Потребко Нина Павловна
Картотека по лексической теме «Домашние птицы» для детей раннего возраста (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры:
«Курочка и цыплята»
Цель: упражнять детей в лазанье, беге, учить внимательно, слушать воспитателя и выполнять действия по сигналу.
Ход игры:
Дети изображают цыплят. Они прячутся в «курятнике». Воспитатель надевает на одного ребенка шапочку курочки и говорит: «Это курочка, она выйдет из курятника первой, и позовет всех цыплят гулять». Дети выбегают из курятника и гуляют не далеко возле курочки, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Большая птица летит, всех цыплят унесет». Тогда курочка бежит в курятник и все цыплята за ней. После этого воспитатель выбирает другую курочку.
Публикация «Картотека по лексической теме „Домашние птицы“ для детей раннего возраста (2–3 года)» размещена в разделах
«Курочка – хохлатка»
Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.
Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.
«Вышла курочка гулять»
Задачи: учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры: дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.
«Куры и кошка»
Задачи. Совершенствовать бег. Развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу. Поощрять самостоятельные действия. Вызывать чувство радости от совместных действий.
Описание игры: Дети изображают курочек. Роль кошки выполняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующий текст:
«Выходите, курочки, Жучков, паучков
Собирайте крошки, На зеленой дорожке».
Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:
«Куры крыльями махали Куры клювиком стучали:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко» «Тук-тук-тук, тук-тук-тук».
Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»
Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):
«Выйду, выйду на дорожку, Там, где куры ищут крошки,
Мяу-мяу-мяу! Мяу-мяу-мяу!»
Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко» — и убегают в свои домики.
«Лиса и цыплята»
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, не наталкиваясь, друг на друга, действовать по сигналу, имитировать движения животных.
Ход игры:
За чертой, обозначенной на полу, находится домик цыплят.
По сигналу: «Цып, цып, цып, малые цыплятки, бегите все гулять» дети выбегают на середину комнаты, и изображаю цыплят – машут крылышками, клюют зернышки, пищат.
Воспитатель предупреждает: «Из – за куста смотрит хитрая лиса».
По сигналу: «Мы лису обхитрим, тихо – тихо убежим» дети убегают в домик.
Появляется Лиса, прихорашивается и говорит: «Ох, как мне хочется съесть цыпленочка».
Воспитатель: «Хоть ты и хитрая Лиса, а цыплята тебя перехитрили».
Лиса уходит.
«Утки и собачка»
Цель: Совершенствовать умение ходить и бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, учить детей имитировать движения животных. Вызвать чувство радости от взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ход игры:
Воспитатель обозначает мест (пруд). Дети – утята, воспитатель – мама утка. Она ведет утят на пруд:
Рано – рано утречком,
Вышла мама – уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит:
Вы плывите ути – деточки плавно в ряд!
Дети имитируют движения плавающей утки: плавно двигаются, отводя «крылышки» назад, гладят «крылышки», крякают.
С лаем появляется собачка. Воспитатель:
Ты собачка не лай, наших уток не пугай,
Наши утки белые, без того не смелые.
Собачка подбегает к пруду, а утята быстро «плывут» к маме утке, прячутся у нее под «крыльями». Собачка убегает, игра повторяется.
Заключение: воспитатель зовет собачку:
Ты собачка, не лай, наших деток не пугай, лучше с ними поиграй. «Пойдем к нам в гости, мы тебя чем – ни будь вкусным угостим». Дети угощают собачку.
«Курочка»
Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Доставит детям радость. Упражнять в ловкости.
Ход игры:
Курочка по сенечкам похаживала.
Деток – цыплят уговаривала:
Вы не бегайте, цыплятки, по дворику,
Не ищите вы зернышки у заборика.
К забору гусак подбирается,
Цыплят он щипать собирается.
Дети - цыплятки идут стайкой за воспитателем – курочкой. С 5-ой строчки и до конца текста говорит курочка повернувшись к цыпляткам. По окончании стихотворения из-за укрытия («забора») выбегает гусак (это может быть младший воспитатель или второй воспитатель, который догоняет детей.
Упражнение «Перебери фасоль для гусей» (сенсорное развитие)
У детей в тарелочках лежит фасоль. Предложить: потрогать ее, показать белую фасолину, черную фасолину, переберать фасоль, разложить на разные тарелочки белую и черную фасоль. Сделать из фасолин бусы - выкладывать по очереди белые и черные фасолины друг за другом.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Конструирование «Лесенка для петушка».
Цель: продолжать развивать у ребёнка умение составлять конструкцию из кубиков; называть отдельные детали, развивать воображение, вызвать у ребёнка интерес к постройке.
Материал:
• кубики строительного материала
• книжка со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»
• игрушка - петушок
• картинка с лесенкой (можно нарисовать самим)
Прочитайте ребёнку загадку:
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это? (петушок)
Покажите ребёнку игрушку - петушка и расскажите сказку «Петушок и бобовое зернышко». По окончании рассказа предложите ребёнку построить для петушка лесенку, чтобы он мог взлететь повыше и разбудить всех. Вместе с ребёнком рассмотрите картинку лесенки и обговорите из каких основных частей она состоит. Во время беседы, закрепите умение называть детали постройки, и их цвет. Ребёнок конструирует лесенку из кубиков, а затем играет с ней (после окончания постройки лесенки похвалите ребёнка и восхититесь его постройкой, это очень важно для ребёнка)
Конструирование - «Башенка для курочки»
Рисование – «Травка и зёрнышки для цыплят». - Нарисуйте цыплятам травку зеленым карандашом. Нарисуйте ватными палочками/пальчиками зернышки среди травы.
Лепка «Яйца в гнезде»
Дети лепят шар круговым раскатыванием, затем сплющиванием лепят лепешку - гнездо. После лепят из пластилина белого цвета круговым раскатыванием яйца и складывают в гнездо.
Шнуровка – «Петушок», «Цыплёнок»
Игры-забавы с крупой, с песком, с водой: «Где спрятался цыпленок», «Наполни кормушку крупой», «Накорми уточку», «Сложи яички в стаканчик» (фасоль); «Покорми цыплят» - пшено, «Уточки плавают».
Пальчиковые игры:
«Курочка»
Вышла курочка гулять,
(шагают указательным и средним пальцами каждой руки)
Свежей травки пощипать,
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки — желтые цыплятки.
(бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
(хлопают в ладоши)
Не ходите далеко,
(грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите,
(гребущие движения пальцами обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола)
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой-указательный, большой-средний и т. д.)
«Цыплята»
Раз, два, три, четыре пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар)
Будем мы цыплят считать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз — цыпленок на крыльце,
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет)
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
(загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок.
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)
“УТИ-УТИ”
Ути-ути, полетели (машем руками ребенка).
На головушку сели. (Кладем ладони ребенка ему на голову).
Поклевали, поклевали (“Клюём голову ребенка его пальцами).
И домой улетали (Руки с головы “слетают”).
«Цыпа-цыпа»
– Цыпа-цыпа, (Обеими руками «сыпать» корм, массируя большим пальцем подушечки остальных пальцев от мизинца к указательному.)
Гуль, гуль, гуль!
Я посыплю,
Ты – поклюй! («Клевать» воображаемый корм указательными пальцами обеих рук.)
Клю-клю-клю. (Одновременно стучать по столу.)
Петушок
Идет, идет петушок - (Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки.)
Набок гребешок, (Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок».)
Красная бородка,
Костяная головка.
«Утро раннее»
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! (Все пальчики соединяются с большим пальцем, пальчики округлены. Руку согнуть в запястье.)
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! (Все пальчики соприкасаются с большим пальцем, пальчики прямые. Рука согнута в запястье.)
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! (Большой и указательный пальцы соединены, образуя «клювик», остальные согнуты, образуя «гребешок», рука сгибается в запястье.)
А как Петя-петушок
Ранним утром поутру
Нам споёт – ку-ка-ре-ку! (Большой и указательный пальцы соединены, образуя «клювик», остальные согнуты, образуя большой «гребешок». Рука сгибается в запястье.)
Две курицы
В сарае две курицы жили,
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
(пальцы переплетаем и быстро ими шевелим)
Как только стемнеет — все к мамам бегут,
(сжимаем кулачок)
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.
(ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение)
Чтение стихотворений
В. Мирясова «Петух», «Индюк»;
Петушок
Голосистый петушок,
Красно - алый гребешок.
По утру чуть свет встает,
Громко песенку поет.
У него так много дел,
Рано встал и все успел! (Л. Луканова)
Цыплята
Цып - цып- цып, мои цыплятки.
Кто со мной сыграет в прятки?
Не найти и не догнать,
Невозможно сосчитать.
Разбежались кто — куда,
Не поймаешь никогда!
Т. Чудинова «Курица – наседка»
Квохчет курица наседка:
- Червяка нашла я деткам!
К дому мчится во весь дух:
- Похвали меня,петух!
В. Клементьева «Курочка»
Зёрна курочка клюёт
И яички нам несёт,
Цыплятам говорит: Ко – Ко
Не уходите далеко.
Е. Зих «Курочка – наседка»
Курочка - наседка
Помогает деткам:
Хочет, чтоб цыплятки
Были все в порядке!
Жёлтые комочки
Радуютя квочке.
Все за мамой ходят,
Червячков находят!
О. Димакова «Маленький комочек»
Желтый маленький комок
Долго выбраться не мог
Из скорлупковых пеленок.
Малыша зовут цыпленок
Только вылез из яйца
И уже бежать. С крыльца!
Непоседа-малолетка!
И куда глядит наседка?
— Не обсох ещё чудак…
Ой, держите:»Шмяк!»
«Шмяк!» «Шмяк!»
Ребрикова О.
У ребёнка, у цыплёнка
Очень много работенки:
Нужно клюнуть червяка,
Братьев погонять слегка,
Изучить всё в конуре
(Если Бобик во дворе)
И в песочке покупаться.
Ну, а после отоспаться:
Лечь у мамы под крылом
И заснуть куриным сном.
Чтение рассказов
Константин Ушинский — «Петушок с семьей»
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»
К. Д. Ушинский «Умей обождать»
Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! — кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:
— Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.
Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.
Т. В. Титов
«Пропал Петя – петушок»
Разучивание потешек
Курочка-пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
-На речку.
Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
-За водичкой.
Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
-Цыплят поить.
Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Гуси вы, гуси
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
Мы видели волка:
Унес волк гусенка.
Гуси вы, гуси,
Красные лапки
Щипите вы волка –
Спасайте гусенка!
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
- Посмотрите, кто идет!
Идет кот по лавочке
Ведет кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!.
«На птичьем дворе»
На птичьем дворе,
Шум и гам на заре:
Кричит петушок -
Золотой гребешок.
Рядом курица -
Кудахчет, жмурится.
Хрюкают свинки -
Чешут свои спинки.
Мычит корова -
Не понять и слова.
Ревёт грозный бык -
Провалился в арык.
Млеет козочка -
На рожках розочка.
Лает собачка -
На пчелу, чудачка.
Блеет барашек -
Топчет таракашек.
Мяукает кот -
Хулиган,обормот.
Крякают утки -
Набили желудки.
Гогочут гуси -
Просто так от грусти.
Птички щебечут -
Птенчики лепечут.
Комары пищат -
Языками трещат.
Сверчок стрекочет -
Напугать всех хочет.
Лошадушка ржет -
"Двор" кататься зовет.
На птичьем дворе,
Шум и гам на заре.
Физкультминутки:
«Ходит по двору индюк»
Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал
(Потопать ногами
Крыльями захлопал
(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар
(Руки на поясе)
Или медный самовар
(Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою
(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою.
(Бег на месте)
«Бегут, бегут со двора»
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
Согласование речи с движениями
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели.)
Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду — плюх! (Присели.)
Раз-два — шли утята
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой отстал от всех — (Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)
«Петушок» (для мышц шеи)
Петя, Петя – петушок наклоны головы вправо- влево
Целый день учил стишок, наклоны головы вперед – назад
А запомнил он строку на каждый слог ударять
Лишь одну- «Ку-ка-ре-ку!» руками по бедрам
Дыхательная гимнастика:
«Гуси летят». Медленно и плавно ходим по залу, взмахивая руками, как гуси; руки - крылья на вдохе поднимаем, на выдохе опускаем, произнося «га-а-а-а-а-а», (го-о-о-о-о-о, (гу-у-у-у-у-у).Выдох должен быть намного длиннее вдоха.
«Гуси шипят»
Гимнастика для глаз:
«1,2,3 – на индюшку посмотри».
Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.
На палочку прикрепить яркий предмет (индейка) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнении поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.