Получи документы

Картотека «Кубанские народные подвижные игры»

Алла Постникова
Картотека «Кубанские народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОДВИЖНЫЕ КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Цель - создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного психического и физического развития ребенка.

Задачи:

Образовательные

• расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через кубанские народные подвижные игры;

• Изучать правила кубанских народных игр;

• Формировать умения следовать правилам игры;

Публикация «Картотека „Кубанские народные подвижные игры“» размещена в разделах

• Обучать правильному выполнению основных игровых двигательных упражнений и приёмов;

• Обучение старших дошкольников забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;

Развивающие

Развивать физические качества: ловкость, координацию движений, гибкость, быстроту, силу, равновесие, крупную и мелкую моторику обеих рук;

• Прививать организаторские способности.

Развивать личностные качества воспитанников: смелость, физическую активность, упорство в достижении цели, дружелюбие и коммуникативность, честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;

• Развивать двигательную активность детей - совершенствовать навыки в ОВД - беге, прыжках, лазанье, метании;

содействовать развитию речи: обогащению словарного запаса, повышению выразительности речи и движений, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

Воспитательные

• Воспитывать интерес и потребность к повседневному применению кубанских подвижных игр;

• Воспитывать у детей интерес к занятиям физкультурой и спортом;

• Воспитание любви к малой Родине, её традициям и обычаям;

• Расширять коммуникативные способности детей.

ПОДВИЖНЫЕ КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

«Змейка»

Задача:учить детей прыгать, продвигаясь вперёд. Развивать ловкость, внимание.

Ход игры :Вот как описывали эту игру старожилы станиц Верхней Кубани :

«Малы хлопцичилягають на спыну, чи хлопаются на коленки, чисидають на зимлю один за другим, но на небольшом расстоянии.

Самый крайний сигаеть через остальных, а на кониц сам лягаечисидаена другом конци.

И так один за другим».

«Чур у дерева!»

Задача:учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры :Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами.

Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.

Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же — в середине между деревьями.

Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»

Осаленный менялся местом с водящим.

«Домовой за грубкой?»

Задача:учить детей бегать по площадке врассыпную с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры :Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе — около дерева.

Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?»

Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.

«Шкракобушка»

Задача:учить детей бегать по площадке врассыпную с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры :Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?»«Муку молол». — «Что вымолол?»«Копеечку». — «Что купил?»«Калачик». — «С кем съел?»«С тобой». — «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», — указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»

Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т. д., пока они не переловят всех остальных.

«Чапля»

Задача:учить детей прыгать на корточках. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве. Закрепить умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.

Ход игры :Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке — примерно 55 м.

По жребию или по считалке выбирали водящего — чаплю.

Остальные — «лягушки».

Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.

Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног.

Лягушки должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.

При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании они меняются местами.

«Лень»

Задача:учить детей бегать по площадке врассыпную с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений. Содействовать развитию речи: обогащению словарного запаса, повышению выразительности речи и движений, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

Ход игры :Один из играющих, изображающий лень, садится на землю. Дети стоят поодаль от него врассыпную.

Дети: Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?

Лень: Не тепло.

Дети:

Не одеть ли нам его,

Не обуть ли нам его?

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы-то платок,

С красной девушки венок.

(Изображают, как его одевают).

Дети: Что ты, лень, сидишь?

Лень: Пить, есть хочу.

Дети: Что же тебе надобно?

Лень:

Яства боярские,

Питья государские.

Дети:

Кто спину не гнет,

Тому ложка не в рот,

А где гнулась спина,

Тому рожь густа и колосиста,

Колосиста, ядрениста.

С зерна-то пирог,

С колоска весь мешок.

Лень догоняет детей, они убегают. Пойманный ребенок становится ленью.

«Хваталки»

Задача:Учить действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры :Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает.

Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков

«Колесо»

Задача:Учить детей строиться в колонны, быстро бегать. Развивать внимание, быстроту реакции.

Ход игры :Играющих 16 или значительно больше.

Они, разделившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине — как спицы в колесе.

Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.

Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот — следующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.

Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.

Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.

Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.

«Путы»

Задача:Учить детей передвигаться прыжками со связанными ногами, Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие, ловкость.

Ход игры :Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади.

И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.

«Четыре угла» («По уголкам»)

Задача:учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры :На земле чертится квадрат. Четверо учащихся становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей- нибудь угол. Оставшийся без угла, становится «мышкой».

Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим.

«Хлибчик»

Задача:учить детей бегать по площадке врассыпную, быстро находить себе пару. Развивать ловкость, быстроту движений. Закрепить умение действовать по сигналу.

Ход игры :Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий –хлибчик (хлебец)- становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:

- Пеку, пеку хлибчик!

- А выпечешь?

- выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому не хватило пары, становится хлибчиком. Игра повторяется.

«ЛЯПТА»

Задача:учить детей бегать по площадке врассыпную с увёртыванием. Развивать ловкость, внимание, быстроту движений.

Ход игры :Один из игроков – водящий, его называют ляптой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то засалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока.

«СТАДО»

Задача:учить детей перебегать врассыпную с одной стороны площадки на другую, увертываясь от ловишки, действовать по сигналу.

Ход игры :играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок!

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая!

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

«НЕ ЗАМАЙ (НЕ ТРОНЬ МЕНЯ)»

Задача:учить детей бегать, держась за руки, не расцепляя рук, смыкать круг. Развивать ловкость, внимание.

Ход игры :В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая, кричат: «Не замай!»

Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в одной цепи, игра заканчивается.

«Повтори!»

Задача:учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество.

Ход игры :В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.

Создавали круг.

Вожаком был самый старший– шестилетка.

Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником.

А задача затейника — показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах — для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге — для 5-6-леток.

Вожака звали в круг.

Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение.

При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого - нибудь из игроков, т. е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывал затейника.

Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась.

Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.

Шнур от тележки каждой лошадки идет к катушке, которую держит «жокей» на линии финиша.

Остальным участникам раздают равное количество колец разного цвета- каждой команде свой цвет. По сигналу ведущего участники быстро ведут своих коней к финишу. Стоящие в шеренгах должны суметь набросить свои кольца на шеи коня противника. Побеждает команда, приведшая к финишу своего коня и набросившая наибольшее количество колец.

Публикации по теме:

Картотека «Подвижные игры в детском саду» в виде презентации. Часть 10Картотека «Подвижные игры в детском саду» в виде презентации. Часть 10 Картотека подвижных игрКолдун. Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью.

Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду» Одна из удобных форм организации своей педагогической лаборатории (или копилки) является картотека. Картотека позволяет "разложить" весь.

Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 12Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 12 Все части картотеки ЗДЕСЬСерый волк Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном.

Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 13Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 13 Все части картотеки ЗДЕСЬУгадай, кого поймал Вдоль стены комнаты устанавливаются стульчики и на них садятся дети. Воспитатель разрешает.

Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 9Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 9 Картотека подвижных игр в виде презентацииХитрая лиса. Ход игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне,.

Картотека зазывалок на подвижные игры для детей дошкольного возрастаКартотека зазывалок на подвижные игры для детей дошкольного возраста Дошкольное детство это время игр и активной подвижности, к сожалению в настоящем времени дети очень мало двигаются, всё больше заняты гаджетами.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры»Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры» Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Кубанские народные подвижные игры»
Опубликовано: 18 января 2020 в 20:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека «Кубанские народные подвижные игры»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Постникова (УИ 952013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД