Маргарита Потупчик
Картотека по математике для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. Количество и счет
1.1Разложи правильно
Перед ребенком раскладываются счетные карточки в возрастающей или убывающей последовательности. Ребенок внимательно смотрит на карты и называет их. Затем ему предлагается отвернуться или выйти из комнаты на время. Взрослый меняет положение нескольких карточек, задача ребенка разложить карточки в обратном порядке.
Темочки:
1.2. Куда поставить карточку?
Взрослый раскладывает на столе одну куклу, две чашки, трех зайчиков, четыре уток, пять кубиков, шесть ложек и т. п. (Можно заменить другими предметами). Здесь же лежат перевернутые счетные карточки. Взрослый объясняет суть игры: необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число кружков на карточке соответствовало числу игрушек.
1.3 Найди свою пару
Перед ребенком лежит комплект карточек. Ему предлагают карточку из второго комплекта. Ребенку необходимо найти пару этой карточке из целого ряда карточек, разложенных на столе.
1.4 Составь число
Ребенок получает одну карточку с определенным количеством кружков (Например 3, взрослый ставит перед ним карточку с большим количеством кружков (например 7, ребенку предлагают среди оставшихся карточек найти такую, чтобы в сумме получилось число «7» например.
1.5 Сосчитай и построй
У ребенка счетные палочки. У взрослого заранее на белой бумаге нарисованы различные рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т. п. Рисунки сделаны необычным способом, они как бы сконструированы из палочек. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на рисунок, посчитать, сколько потребуется палочек, чтобы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.
1.6 Игры с мячом
Продолжай считать. Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке.
Скажи последующее число. Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее по порядку число.
Скажи предыдущее число. Игра проводится также, только ребенок называет предыдущее число.
Дополни число. До начала игры определяется число, которое играющие должны составить из двух чисел (например 10). Взрослый бросает ребенку мяч и называет какое-либо число (например 5). Поймав мяч, ребенок говорит число (5, которое в сумме с названным воспитателем составляет десять: 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4 и т. д.
1.7 Магазин без продавца
В магазине (на столе взрослого) – разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый дает ребенку карточку –чек, на которой нарисована определенная фигура: круг, квадрат, треугольник и т. д.
Ребенок – покупатель выбирает предмет соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму товара.
1.8 Сделай поровну
Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные находятся в баночке. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.
1.9 У кого столько же?
Если нет возможности пригласить в игру 4-6 детей, можно использовать игрушки. Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта. Ребенок должен определить, у кого из играющих карточка с заданным количеством кружков.
1.10 Подбери куклам одежду для прогулки
Ребенок подбирает к одним предметам (куклам) равное количество других предметов (шапок, пальто, шарфов и т. п.). при этом важно, чтобы тех или иных предметов оказалось то больше, то меньше, чем требуется.
1.11 Сколько?
Взрослый предлагает послушать стихотворение:
Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут,
Скорей, скорее зайчики,
В лесу вас не найдут!
Две лодочки по озеру
Широкому плывут,
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камешкам
Подковы их стучат
Взрослый предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лощадей?
1.12 Мальчики
Цель: закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представление: высокий, низкий, толстый, худой, слева, справа, между, левее, правее. Научить ребенка рассуждать
Ход игры: Игра детился на две части: вначале ребенок должен узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы
«Как зовут мальчиков?»
В одном городе жили – были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку и покажи, кого как зовут, если Сева – самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша самый толстый из них, а Гриша самый худой; Коля самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
2. Величина
2.1 Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?
Взрослый говорит предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разные предметов по величине. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом. В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребенку и говорит слово. Например: Длинный. Ответ – дорога, лента, веревочка и т. д.
2.2 Что там?
Необходима деревянная трехместная разборная матрешка.
Взрослый загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Затем разбирает матрешку, обращает внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, порядок следования матрешек друг за другом от самой большой, до самой маленькой. Сначало взрослый сам собирает игрушку, затем его действия повторяет ребенок. вкладывая одну матрешку в другую, он определяет, какая из них меньше, а какая - больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по величине, по рисунку и назвать их (большая, меньшая, самая маленькая).
2.3 «Посадим ели»
Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.
Материалы : счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.
Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.
Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»
Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).
Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»
Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».
Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.
Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.
2.4 «Решаем задачи бабушки Загадушки»
Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.
Материалы : монеты достоинством 1,2,5,10 рублей
Ход: Воспитатель предлагает детям решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»
2.5 Д\и «Посадим елочки в ряд»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Материалы : фигурки елочек с нарастающей величиной.
Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.
Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
3. Геометрические фигуры
3.1 Назови геометрическую фигуру
Игра проводится с одной таблицей. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контур фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребенку 2-3 таблицы.
3.2 Найди предмет такой же формы
У взрослого имеются нарисованные геометрические фигуры на бумаге: круг, квадрат, прямоугольник и. т. д. Он показывает ребенку одну из фигур, например круг. Ребенок должен назвать предметы такой же формы.
3.3 Достань названный предмет
В присутствии ребенка взрослый показывает, а затем кладет в мешок предметы разных геометрических форм, затем взрослый предлагает ребенку на ощупь достать из мешка названную геометрическую фигуру.
3.4 Угадай, что спрятали
На столе перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Ребенок внимательно рассматривает. Затем ребенку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребенок открывает глаза и говорит, что спрятано.
3.5 Конструктор
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть таблицу. Сосчитать, сколько и каких геометрических фигур требуется для построения той или иной картинки. Затем ребенок самостоятельно строит изображение на своем листе.
4. Ориентировка во времени
4.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»
Цель: Продолжать закреплять понятие времени.
Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.
Воспитывать любознательность.
Материалы : материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.
Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)
Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.
4.2. Дидактическая игра «Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы : карточки, с изображением частей суток.
Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
4.3. Дидактическая игра «Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы : карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
4.4. Дидактическая игра «Тик-так»
Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.
Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов
Воспитывать интерес к играм.
Материалы : будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Воспитатель читает стихотворение:
Петушок
Кукареку-кукареку
Звонко петушок поет.
Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил вас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
Ежедневно в семь утра
Я трещу
- Вставать пора! (будильник)
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
4.5. «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
Материал : карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
4.6. «Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о днях недели.
Материал. Мяч.
Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
- Солнышко светит днем, а луна.. .
- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой.. .
- Если вчера была пятница, то сегодня.. .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .
Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
4.7. Игра «День и ночь»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Содержание. см. «Когда это бывает».
4.8. «Когда это бывает»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Материал : модель суток, картинки.
Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
5. Ориентировка в пространстве
5.1. Д\и «Поможем Элли вернуться домой»
Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение
Материалы : Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.
Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:
3 4
5
1 2
Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1 (В котором размещен текст с заданием на счет).
Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).
Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.
5.2 «Рисуем дорожку к участку»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Материалы : листы бумаги с изображением плана территории
Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).
Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:
- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)
- положите треугольник посередине листа
- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.
- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)
Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.
- уточните дальнейшее направление движения до участка
- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.
Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.
5.3. Дидактическая игра «Линии и точки»
Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Материалы : тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.
Ход игры:
Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.
5.4. Дидактическая игра «Времена года»
Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени
Материалы : модель времени года.
Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года» : квадрат, разделенный на 4 части (времени года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
5.5. Дидактическая игра «Составь неделю»
Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Материалы : Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.
Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.
Игра повторяется 2-3 раза.
После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.
В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.
5.6. «Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и тд
5.7. «Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине — треугольник.
5.8. «На что это похоже»
Цель: развитие умственных способностей.
Содержание. В. предлагает детям 9-10 картинок поочередно, дети говорят на что это похоже. Вне занятия в течение дня дети самостоятельно рисуют собственные картинки и предлагают другим детям сказать, на что это похоже.
5.9. «Сравни и заполни»
Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.
Игровой материал : набор геометрических фигур.
Содержание. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
5.10. «Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Материал. 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Содержание. В. вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.
6. Задачи
I. Задачи на нахождение суммы и остатка
1. задача на нахождение суммы:
Миша и Витя ходили на рыбалку. Миша поймал 4 рыбки, а Витя – 2. Сколько всего рыб поймали мальчики вместе?
Решение: 4+2=6
Ответ: вместе мальчики поймали 6 рыб.
2. задача на нахождение остатка:
В вазе было 5 яблок. Маша съела 2 яблока. Сколько яблок осталось в вазе?
Решение: 5–2=3
Ответ: в вазе осталось 3 яблока.
II. Задачи на нахождение неизвестных компонентов
1. задача на нахождение первого слагаемого:
Нина вылепила из пластилина несколько ягод и 1 мишку. Всего она вылепила 5 фигур. Сколько ягод вылепила Нина?
Решение: 5–1=4
Ответ: Нина вылепила 4 ягоды.
2. задача на нахождение второго слагаемого:
Витя вылепил 4 медведей и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?
Решение: 7–4=3
Ответ: Витя вылепил 3 зайчиков
3. задача на нахождение уменьшаемого:
Дети сделали на ёлку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на ёлку, у них осталось 3 гирлянды. Сколько всего гирлянд сделали дети?
Решение: 3+1=4
Ответ: Дети сделали 4 гирлянды.
4. задача на нахождение вычитаемого:
Дети сделали 7 гирлянд на ёлку. Когда они повесили на ёлку несколько гирлянд, у них осталась 1 гирлянда. Сколько гирлянд повесили на ёлку?
Решение: 7–1=6
Ответ: На ёлку повесили 6 гирлянд.
III. Задачи на нахождение больше (меньше) на несколько единиц
1. задача на нахождение больше на несколько единиц:
На тарелке лежали сливы и персики. Слив было 6, а персиков – на 2 больше. Сколько персиков лежало на тарелке?
Решение: 6+2=8
Ответ: на тарелке лежало 8 персиков.
2. задача на нахождение меньше на несколько единиц:
Лена накрывала на стол. Голубых чашек было 3, а желтых на 1 меньше. Сколько желтых чашек стояло на столе?
Решение: 3–1=2
Ответ: на столе стояло 2 желтых чашки.
IV. Задачи на разностороннее сравнение
1. на сколько больше:
К празднику Миша вырезал 4 флажка, а Маша – 6 флажков. На сколько больше флажков вырезала Маша?
Решение: 6–4=2
Ответ: Маша вырезала на 2 флажка больше, чем Миша.
2. на сколько меньше:
Бабушка и мама ходили в магазин. Бабушка купила 5 апельсинов, а мама – 4. На сколько меньше апельсин купила мама.
Решение: 5–4=1
Ответ: Мама купила на 1 апельсина меньше, чем бабушка.
V. Взаимообратные задачи
1. У Вовы было 6 красных марок 4 синих. Сколько всего марок было у Вовы?
Решение: 6+4=10
Ответ: У Вовы было 10 марок.
2. У Вовы было 10 марок. 6 марок красного цвета, остальные синего. Сколько синих марок было у Вовы?
Решение: 10–6=4
Ответ: У Вовы было 4 марки синего цвета.
3. У Вовы было 10 марок. Несколько марок были красного цвета и 4 марки синего цвета. Сколько марок красного цвета было у Вовы?
Решение: 10–4=6
Ответ: У Вовы было 6 марок красного цвета
VI. Косвенные задачи
9 детей разместилось в двух лодках: несколько детей село в большую лодку, а 4 ребёнка село в маленькую. Сколько детей село в большую лодку?
Решение: 9–4=5
Ответ: В большую лодку село 5 детей.