Ткаченко Наталья
Картотека музыкально-подвижных игр для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
КАТРОТЕКА МУЗЫКАЛНО-ПОДВИЖНЫХ ИГР
ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Музыкально-ритмичные игры, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.
Публикация «Картотека музыкально-подвижных игр для малышей» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Используя в работе музыкально-ритмические упражнения, мы решаем следующие задачи:
• Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки;
• Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений;
• Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку;
• Создание атмосферы радости, удовольствия.
Перечень игр
«Кошка и мыши» «Зайчики и лисичка»
«Хитрый кот» «Саночки».
«Прятки» «Ловишки»
«Петушок» «Самолёт»
«Где же наши ручки?» «Кошка и котята»
«Прятки с собачкой». «Солнышко и дождик»»
«Игра с погремушками». «Воробушки и автомобиль»
«Птички и кошка». «Кружится лёгкий платочек»
«Игра с мишкой» «Игра кошки мышки»
«Ножками затопали» «Большие и маленькие ножки»
Карточка № 1.
«Кошка и мыши».
Задачи: развивать у детей образное представление, реакцию на сигнал, умение ориентироваться в пространстве.
Описание: Педагог изображает кошку, а дети – мышек.
Пока кошка «спит», мышки бегают вокруг неё, когда кошка просыпается и кричит «мяу!», мышки убегают в норки (стульчики).
Игра повторяется 2 – 3 раза.
Рекомендации: норки (могут быть стулья) обговорить с детьми заранее.
Игра проводиться без музыкального сопровождения.
Карточка № 2.
«Хитрый кот». Русская народная прибаутка (Приложение 29).
Задачи: развивать у детей образное представление, реакцию на сигнал, умение ориентироваться в пространстве.
Описание игры:
Кот – любой желающий ребёнок.
На вступление музыки выходит кот, присаживается на корточки.
Хитрый кот в углу сидит,
Притаился, будто спит.
Мышки, мышки, вот беда,
Убегайте от кота! Мышки гуляют по залу.
С окончанием песни кот ловит мышей.
Карточка № 3.
Игра «Прятки». Русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль я» (Приложение 31).
Задачи: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, формировать внимание и выдержку.
Описание: дети выполняют произвольные движения, размахивая платочками под музыку.
С окончанием музыки присаживаются на корточки, прячутся за платочки, держа их за верхние уголки.
Педагог, взяв в руки собачку, ходит по залу и поё т на мелодию песни: «Во саду ли, в огороде»
Я по комнате хожу, деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти,
Где же деток мне найти?
Дети, вы где? Ау!
Дети отзываются «Мы здесь!», взмахивают платочками, выполняют произвольные движения.
Карточка № 4.
Игра «Петушок». Русская народная прибаутка (Приложение 7).
Задача: передать образ петушка.
Вариант 1.
Описание: в середине зала – стул, на него садится ребёнок и закрывает глаза.
За стулом – стоит другой ребёнок в шапочке петушка.
Педагог поёт песню вместе с детьми, называя имя ребёнка, «спящего» на стульчике.
С окончанием музыки, ребёнок – петушок, машет крыльями, кричит: «Кукареку!» и убегает, сидящий ребёнок, встаёт и ловит петушка.
Рекомендации: педагог договаривается с детьми о сигнале.
Услышав этот сигнал, ребёнок – петушок подбегает к педагогу.
Вариант 2.
Описание: у педагога в руках – петушок, дети сидят на стульях, закрыв глаза («спят», воспитатель поёт песню.
С окончанием песни петушок «будит» детей, кричит: «Ку – ка – ре – ку!»
Дети «просыпаются» (открывают глаза, смеются).
Петушок предлагает всем станцевать.
Карточка № 5.
Игра «Где же наши ручки?» музыка Т. Ломовой (Приложение 28).
Задачи: передать образ петушка.
Описание: собачка играет с детьми.
Где же, где же наши ручки, где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки, нету наших ручек?
Педагог показывает все знакомые движения.
Вот, вот, наши ручки, вот наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки, пляшут наши ручки.
Потом все дети весело и произвольно танцуют под любую весёлую мелодию.
Рекомендации: напомнить детям знакомые движения.
Карточка № 6.
«Прятки с собачкой». Украинская народная мелодия (Приложение 34).
Задачи: передать образ собачки, развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
Описание: воспитатель, танцует вместе с детьми, показывая различные знакомые движения.
По окончании музыки все прячутся от собачки (закрывают глаза ладошками).
Собачка зовё т детей: «Где же дети? Ау!».
Дети отзываются: «Вот мы!».
Собачка лает и догоняет ребят.
Рекомендации: выучить слова диалога собачки и детей.
Карточка № 7.
«Игра с погремушками». Музыка Т. Вилькорейской (Приложение 42).
Задачи: учить выполнять движения с погремушками, развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
Атрибуты: погремушки.
Вариант 1.
Описание: музыка А. Дети бегают врассыпную.
Музыка Б. Дети маршируют.
Вариант 2.
Описание: музыка А. Дети бегают врассыпную.
Музыка Б. Дети, присев на корточки, стучат палочкой от погремушки об пол.
Рекомендации: погремушки у детей в правой руке.
Карточка № 8.
«Птички и кошка». Любая весёлая музыка.
Задачи: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
Атрибуты: маска кошки или игрушка – кошка.
Игра проводится по принципу игры «Кошка и мышки».
Педагог изображает кошку, а дети – птичек.
Пока кошка «спит», птички летают вокруг неё, а когда кошка просыпается и кричит «мяу!», птички улетают в свои гнёздышки (стульчики).
Игра повторяется 2 – 3 раза.
Рекомендации: гнёздышки (стулья, обговорить с детьми заранее.
Карточка № 9.
«Игра с мишкой». Музыка Г. Финаровского (Приложение 56).
Задачи: соотносить движения с текстом.
Атрибуты: игрушка - мишка.
Описание: Мишка (игрушка в руках взрослого) находится напротив детей на некотором расстоянии.
Взрослый поёт – дети идут к Мишке.
Мишка косолапый,
Манит деток лапой,
Приглашает всех гулять,
В догонялки поиграть.
На фортепианный отыгрыш Мишка «догоняет» детей.
Рекомендации: обговорить с детьми заранее, что когда звучит песня, их приглашают в гости, а когда звучит музыка без слов - догоняют.
Карточка № 10.
«Зайчики и лисичка». Музыка Г. Финаровского (Приложение 54).
Задачи: соотносить движения с текстом.
Атрибуты: игрушка – лисичка.
Описание: дети стоят врассыпную по всему залу, на некотором расстоянии от них педагог (лисичка в руках взрослого).
1. По лесной лужайке,
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки – побегайки!
2. Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки – побегайки!
3. Вдруг бежит лисичка,
Рыжая сестричка.
Ищет где – же зайки,
Зайки – побегайки!
Дети – зайчики скачут в разных направлениях.
Присаживаются на корточки
(ищут корешок)
Зайчики прячут лицо в ладошки, а лисичка (в руках у педагога) ходит по залу и ищет детей.
По окончании песенки под весёлую музыку зайчики прыгают.
Внезапно выбегает лисичка и весело говорит: «Догоню, догоню!».
Зайчики разбегаются, кто куда (садятся на стульчики).
Рекомендации: обговорить с детьми заранее, что когда звучит, выполняют движения: прыгают, роют лапкой, а когда лисичка говорит: «Догоню!» - убегают на стульчики.
Карточка № 11.
«Саночки». Любая весёлая музыка.
Задачи: учить ориентироваться в пространстве.
Атрибуты: кукла – мальчик.
Вариант 1.
Описание игры: Мишка (игрушка в руках взрослого) находится напротив детей на некотором расстоянии.
Рекомендации: дать игрушку – куклу по желанию любому ребёнку.
Игрушка должна поблагодарить ребёнка, который его катал.
Вариант 2.
Ребёнок по – желанию катает куклу.
Предложить детям поменяться в парах, а куклу передать другому ребёнку.
Рекомендации: спросить у куклы: «Понравилось кататься в саночках».
Кукла отвечает: «Да»
Карточка № 12.
«Ловишки» музыка Й. Гайдна (Приложение 69).
Задачи: учить детей соотносить движения с музыкой,
воспитывать у детей выдержку.
Атрибуты: игрушка – зайчик.
Вариант 1.
Описание игры: ведущий – ловишка (в руках у него игрушка) стоит лицом к стене.
Дети стоят у противоположной стены.
Музыка А. Дети подбегают к «ловишке», останавливаются.
Музыка Б. Хлопают в ладоши, приговаривая в ритм музыке :
Раз, два, три! Раз, два, три,
Ну, скорее, нас лови!
Дети убегают, «ловишка» делает вид, что хочет их поймать.
«Ловишкой» может быть любой персонаж, но только после того, как дети привыкнут к «ловишке» – игрушке.
Вариант 2.
В качестве «ловишки» – ребёнок (в руках– игрушка зайчик)
Вариант 3.
В качестве «ловишки»» – ребёнок (в руках – игрушка лошадка)
Вариант 4.
В качестве «ловишки» – ребёнок (в руках – игрушка зайчик, затем мишка)
Рекомендации: дать игрушку по желанию любому ребёнку.
Карточка № 13.
«Самолёт» музыка Л. Банниковой (Приложение 76).
Задачи: учить передавать игровые образы, развивать лёгкость бега.
Вариант 1.
Описание игры: перед началом игры показать детям, как самолёт летит, предложить завести мотор самолёта – сделать руками «моталочку» перед грудью со звукоподражанием «Р – р – р – р».
Педагог поёт песню, дети слушают.
Такты 1 – 8 – дети бегут по кругу друг за другом (врассыпную, разведя руки в стороны на уровне плеч, как самолётики.
Музыка замедляется – нужно «приземлиться», присесть на корточки.
Повторить игру несколько раз, «полетать» над нашим городом.
Карточка № 14.
«Кошка и котята» музыка В. Витлина (Приложение 98).
Задачи: приучать детей прислушиваться к музыке, согласовывать движения в соответствии с правилами игры.
Описание игры: воспитатель – кошка салится на стул (корточки, дети – котята около неё.
Звучит «Колыбельная» – кошка и котята спят.
Звучит музыка «Игра» – котята бегают врассыпную, шалят.
С окончанием музыки, котята «убегают» и садятся на стульчики.
Воспитатель поёт песню «Серенькая кошечка»,
ищет своих котяток и спрашивает: «Где ж мои котятки?».
Дети – котята мяукают, кошка «находит», гладит, обнимает их.
Карточка № 15.
«Солнышко и дождик»» музыка М. Раухвергера, Б. Антюфеева (Приложение 105).
Задачи: согласовывать движения в соответствии с правилами игры.
Описание игры:
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнатку. Идут по кругу
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку. Хлопают в ладоши
Топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ Ритмично притоптывают на месте
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши
Дождь идет, скорей домой Дети бегут к воспитателю под зонтик.
Дождь прошел. Солнышко светит. Игра повторяется
Карточка № 16.
«Воробушки и автомобиль» музыка М. Раухвергера (Приложение 108).
Задачи: отрабатывать лёгкий бег, чёткий топающий шаг, самостоятельно реагировать на смену характера музыки, учить бегать легко, используя всё пространство зала.
Атрибуты: руль, фуражка.
Описание игры:
Первый раз шофёр – воспитатель, в дальнейшем – дети.
Шофёру дать в руки руль, надеть на голову фуражку.
Дети сидят на стульчиках (гнёздышках).
Под музыку «Воробушки» - дети бегают по комнате (птички летают).
Под музыку «Автомобиль» - воспитатель двигается дробным шагом (автомобиль едет).
Дети быстро бегут и садятся на стульчики (птички улетают в гнёздышки).
Карточка № 16.
«Кружится лёгкий платочек» (Приложение 2) Е. Железнова
Задачи: Ориентировка в пространстве, координация движений.
Описание игры:
Все дети берут за верхние уголки платочки.
Кружится, кружится лёгкий платочек выполняют плавные покачивания платочком влево и вправо
Дождик закапал – платок будет крышей кладут платочек на голову
Маленькой крышей чтоб ты не промок качаются
Траляляляляля-тралялялял-ляляляля бросают платочек вверх и ловят его
Карточка № 17.
«Ножками затопали» (Приложение 1)
Задачи: Развитие внимания, быстроту реакции на речевой сигнал.
Описание игры:
Под песню «Ножками затопали» дети шагают по кругу с флажками опущенными вниз. Ребёнок, чьё имя назвали, поднимает флажок вверх, игра повторяется с другими именами детей.
Карточка № 18.
«Игра кошки мышки» (Колокольчик и барабан)
Задачи: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.
Описание игры:
Выбирается кошка. Когда звенит колокольчик – все дети приближаются к кошке, а как только заиграл барабан – разбегаются по домикам.
Карточка № 19.
«Большие и маленькие ножки» (Приложение 44)
Задачи: Развитие координации слов и движений, работа с темпом и ритмом.
Описание игры:
Дети идут по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги шли по дороге: Топ-топ, топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ.
Карточка № 20.
«Карусель». Русская народная мелодия (Приложение 121).
Задачи: Содействие развития игровой деятельности, работа над темпом.
Атрибуты: карусель с лентами.
Описание игры:
Воспитатель: «Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Держась за ленточки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу.
Еле – еле, еле – еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом.
Тише – тише, тише – тише,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра.
Взрослый держит шест, дети встают вокруг карусели, берутся одной рукой за колечко.
Карточка № 21.
«Кружится лёгкий платочек» (Приложение 2) Е. Железнова
Задачи: Ориентировка в пространстве, координация движений.
Описание игры:
Все дети берут за верхние уголки платочки.
Кружится, кружится лёгкий платочек выполняют плавные покачивания платочком влево и вправо
Дождик закапал – платок будет крышей кладут платочек на голову
Маленькой крышей чтоб ты не промок качаются
Траляляляляля-тралялялял-ляляляля бросают платочек вверх и ловят его