Лушникова Елена Станиславовна
Картотека «Наблюдения на прогулке в летний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека «Наблюдения на прогулки в летний период»
Группа раннего возраста «Рябинка»
МБДОУ д\с №30
Воспитатель Лушникова Е. С.
Карточка № 1 лето
Наблюдение. Наблюдаем за птицами прилетающими на участок. Обратить внимание детей на то как передвигаются птицы: ходят, прыгают, летают. Как клюют корм, пьют воду из лужицы.
П/Игра “Кот и воробьи”
Цель- развить ловкость, быстроту, реакцию.
Публикация «Картотека „Наблюдения на прогулке в летний период“» размещена в разделах
Ход игры: Выбирается водящий (кот). Кот спит, воробьи (остальные дети) прыгают вокруг и машут крыльями. Кот проснулся- воробьи разлетелись в разные стороны. Кот догоняет, кого поймал, тот становится водящим.
С\Р игра «Магазин»
Труд. Протереть влажной тряпочкой скамейку от пыли.
Карточка № 2 лето
Наблюдение. Наблюдение за солнышком. Побуждать детей замечать, как ярко и весело может светить солнышко. Вызвать у детей чувство радости, желание выразить свое отношение словом, мимикой, жестами. Расширять словарь прилагательных — яркое, лучистое, веселое.
После на наблюдения поиграть с солнечными зайчиками (у стены веранды) с помощью зеркальца. Прочитать стихи:
Солнышко светит всем зверушкам: птичкам, зайкам, даже мушкам, одуванчику в траве, белой чайке в синеве, даже кошке на окне, и конечно мне.
С/Ролевая игра «Магазин»
П/Игра «Наседка и цыплята»
ЦЕЛЬ: Развитие внимания ловкости, быстроты.
ХОД ИГРЫ: На одной стороне площадки — «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица» (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет «цыплят» : «Ко-ко-ко», «цыплята» на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зернышки» : наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: «Летит большая птица!», «цыплята» убегают домой.
Труд. Подмести веранду.
Карточка № 3 лето
Наблюдение. Уж трава моя шелковая — наблюдение за травой. Развивать у детей представления о том, что растениям нужно тепло. Расширять словарный запас ребенка (травка, зеленая). Вос-ть бережное отношение к зеленой травке. Во время наблюдений вос-ль напоминает детям, что бегать по газону и рвать травку нельзя. Используется фольклорный текст: затоптали меня малые детушки, играючи…
П/Игра “Жмурки”
Проводится на ровном, свободном от препятствий месте.
Цель: Развиваем координацию, слух, воображение.
Водящему завязываются глаза. Дети встают в круг и начинают по очереди хлопать. До кого первого водящий дойдет, тот водит.
С\Р игра «Магазин»
Труд. Собрать на участке сухие веточки и камни.
Карточка № 4 лето
Наблюдение. Закреплять представления о деревьях. Показать изменения происходящие с деревьями летом, вместо цветов появились ягоды (рябина, черемуха). Обратить внимание на разную форму листьев.
С/Ролевая игра. “Капитан и пассажиры” Цель: Рассказать, кто такой капитан и какие обязанности он выполняет на корабле. Выбираем капитана и отправляемся в путешествие по реке.
П/Игра. «Пчелки»
ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.
ХОД ИГРЫ: Дети изображают пчел, бегают, размахивая ручками-крыльями, «жужжат».» Появляется взрослый — «медведь» — и говорит:
- Мишка-медведь идет,
Мед у пчел унесет.
Пчелки, домой! «Пчелки» летят в — «улей». «Медведь», переваливаясь, идет туда же. «Пчелки». «Пчелки» машут крыльями, прогоняя «медведя», «улетают» от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их.
Труд. Собрать на участке сухие веточки и камни.
Карточка № 5 лето
Наблюдение. Красный сарафанчик, черные горошки — наблюдение за божьей коровкой. Развивать у детей элементарные представления о насекомых — жучок ползает, летает, красный с черными горошками, на голове усики. Воспитывать гуманное отношение к маленькому животному существу. Божью коровку можно понаблюдать на листочке, на ладошке, посмотреть, как она улетает, раскрыв крылышки. Можно использовать лупу.
П/Игра «Мишка-медведь»
ХОД ИГРЫ: Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:
- Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.
Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.
А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,
Песенку веселую запоем, запоем!
Будем, будем в ладушки ударять, ударять!
Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!
«Мишка» в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.
С\Р игра «Шофер»
Труд Моем столик и скамеечки.
Карточка № 6 лето
Наблюдение за дождем. Развив. представлен. о дожде- дождик м. б. мелкий, тихий, а м. б. сильный, частый, льется дождик из тучки. Обогащать и акт-ть словарь прилагат-ых. Побуждать замечать связь между погодой и одеждой. Помогать выражать св. впечатления в игре, рисунке.
С/Ролевая игра “Садим огород” Показать детям как делать грядки, как садить некоторые семена. Вспомнить какие овощи растут в огороде.
П/Игра «Солнышко и дождик»
Труд. Пропалываем сорняки на клумбах.
Карточка № 7 лето
Наблюдение. Наблюдение за одуванчиком. Развивать у детей элементарные представления о цветущих одуванчиках. Побуждать детей узнавать элементарные представления о цветущих одуванчиках. Побуждать детей узнавать одуванчики и называть их. Развивать словарь прилагательных (желтые, золотые, как солнышко) воспитывать чувство симпатии, бережного отношения к растению.
Девочки и мальчики!
Не рвите одуванчики!
Среди домов, среди машин —
Веселый, луговой
Схватить в ладошку не спеши —
Цветок, как ты, живой!
П/игра “Жил у бабушки козел”
Цель: Упражнять в беге, ходьбе, ползании.
Дети стоят в кругу, воспитатель говорит”жил у бабушки козлик. У него были ножки вот такие (выставляют ноги вперед), копытца были вот здесь (приседают показывают) ит. д. (рожки, хвостик). Захотелось козлику погулять, и пошел он по горам, по долам (встают на четвереньки и расходятся по всей площадке). Зовет бабушка козлика домой. ”Иди козлик домой, а то волк съест”” Воспитатель изображает волка и предлагает детям убежать от него.
Труд. Подмести веранду.
Карточка № 8 лето
Наблюдение за елочкой. Развивать представлен. о своеобразии ели — иголочки у нее не опадают, она остается зеленой, даже когда холодно, елочка смелая, храбрая, не боится осени, холода. Вызвать восхищение елочкой, которая не боялась холодов, пробудить чувство любования ее красотой. прочитать стих. :
Пусть в небе листья кружатся, и близко холода,
Зеленые иголочки не сброшу никогда!
Вы только поглядите на мой наряд лесной,
Вы только приходите поговорить со мной.
Спросить, а что мы скажем елочке. Предложить поиграть в прятки с игрушками около елочки.
П\Игра «Карусель»
- Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Труд. Поливаем цветы.
Карточка № 9 лето
Наблюдение. Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ. Насекомые маленькие, живут в траве, в земле, в коре деревьев, питаются травой, листьями и нектаром.
С\Р игра «Магазин»
П\Игра «Кот и мыши»
ЦЕЛЬ: Развитие координации движений.
Ход ИГРЫ:
- Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон!
Взрослый хлопает в ладоши, ребенок-»мышка» убегает в «норку», а «кот» гонится за ним.
Труд. Моем уличные игрушки.
Карточка № 10 лето
Наблюдение. Дождик-дождик, пуще — наблюдение за дождиком. Развивать у детей элементарные представления о дожде — дождик сильный, дождик льет, дождик капает кап-кап, дождик прошел. Все радуются дождику — и травка, и цветы, и деревья. Продолжать развивать наблюдательность (после дождя земля мокрая — дождик намочил).
Льются дождик с высоты,
рады травки и цветы,
рады клены, тополя,
рада мокрая земля.
Если есть возможность, понаблюдайте из окна за прохожими, которые быстро идут, прячутся от дождя под зонтом.
П/Игра. “День-ночь”
Считалкой выбирается смотрящий. Смотрящий говорит : “день…день” дети ходят, прыгают, бегают, смотрящий говорит:”ночь” дети замирают. Проиграл тот, кто пошевелился.
Труд. Подметаем веранду.
Карточка № 11 лето
Наблюдение. Показать особенности ветреной погоды летом. Дует ветер – качаются ветки и деревья, шумит листва. Дует сильный ветер — ветки ломаются и падают на землю. Развивать у детей сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (радость, удивление) : дует ветер теплый, ласковый, предложить послушать, как он шумит в молодой листве. Предложить детям «поискать» ветер (деревья качаются, травка шевелится, покачивается). Вызвать у детей интерес к данному явлению природы. После наблюдения детям раздать султанчики, вертушки и предложить поиграть с ними.
П\Игра “У медведя во бору”
Выбирается водящий, отворачивается. Дети проговаривают стишок :”У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит, все на нас рычит”. После этих слов дети разбегаются, а ведущий-медведь ловит. Кого поймает, тот медведь.
С\Р игра “Магазин”
Труд. Пропалываем сорняки на клумбах.
Карточка № 12 лето
Наблюдение. Показать свойства воды. Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения, птицы пьют воду из луж Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой.
С\Р игра “Магазин”
П\Игра “Гуси-лебеди”
Выбирается ведущий-волк, встает на середину поля. Дети встают в одну линию на расстояние в 5-10 шагов от волка и проговаривают стишок :”Гуси-гуси, га га га, есть хотите? Да да да. Ну летите же домой. Серый волк под горой, зубы точит, воду пьет, нам прохода не дает. Ну летите как хотите, только крылья берегите”После слов все дети бегут на другую сторону, а волк ловит. Пойманный становится волком.
Труд. Помыть уличные игрушки.
Карточка № 13 лето
Наблюдение. Показать, что летний дождь может быть разным. Летом идет теплый дождь. После дождя на небе появляется радуга. Деревья, дома и земля после дождя – мокрые. Дождь прошел — появились лужи. По теплым лужам можно ходить босиком.
П\Игра “Бумажные снежки”
Две команды бросают друг в друга бумажные комочки, пока взрослый не скажет:”Стоп!” Дети бросившие снежки после слова “Стоп” Выходят из команды. Выигрывает та команда где детей осталось больше.
С\Р Игра «Шоферы»
Труд. Собрать все бумажные комочки.
Карточка № 14 лето
Наблюдение. Показать свойства песка. Утром песок поливают, чтобы он был влажный и воздух на участке был свежий. Сухой песок рассыпается, а из влажного можно лепить куличики. На влажном песке можно рисовать, а если наступить, то останется след.
С\Р Игра «Шоферы»
П\Игра. «Солнечные зайчики»
ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.
ХОД ИГРЫ: Взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:
- Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
Затем по команде: «Лови зайчика!» — ребенок бежит и пытается поймать «зайчика».
Труд Убираем отцветшие цветы и засохшие листья.
Карточка № 15 лето
Наблюдение за прохожими в летней одежде и одеждой детей. Развивать у детей элементарные представления о предметах одежды. Активизировать словарь детей (платье, сарафан, майка, шорты, трусики, носочки, панамка) Развивать сенсорное восприятие цвета одежды (У Коли желтая майка, У Ани — красный сарафан)
П\Игра «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Труд. Подметаем веранду, протираем скамейку.
Карточка № 16 лето
Наблюдение. Наблюдаем за муравьями. Трудятся неутомимые муравьишки, таскают в свой дом палочки, былинки да соломинки. В муравейнике как в большом доме, имеются и спаленки, и детские, и множество коридорчиков
С\Р игра. ”Строители” Рассказать детям о профессии строитель. Показать, как построить домик из песка, камней, сухих веточек. Предложить детям построить самим домики.
П\Игра «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Труд. Собираем на участке камни и сухие веточки.
Карточка № 17 лето
Наблюдение за листочками. Развивать у детей способность к самостоятельным наблюдениям, подводить малышей к выводу: ветер дует, листочки шумят. Воспитывать чувство бережного отношения к объектам живой природы (мы не ломаем зеленые веточки, мы не рвем листочки). Такое наблюдение проводится неоднократно, детям можно предложить найти большой и маленький листочек, понюхать душистый аромат свежести и пр.
П\Игра “Не задень”
Дети расставляют произвольно предметы на площадке. По команде они начинают бегать, но так что бы не столкнуться и не задеть за предметы. Ребенок, который задел предмет выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. Он- победитель.
С\Р игра «Больница»
Труд. Моем столик и скамеечки.
Карточка № 18 лето
Наблюдение за белым одуванчиком. Развивать у детей элементарные представления о жизни одуванчика во время его цветения. Вызвать желание полюбоваться летящими пушинками, белоснежными головками цветов, вызвать эмоциональный отклик на интересное явление (подули на одуванчик — полетели пушинки). Загадать загадку: был цветок — как желток, а теперь он как снежок.
П\Игра. “Кошка и воробьи”
Начертить на песке круг. В центре круга- кошка. Дети- воробьи. Они прыгают за кругом, дразнятся, запрыгивают в круг., когда их кошка не видит, и стараются, что бы она их не поймала. Как только кошка поймает трех воробьев, роль кошки переходит к другому ребенку.
С\Р игра. ”Строители” Рассказать детям о профессии строитель. Показать, как построить домик из песка, камней, сухих веточек. Предложить детям построить самим домики.
Труд. Пропалываем грядку. Рыхлим маленькими грабельками.
Карточка № 19 лето
Наблюдение. Расширять представление о деревьях. Показать чем отличаются лиственные деревья от хвойных. Показать, что на некоторых деревьях вместо цветочков, появились ягодки.
С\Р игра «Шоферы»
П\Игра “Пчелы и медведь”
Дети бегают (летают)по площадке, машут “крылышками”. Время от времени ведущий говорит:”Пчелки, пчелки, в улей летите, мед от медведя берегите!”Как только пчелки услышат эти слова, они должны быстро убежать от медведя и залететь в улей (круг). Медведь догоняет пчелок. После того как пчелы залетели в улей, они поворачиваются к медведю и сердито на него жужжат. Игра повторяется.
Труд. Подметаем веранду, моем уличные игрушки.
Карточка № 20 лето
Наблюдение. Наблюдаем за трудом дворника. Утром дворник поливает цветы, что бы они не завяли, поливает дорожки и песок, что бы прибить пыль. После полива на улице дышится легко.
П\Игра «Мыши и кот»
Цель: приучать детей бегать легко, на носках; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Описание: дети сидят на скамейках или стульчиках – это мыши в норках. В противоположном углу комнаты сидит кот – воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза) и мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается и начинает ловит мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в свои места – норки. Пойманных мышек кот уводит к себе. После кот еще раз проходит по комнате и снова засыпает.
Труд. Собираем листочки и цветы для гербария.