Алла Пешкина
Картотека опытов по познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сравнение дерева с металлом
Опыт 1. «Лёгкий-тяжёлый» (aдерево легче металла)
Опыт 2. «Горит – не горит»
Опыт 3. «Как звучит?» (глухой – звонкий)
Опыт 4. «Тёплый – холодный» (дерево тёплое, металл – холодный)
Опыт 5. «Растворяется или не растворяется в воде»
Опыт 6. «Тонет –не тонет» (дерево легче металла)
Сравнение дерева с бумагой Опыт 7. «Что легче?»
Опыт 8. «Горит – не горит»
Публикация «Картотека опытов по познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
Опыт 9. «Звучит – не звучит»
Опыт 10. «Растворяется или не растворяется в воде»
Сравнение дерева с резиной
Опыт 11. «Что легче?» (дерево легче резины)
Опыт 12. «Горит – не горит»
Сравнение дерева с глиной Опыт 13. «Легкий-тяжелый» (дерево легче глины)
Опыт 14. «Горит – не горит» (дерево горит, глина не горит)
Опыт 15. «Растворяется или не растворяется в воде»
Сравнение дерева с песком
Опыт 16. «Плавает-тонет» (дерево плавает, песок тонет)
Опыт 17. «Горит – не горит» (дерево горит, песок не горит)
Сравнение дерева со стеклом Опыт 18. «Лёгкий-тяжёлый» (дерево легче стекла)
Опыт 19. «Горит-не горит» (дерево горит, стекло не горит)
Опыт 20. «Разбивается – не разбивается» (дерево прочное, стекло хрупкое)
Сравнение дерева с пластмассой Опыт 21. «Лёгкий-тяжелый»
Опыт 22. «Горит – не горит»
Сравнение дерева с камнем Опыт 23. «Тонет – не тонет» (дерево легче камня)
Опыт 24. «Горит – не горит»
Сравнение дерева с тканью
Опыт 25. «Тонет – не тонет»
Опыт 26. «Горит – не горит»
Опыт 27. Сравнение мокрого и сухого куска дерева»
Опыт 28. Рассматривание спилов деревьев лупой (у разных деревьев древесина разная).
Сравнение дерева с металлом
Опыт 1. «Лёгкий-тяжёлый» (дерево легче металла)
Оборудование: весы, деревянные и металлические предметы
Ход. Предложить детям положить на одну руку деревянный предмет, а на другую – металлический. Что чувствуете? (деревянный предмет легче, чем металлический). А теперь докажем это. На одну сторону весов положим деревянный предмет, а на другую – металлический. Что видим? (чаша с металлическим предметом опустилась, а с деревянным – поднялась).
Вывод: дерево легче металла.
Опыт 2. «Горит – не горит»
Оборудование: деревянные палочки, металлические полоски, спички.
Ход. Воспитатель поочерёдно поджигает деревянные палочки и металлические. Что видим? (деревянные палочки загорелись, металлические нет)
Вывод: дерево горит, а металл – нет.
Опыт 3. «Как звучит?» (глухой – звонкий)
Оборудование: деревянные и металлические ложки.
Ход. Предложить детям постучать друг об друга сначала деревянными ложками, затем металлическими. Что слышим? (деревянные ложки звучат глухо, а металлические – звонко)
Вывод: дерево издаёт глухой звук, а металл – звонкий, громкий).
Опыт 4. «Тёплый – холодный» (дерево тёплое, металл – холодный)
Оборудование: деревянные, металлические предметы.
Ход. Предложить детям сначала взять в руки деревянные предметы, приложить к щеке. Что ощущаете? (тепло). Теперь взять в руки металлические предметы, приложить к щеке. Что чувствуете? (холод).
Вывод: дерево теплее, чем металл.
Опыт 5. «Растворяется или не растворяется в воде»
Оборудование: деревянные и металлические брусочки, ёмкости с водой, пластмассовые ложки.
Ход: Предложить детям опустить в воду деревянные и металлические предметы. Размешать с помощью пластмассовых ложек. Что обнаружили? (брусочки видны в воде).
Вывод: дерево и металл не растворяются в воде.
Опыт 6. «Тонет – не тонет» (дерево легче металла)
Оборудование: ёмкости с водой, деревянные и металлические брусочки.
Ход. Предложить детям опустить в воду деревянные и металлические брусочки. Что видим? (деревянные брусочки плавают на поверхности воды, а металлические упали на дно).
Вывод: дерево легче металла.
Сравнение дерева с бумагой
Опыт 7. «Что легче?»
Оборудование: весы, деревянные брусочки, листы бумаги
Ход. Предложить детям положить на одну руку деревянный брусочек, а на другую – лист бумаги. Что чувствуете? (руки на одной высоте). А теперь докажем это. На одну сторону весов положим деревянный брусочек, а на другую – лист бумаги. Что видим? (чаши весов на одном уровне).
Вывод: дерево и бумага лёгкие. (вспомнить, что бумагу изготавливают из дерева).
Опыт 8. «Горит – не горит»
Оборудование: деревянные палочки, листы бумаги, спички.
Ход. Воспитатель поочерёдно поджигает деревянные палочки и листы бумаги. Что видим? (деревянные палочки, листы бумаги загорелись).
Вывод: дерево и бумага горит.
Опыт 9. «Звучит – не звучит»
Оборудование: деревянные ложки, листы бумаги.
Ход. Предложить детям постучать деревянными ложками, а затем помять, порвать бумагу. Что слышим? (деревянные ложки издают глухой стук, бумага шелестит, скрипит).
Вывод: дерево и бумага звучат.
Опыт 10. «Растворяется или не растворяется в воде»
Оборудование: ёмкости с водой, деревянные брусочки, листы бумаги, пластмассовые ложки.
Ход. Предложить детям опустить в воду деревянные бруски и помешать ложкой. Что видим? (брусочки плавают на поверхности воды). Теперь опустим бумагу и помешаем ложкой. Что происходит? (бумага намокла, разделилась на мелкие кусочки).
Вывод: дерево и бумага не растворяются в воде.
Сравнение дерева с резиной
Опыт 11. «Что легче?» (дерево легче резины)
Оборудование: ёмкости с водой, деревянные брусочки, куски резины.
Ход. Предложить детям опустить в воду деревянные брусочки и куски резины. Что видим? (деревянные брусочки плавают на поверхности воды, а резиновые куски опустились на дно).
Вывод: дерево легче резины.
Опыт 12. «Горит – не горит»
Оборудование: кусочки резины, деревянная палочка, спички.
Ход. Воспитатель поочерёдно поджигает деревянную палочку и кусочек резины. Что видим? (деревянная палочка загорелась, кусок резины загорелся, выделяет чёрный дым).
Вывод: дерево и резина горят.
Сравнение дерева с глиной
Опыт 13. «Легкий-тяжелый» (дерево легче глины)
Оборудование: ёмкости с водой, деревянные брусочки, куски глины.
Ход. Предложить детям опустить в воду деревянные брусочки и куски глины. Что происходит? (деревянные брусочки плавают на поверхности воды, а куски глины опустились на дно).
Вывод: дерево легче глины.
Опыт 14. «Горит – не горит» (дерево горит, глина не горит)
Оборудование: деревянная палочка, кусок глины, спички.
Ход. Воспитатель поочерёдно поджигает деревянную палочку и кусок глины. Что видим? (деревянная палочка загорелась, кусок глины – нет)
Вывод: дерево горит, а глина не горит.
Опыт 15. «Растворяется или не растворяется в воде»
Оборудование: стаканчики с водой по 2 штуки, деревянные брусочки, кусочки глины, пластмассовые ложки.
Ход. Предложить детям положить деревянные бруски и кусочки глины в разные стаканы и размешать с помощью ложки. Что получилось? (деревянный брусок плавает, вода прозрачная, а глины не видно, вода окрасилась в серый цвет).
Вывод: дерево не растворяется в воде, глина растворяется в воде.
Сравнение дерева с песком
Опыт 16. «Плавает-тонет» (дерево плавает, песок тонет)
Оборудование: ёмкости с водой, деревянные брусочки, ёмкости с песком, ложки.
Ход. Предложить детям поочерёдно положить в воду деревянные брусочки, а затем насыпать песок. Что видим? (деревянный брусок на поверхности воды, а песок упал на дно).
Вывод: дерево плавает, песок тонет.
Опыт 17. «Горит – не горит» (дерево горит, песок не горит)
Оборудование: ёмкость с песком, деревянная палочка, спички.
Ход. Воспитатель поджигает деревянную палочку. Что видим? (деревянная палочка загорелась). Затем воспитатель кладёт зажжённую спичку на песок. Что видим? (спичка потухла, песок не загорелся).
Вывод: дерево горит, песок не горит.
Сравнение дерева со стеклом
Опыт 18. «Лёгкий-тяжёлый» (дерево легче стекла)
Оборудование: ёмкости с водой, деревянные брусочки, стекла с обработанными краями (с моря).
Ход. Предложить детям поочерёдно положить в воду деревянные бруски и стёкла. Что видим? (деревянный брусок плавает на поверхности воды, стекло упало на дно)
Вывод: дерево легче стекла.
Опыт 19. «Горит-не горит» (дерево горит, стекло не горит)
Оборудование: деревянная палочка, стекло, спички.
Ход. Воспитатель поджигает деревянную палочку. Что видим? (деревянная палочка загорелась). Затем поджигает стекло? Что видим? (оно не загорается).
Вывод: дерево горит, стекло не горит.
Опыт 20. «Разбивается – не разбивается» (дерево прочное, стекло хрупкое)
Оборудование: срез дерева или деревянный брусок, стекло, молоток, ткань.
Ход. Воспитатель с помощью молотка ударяет по деревянному бруску. Что видим? (образовалась вмятина, но брусок целый). Затем воспитатель накрывает тканью кусок стекла и ударяет по нему молотком. Что видим? (стекло рассыпалось на мелкие кусочки).
Вывод: дерево прочное, стекло хрупкое.
Сравнение дерева с пластмассой
Опыт 21. «Лёгкий-тяжелый»
Оборудование: ёмкости с водой, деревянные бруски, куски пластмассы.
Ход. Предложить детям поочерёдно опустить в воду деревянные бруски и куски пластмассы. Что видим? (деревянные бруски и куски пластмассы плавают на поверхности воды).
Вывод: дерево и пластмасса лёгкие.
Опыт 22. «Горит – не горит»
Оборудование: деревянная палочка, пластмассовая палочка, спички.
Ход. Воспитатель поджигает деревянную палочку. Что видим? (деревянная палочка загорелась). Затем воспитатель поджигает пластмассовую палочку. Что происходит? (пластмассовая палочка загорелась, выделяя чёрный дым).
Вывод: дерево горит, пластмасса горит.
Сравнение дерева с камнем
Опыт 23. «Тонет – не тонет» (дерево легче камня)
Оборудование: ёмкости с водой, деревянные бруски, камни.
Ход. Предложить детям поочерёдно опустить в воду деревянные бруски и камни. Что происходит? (деревянный брусок плавает на поверхности воды, а камень опустился на дно).
Вывод: дерево легче камня.
Опыт 24. «Горит – не горит»
Оборудование: деревянная палочка, камень, спички.
Ход. Воспитатель поджигает деревянную палочку. Что видим? (деревянная палочка загорелась). Затем воспитатель пытается поджечь камень. Что видим? (камень не загорается).
Вывод: дерево горит, камень не горит.
Сравнение дерева с тканью
Опыт 25. «Тонет – не тонет»
Оборудование: ёмкости с водой, деревянные брусочки, кусочки ткани.
Ход. Предложить детям опустить в воду деревянные брусочки. Что видим? (Деревянные брусочки плавают на поверхности воды). Затем положить в воду кусочки ткани. Что происходит? (Ткань намокает и погружается в воду).
Вывод: дерево не тонет, ткань тонет.
Опыт 26. «Горит – не горит»
Оборудование: деревянная палочка, кусок ткани, спички.
Ход. Воспитатель поджигает деревянную палочку. Что видим? (деревянная палочка загорелась). Затем воспитатель поджигает кусок ткани. Что видим? (Ткань загорелась).
Вывод: Дерево и ткань горят.
Опыт 27. Сравнение мокрого и сухого куска дерева»
(сухой кусок разгорается быстро, а мокрый медленно)
Оборудование: ёмкость, кусок сухого дерева, кусок мокрого дерева, спички.
Ход. Воспитатель поджигает кусок сухого дерева. Что видим? (он загорелся сразу). Воспитатель поджигает кусок мокрого дерева. Что происходит? (сначала выделяется пар, испаряется вода, а загорается через длительное время).
Вывод: сухой кусок дерева разгорается быстро, а мокрый медленно.
Опыт 28. Рассматривание спилов деревьев лупой (у разных деревьев древесина разная).
Оборудование: спилы разных деревьев (тополь, вишня, абрикос, ель и т. п., лупы.
Ход. Предложить детям рассмотреть с помощью лупы спилы деревьев. Что видим? (разный цвет, структура, пористость).
Вывод: у разных деревьев древесина разная.