Татьяна Мосолова
Картотека опытов и экспериментов
▼ Скачать +Заказ
(для работы с детьми старшего дошкольного возраста при исследовании необходимых условий для выращивания овощных культур)
Опыты играют важную роль в процессе ознакомления детей с природой. Они позволяют детям наблюдать и изучать различные явления и процессы, которые происходят в окружающей их природной среде. Опыты развивают наблюдательность, логическое мышление и умение делать выводы, формируют у детей экологическое сознание и ответственное отношение к окружающей среде.
Опыт «Из чего состоит почва»
Цель: определение состава почвы
Публикация «Картотека опытов и экспериментов» размещена в разделах
Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.
Ход опыта. Воспитатель. В стакан с водой добавляем почву, и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
Опыт «Влияние состава почвы на рост растений»
Цель: выявить свойства земли (черного цвета, рыхлая, сыпучая, её отличие от песка, глины. Определить в какой почве растение растет, а в какой гибнет.
Материал: 3 емкости, земля, песок, глина, пророщенные семена овса.
Ход опыта. Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой — песок. «Посмотрим,— говорит педагог,— в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают все посевы. Первое рассматривание следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время рассматривания детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее рассматривание проводится, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках. Воспитатель формулирует вывод о зависимости растения от состояния почвы.
Эксперимент «Человек-растение»
Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
Материал: 2 стаканчика с землей, проросшие семена болгарского перца, леечка с водой.
Ход опыта. Дети с помощью воспитателя садят семена в стаканчики. Один стаканчик периодически поливают, а второй нет. Наблюдают и делают вывод, что без ухода, растение гибнет.
«Наблюдение за прорастанием семян гороха, бобов»
Опыт №1 (воздух-вода)
Цель: определить и доказать, что для прорастания семян необходим воздух и вода.
Материал: пустой стакан, стакан с землей, стакан с водой, семена гороха и бобов.
Ход опыта.
Стакан № 1 оставляем сухим.
Стакан № 2 заполняем водой до краёв (т. е. без доступа воздуха).
В стакан № 3 наливаем воды столько, чтобы она смочила семена, но не покрывала их полностью.
Смотрим результат:
Стакан № 1 — остался без изменения;
Стакан № 2 — семена набухли, но не проросли;
Стакан № 3 — семена дали ростки.
Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и вода.
Опыт № 2: (тепло)
Цель: сформировать представление, что для роста семян необходимо соблюдать температурные условия.
Материал: 2 стаканчика с землей, проросшие семена фасоли, вода.
Ход опыта.
Берем 2 стакана, заполняем землей, сажаем в них проросшие семена фасоли, поливаем водой. Стакан № 1 оставляем в комнате (t=23—25). Стакан №2 ставим в холодильник.
Стакан № 1 - фасоль проросла.
Стакан № 2 - остался без изменений.
Следовательно, для роста растений необходимо тепло.
Опыт № 3: (свет)
Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у замоченных семян. Определить значение света в жизни растений.
Материал: 2 стаканчика с землей и проросшей фасолью.
Ход опыта.
Берем стакан №1 и №2, заполняем землей, сажаем в них проросшие семена фасоли, поливаем водой.
Стакан № 1 ставим в комнате на окне. Стакан № 2- в темное место, то есть, без доступа света.
Смотрим результат:
В стакане № 1 фасоль проросла. Растение нежно - зеленого цвета. Растение в стакане № 2 - бледное, очень вытянулось в поисках света.
Следовательно: В темноте, семя прорастет, но для нормального роста растений необходим свет.
Опыт «Для чего нужны корни?» (на примере лука)
Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений.
Материал: луковица, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
Ход опыта: рассмотрите луковицу, выясним, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле, всасывают ли они воду. Проведем опыт: поместите растение в прозрачную емкость, отметьте уровень воды. Определите, что произошло с водой спустя несколько дней? (воды стало мало) Какими стали корни? Вывод: идет процесс всасывания воды корнями
Опыт «Как растение пьет воду» (на примере листа салата)
Цель: дать представление о том, что растение пьет воду. Жилки листьев служат трубопроводами. По ним вода поднимается до верха листа, окрашивая его.
Материал: китайская капуста, пищевой краситель, банки, стаканы, вода.
Ход опыта: насыпьте краску в стаканы и залейте холодной водой. Хорошо перемешайте. Поставьте в стаканы листья капусты. Наблюдайте. Через полчаса листья начнут окрашиваться. Если их оставить на ночь, то они станут еще ярче.
Вывод: листья окрасились, значит, вода движется по растению.
Опыт «Лабиринт»
Цель: установить, как растение ищет свет.
Материал: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта; в одном углу картофельный клубень, в другом отверстие.
Ход опыта. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления в отверстии ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, искривленные). Оставив коробку открытой, продолжают наблюдать за изменением цвета ростков и направлением роста (они позеленели, тянутся в разные стороны). Формулируется вывод: на свету растение лучше растет.
Опыт: с ветками (выявление потребности растений в тепле).
Цель: выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Показать необходимость тепла для роста и развития растений.
Материал: ветки сирени, 2 вазы.
Ход опыта.
Дети вместе с воспитателем срезают веточки сирени, вносят ветки в групповую комнату, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят в более теплое место. Затем наблюдают за распусканием веток. Первое рассматривание проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих в теплом месте. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях. В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась
Список литературы:
1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М- 2004
4. Обухова. – М. : ВАКО, 2010. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем.
5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000
6. Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет / авт. – сост.
М. Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 251 с.