фортепиано, послушайте пьесы П. И. Чайковского, назовите их и определите характер.
Исполняются пьесы «Болезнь куклы» и «Новая кукла», дети слушают, определяют их характер.
Игра в лошадки, Новая кукла, Марш деревянных солдатиков
Методические приё мы: игра в музыкальный магазин
Задачи: Развить умение узнавать известные пьесы по мелодии, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, её изобразительности.
Примерный фрагмент занятия
М. р. хотите поехать в игрушечный магазин? Да?
Дети «едут» на автобусе или на поезде, выполняя определённые движения.
М. р. Вот и приехали! А игрушки-то мы не выбрали. На предыдущем занятии я обещала, что на витрине будут стоять самые красивые игрушки, и среди них – новые куклы, которые двигаются под музыку П. И. Чайковского. Можете мне их показать?
Дети выполняют образные движения под музыку «Новая кукла» П. И. Чайковского, м. р. выбирает лучшую «куклу» и «ставит её на витрину».
М. р. А вот деревянные солдатики. Они маршируют смело, задорно, празднично, бодро и чётко – именно так звучит пьеса П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
Дети выполняют образные движения, м. р. выбирает лучших.
М. р. Вот и другие игрушки – зайцы, медведи, машины, лошадки. Узнайте музыку и заводите свой механизм.
«Игрушки» поочерёдно исполняют роли, покупатели приобретают понравившиеся, отводят их в сторону.
М. р. У П. И. Чайковского в «Детском альбоме» есть пьеса «Игра в лошадки». Хотите её послушать?
Звучит пьеса «Игра в лошадки», дети слушают, делятся впечатлениями: музыка звучала весело, задорно, быстро, живо, радостно, слышен был даже топот копыт.
М. р. наездники, садитесь на лошадок и скачите веселей!
Дети разбиваются на пары и скачут прямым галопом под музыку.
М. р. Сколько замечательных игрушек мы купили! Помогла нам создать образ музыка П. И. Чайковского.
Сладкая грёза
Характер – ласковый, нежный
Методический приём – эмоциональный настрой, релаксация, выполнение творческих заданий, пояснения
Предложить детям сесть на коврик, послушать пьесу П. И. Чайковского «Сладкая грёза», помечтать, пофантазировать. Объяснить значение слова «грёза».
Прослушивание пьесы
М. р. Как нежно, как мечтательно прозвучало это произведение! Грёза – это мечта, фантазия. Сладкая она, потому что приятная, добрая, ласковая, нежная.
На других занятиях : 1) Дети садятся на коврик, просто мечтают под эту музыку.
2) Исполняют пластичные движения руками.
3) Исполняют пьесу на музыкальных инструментах.
Русская песня. Характер: весёлая, задорная, озорная.
Камаринская. Характер: заводная, смешная, шутливая.
Методические приёмы – предварительная беседа, обсуждение характера музыки.
Примерный конспект по ознакомлению с пьесами
М. р. Сегодня я хочу прогуляться с вами по русской земле, а поможет мне в этом музыка П. И. Чайковского. Вы уже познакомились со многими пьесами из «Детского альбома». В нём композитор рассказывает о детских радостях и печалях, забавах и играх, родной природе, о матушке России.
Исполняется Русская песня
М. р. Какой характер у песни? Какая она?
Дети: Быстрая, весёлая, озорная, задорная.
М. р. Музыка П. И. Чайковского близка народной: она проста, красива, выразительна. А вот весёлая плясовая – Камаринская. (Звучит пьеса) Задорная, заводная, весёлая, живая, смешливая. При сочинении этой музыки композитор использовал русскую народную мелодию. Встаньте, пожалуйста врассыпную, я покажу вам интересные плясовые движения под эту музыку.
Дети разучивают танцевальные упражнения, м. р. учит слышать музыкальную фразу, развивает ритмическую чёткость.
Утренняя молитва. Характер – светлая, чистая, безоблачная
В церкви. Характер – сумрачный.
Методический приём – беседа
М. р. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. В них композитор рассказал о детских забавах и играх, радостях и огорчениях, о родной русской природе, сказках и путешествиях. А начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день и просил о том, чтобы этот день прошёл благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, прощения за совершённые проступки. Послушайте эти пьесы.
Звучат пьесы
М. р. Обе пьесы напоминают церковное пение. Звучание красивое, стройное. Отличаются ли они по характеру?
Дети: Вторая пьеса звучит печальнее, грустнее.
М. р. Да, утренняя молитва светлее, чище, безоблачней. День только начинается, на душе спокойно, радостно. А вечерняя молитва (пьеса В церкви) более сумрачная: ребёнок устал, за окном темно, день был наполнен разными переживаниями. Музыка звучит грустно, сосредоточенно, печально, задумчиво. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, не по-детски, а по взрослому.
Второе занятие
На прошлом занятии вы слушали две пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их. (Исполняются фрагменты) Похожи эти пьесы между собой?
Дети: Похожи. Музыка спокойная, важная, серьёзная.
М. р. Да, обе пьесы серьёзные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. А отличаются ли пьесы по характеру?
Дети. «В церкви» - более грустная, даже печальная.
М. р. Пьеса звучит серьёзно, строго. П. И. Чайковский писал музыку для детей, как и для взрослых, - серьёзно.
Баба-Яга
Методический приё м: выполнение творческого задания
М. р. Сейчас вы услышите, как звучит в музыке П. И. Чайковского сказка! Сказка будет о Бабе-Яге! (прослушивание пьесы) Какая Баба-Яга в пьесе Чайковского? Покажите мне её в движении.
Дети выполняют творческое задание, выбирают самый удавшийся образ.
Мазурка, Вальс, Полька, Камаринская
Задачи: Закреплять знания детей о различных танцах, учить сравнивать произведения одного жанра, разные по характеру.
Методические приёмы – показ картинок, беседа, оркестровка пьес.
Примерный конспект
Дети входят в зал, видят картинки, на которых изображены люди, танцующие вальс, польку, русскую пляску, мазурку.
М. р. На картинках изображены танцующие люди. Какие танцы они исполняют?
Дети отвечают, но затрудняются, особенно при определении мазурки.
М. р. это мазурка. Её танцевали на балах. Звучит она стремительно, торжественно. Кавалер ведёт даму, не спуская с неё глаз; гости любуются и танцем и музыкой. Хотите услышать, как звучит мазурка? Её не только танцевали, но и слушали на концертах в исполнении оркестра.
Звучит «Мазурка» из «Детского альбома»
М. р. Какие пьесы П. И. Чайковского подошли бы к этим картинкам?
Дети. Вальс, Полька, Камаринская.
М. р. Молодцы! Какой танец вы хотели бы услышать?
Дети называют. Звучит танец.
М. р. Камаринскую предлагаю исполнить на ложках.
Учит детей ритмично играть в ансамбле, прислушиваться друг к другу, слышать аккомпанемент.
На последующих занятиях детям даётся возможность выразить свои чувства движениями под музыку пьес из «Детского альбома»
Следующее игровое задание для Польки. Оно активизирует слуховое восприятие, поможет почувствовать выразительность услышанного.
Всем хорошо известен весёлый, подвижный танец. Он исполняется легко, отрывисто, с подскоками. Прислушайтесь. Меняется ли характер музыки? Теперь попробуйте хлопать тихонько под музыку польки. Вначале, когда она звучит высоко, хлопайте в ладоши над головой, а когда музыка будет звучать ниже – опустите руки и хлопайте по коленям. Скажите, а как нужно хлопать в последней части?